Московская патриархия

Слово о. Игоря в среду Первой седмицы по прочтении третьей части Великого покаянного Канона (16.03.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ (ОСИПЕНКО) Слово в среду Первой седмицы по прочтении третьей частиВеликого Покаянного Канона16.03.2015(Текст Канона см.: http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/v_kanon/text3.htm) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!«От юности, Христе, заповеди Твоя преступих…», — так…

 

ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ (ОСИПЕНКО)

 

 

Слово в среду Первой седмицы по прочтении третьей части
Великого Покаянного Канона
16.03.2015
(Текст Канона см.: http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/v_kanon/text3.htm)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«От юности, Христе, заповеди Твоя преступих…», — так начинался сегодня Великий покаянный Канон преподобного Андрея Критского. С момента изгнания Адама из Рая, все человечество проходит через этот путь – через путь преступления заповедей Христовых. Но в течение нескольких тысяч лет Господь лично имел возможность беседовать с людьми. А по прошествии некоторого времени произошло то, что мы читаем дальше в первом тропаре Канона: «…всестрастно небрегий…», то есть не оберегало себя ни от одной страсти. Все страсти, которые можно было собрать, человек на себя собирает. А что из этого получается – читаем дальше: «…унынием преидох житие…». Когда человек впадает во многие страсти и не борется с ними, не оберегает себя от них, он впадает в уныние. И вот в таком состоянии Господь не может уже беседовать с человеком. И тогда Господь, как любящий отец, видя, что блудный сын уходит от него все дальше и дальше и перестает его слышать, тогда Отец Небесный начинает писать письма в надежде, что человек, уходящий от Него, рано или поздно эти письма начнет читать.

Письма Бога были собраны воедино и стали называться Священным Писанием. В Евангелии от Иоанна есть такое свидетельство – в конце 5-ой главы есть строки, обращенные Христом к Своим соплеменникам: «Испытáйте писáнiй, я́ко вы́ мнитé въ ни́хъ имѣ́ти живóтъ вѣ́чный: и тá сýть свидѣ́телствующая о мнѣ́» (Ин.5:39). То есть евреи через Священное писание надеялись найти путь в жизнь вечную. А Господь немножко переставляет акценты: Он говорит, что Священное Писание о МНЕ свидетельствует, как о пути в жизнь вечную.

Есть такое страшное слово «пытать». Пытки обычно используют для того, чтобы вытащить какую-то информацию, о которой человек не хочет говорить. Господь говорит не просто «пытайте Священное Писание», а говорит «испытайте Священное Писание». Приставки «ис-» означает в русском языке завершение процесса с достижением результата. Например: бить – избить, рыть – изрыть, рисовать – изрисовать. Значит, когда Господь говорит «испытайте Писание», то это означает «испытайте Писание до тех пор, пока не вытащите оттуда информацию». Какую информацию? – ту информацию, о которой Он говорит: «тá сýть свидѣ́телствующая о мнѣ́» как о Пути в жизнь вечную. То есть мы Священное Писание должны читать до тех пор, пока мы не увидим, что Священное Писание свидетельствует о Христе как о Пути в жизнь вечную. Я обращаю ваше внимание на то, что то Писание, о котором Христос говорит в Евангелии – это не Новый Завет, это Ветхий завет. То есть мы должны испытывать Ветхий Завет для того, чтобы познать Христа.

Не знаю, как современная молодежь общается, а мы в молодости для того, чтобы познать своих друзей более глубоко, мы писали друг другу письма, даже если общались каждый день, потому что в письмах можно сказать много того, чего не скажешь в устной речи, при личном общении. И вот через эти письма от Бога мы можем познать Христа намного более глубоко, чем даже при личном общении с Ним.

Часто приходится слышать от людей, в частности – от церковных людей, что Священное Писание Ветхого Завета читать очень сложно, в нем ничего не понятно и вообще – скучно. Я могу сказать только одно: горе тому блудному сыну, который не может прочитать письма своего Отца.

Мы прочитаем первый тропарь до конца: «От юности, Христе, заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие. Темже зову Ти, Спасе: поне на конец спаси мя». Вот мы пришли к концу. Очень страшно говорить о конце – о смерти, но сказать надо. Знаете, какое самое тяжелое испытание бывает у человека перед смертью? Испытание богооставленности, когда человек вдруг понимает, что Бог его не слышит. Это испытание дается для того, чтобы проверить крепость веры человека. Но представьте себе, что это испытание накладывается на все внешние обстоятельства. Одно из них такое, что человеку перед смертью дается возможность частичного простого знания. Мы с вами привыкли знания добывать с помощью науки: анализ, синтез и прочие «причиндалы» — какие-то сложности математического аппарата, какие-то опытные вещи. А когда Господь приводил зверей к Адаму для того, чтобы он давал им имена, Адам не проводил никаких биологических опытов, не строил никаких генеалогических деревьев. Он зрел суть вещей, он мог сразу определить, что перед ним находится. И вот человеку перед смертью дается тоже такое умение узнавать суть вещей, по крайней мере, по отношению к его личной жизни, то есть человеку дается увидеть свою жизнь, так сказать, без прикрас. Не то, что у него в памяти хранится – какими-то обрывками и приукрашено субъективными оправданиями, а именно – объективная картина жизни человека. И конечно, когда человек видит эту картину, развернутую полностью – от рождения до сегодняшнего момента – ему просто становится страшно: как мог так жить, и сколько всего он в жизни натворил! И вот в этот момент он, конечно, кричит к Богу: Господи, помилуй меня! А Господь его не слышит… И вот здесь очень важно бывает то, что человек, не укрепленный вере, начинает сомневаться, начинает отрекаться от Бога и искать какой-то поддержки со стороны. Тогда очень часто умирающие начинают видеть вокруг себя врагов. Но если мы с вами хорошо знаем нашего друга, если мы с вами через письма, через личное общение настолько близко сошлись с другим человеком, что не верим никакой клевете и понимаем, что он может дать слабинку, и прощаем его, то, точно так же, в этот момент мы будем относиться и к Богу. Если Господь дает нам это испытание, значит, нам нужно его пройти. Не надо колебаться в вере, не надо сомневаться. Но для того, чтобы быть уверенным в этом, необходимо хорошо знать Бога. Необходимо испытывать Писание, чтобы найти те «подпорки», которые нужны для нашей веры. И мне бы хотелось сегодня пожелать каждому из нас, чтобы мы в преддверии конца, а «конец приближается, и имаши смутитися», чтобы мы в преддверии этого конца верили в Бога, в Христа, Который нас пощадит «везде сый и вся исполняяй».

Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд