Московская патриархия

Слово о. Андрея в четверг Первой седмицы по прочтении последней части Великого Покаянного Канона (17.03.2016)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Слово в четверг Первой седмицы по прочтении последней частиВеликого Покаянного Канона17.03.2016(Текст Канона см.: http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/v_kanon/text4.htm) Сегодня мы с вами завершили чтение последней части Великого Канона преп. Андрея Критского. Незаметно прошли…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Слово в четверг Первой седмицы по прочтении последней части
Великого Покаянного Канона
17.03.2016
(Текст Канона см.: http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/v_kanon/text4.htm)

Сегодня мы с вами завершили чтение последней части Великого Канона преп. Андрея Критского. Незаметно прошли эти четыре дня начала Великого Поста. Была уже у нас с вами совершена первая Литургия Преждеосвященных Даров. Многажды мы уже совершили поклоны с молитвой преп. Ефрема Сирина. Но особым образом Великой Покаянный канон показывает нам то, как видит сердце человеческое самого себя, если смотрит через опыт, если оно смотрит через то духовное измерение, которое должно открыться в жизни каждого человека. Видим, какое сокрушение рождается в сердце человеческом, какая скорбь от грехопадений, какие слезы. Так жили преподобные, так они видели, прежде всего, себя. Всех же остальных они видели подобными ангелам.

Мы живем в другом измерении и порой как раз не видим этой духовной составляющей нашей жизни – не она является определяющей в нашей жизни. Для того, чтобы человек увидел срамоту свою, нищету свою – он должен посмотреть в зеркало и увидеть там, каков он есть на самом деле. Ежели человек не смотрит и не желает даже думать о том, что это возможно – увидеть самого себя, то выстраивается жизнь человека по иным уже законам – по законам, когда все люди начинают что-то из себя изображать. Жизнь превращается в некие театральные подмости: как еще сохранилось в сербском языке, театр называется «позориште». И вот на этом позорище проходит жизнь огромного количества людей, которые изображают из себя того или персонажа. Они пытаются представить себя в том или ином виде по отношению к другим людям. Порой переживают, что у них что-то не получается, что-то у них не происходит так, как бы им того хотелось: их роль не вписывается в тот или иной сюжет, который начинает разворачиваться перед их взором. Но все лишь оттого, что человек не видит самого себя. Не видит своей глубины, той тайны, которая сокрыта в самом человеке.

Видеть же человек истинного себя может, только взглянув в Священное Писание, в те слова, которые читаются здесь в Церкви, сугубо – в дни Великого поста как в назидание и наставление нашего сердца, чтобы оно вновь обратилось к пониманию того, что же для него является определяющим, важным и значимым в жизни.

Отцы нам с вами оставили слова о том, что, открывая Святое Евангелие надо помнить, что эта книга определит твою будущую участь. По ней ты будешь судим. В какой мере ты соответствовал Евангелию, в такой мере будет и твоя следующая участь: «…отметаяйся мене и не приемляй глаголгол моих имать судящаго ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» (Ин. 12:48). Посему относились к чтению и знанию Священного Писания очень внимательно и очень строго. Преп. Пахомий Великий своим ученикам заповедовал, чтобы они учили Евангелие наизусть. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о том, что ум человека должен плавать в Евангелии, в тех образах, понятиях, которыми должна наполняться наша душа, рассуждая о предметах окружающего нас мира и о себе самом. Тогда не будет ошибки. Также святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Какое счастие, какое богатство — стяжание Евангелия памятию!» (http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/5)

Никакие превратности жизни не смогут отнять у него этого сокровища – он всегда будет исполнен радости и утешения в сердце своем, ибо что бы ни происходило в его жизни – он всегда найдет для себя поддержку в словах Евангелия в понимании окружающего его мира.

Мы никогда не сможем понять Евангелие, если будем забывать о том, что Евангелие – это книга жизни. Не случайно оно так называется, ибо понять Евангелие можно только жизнью. Буква, чтение, которое человек может вычитывать и, как ему кажется, как-то понимать, — все это будет очень далеко от настоящего, истинного, духовного понимания Евангелия. Если человек читает Евангелие и старается поступать по тем словам, которые заповедует нам Господь, то все будет иначе: мы многое узнаем о самих себе, о своем собственном неустройстве, узнаем о том, сколь мы слабы и сколь далеки от тех заповедей, о которых нам говорит Господь. От этого в сердце рождается величайшая добродетель, которая является фундаментом для всех остальных – рождается смирение. Смирение пред Богом. И такое сердце уже может приступить сполна к чтению и пониманию Евангелия, ибо дух обитает в сердце таком. «Я́ко въ злохудóжну дýшу не вни́детъ премýдрость…» (Прем. 1:4). И сколь бы человек ни силился, ни пытался понять содержательную часть Священного Писания, если он не изменяет своего видения окружающего мира, не стремится прожить жизнью то, что он слышит, то все это будет оставаться внешней буквой, которая будет служить человеку к соблазну, а не к созиданию и не к пользе жизни его.

Мы вступили в пору Великого Поста. Многое будет читаться в храме, многое будем мы слышать здесь «в слух сердца своего». Желается только одно: чтобы те слова, которые будут открываться вашему сердцу, слагались как некое сокровище в вашем сердце, как некая бисеринка, которая открывается именно вам в этот момент. Хранили и не теряли этого в своей жизни.

Мы знаем, какое великое благо для человека – знание Евангелия. Возможность учить Евангелие наизусть у нас есть у всех. Если раньше это было возможно, то почему же стало невозможно для нас? Хотя бы немножечко — хотя бы отрывок. Для кого-то это может быть и целая глава. Но это должно быть в нашей жизни. Без этого нам будет очень трудно, ибо действительно все обстоятельства современного окружающего нас мира втягивают в такую суету, втягивают в такие обсуждения, где мы улетаем своими мыслями и помыслами далеко за пределы своего дома, бываем в чужих домах, бываем в чужих странах, везде выносим свое суждение, свое размышление, но при этом, самое главное, — забываем о самих себе. Сегодня мы в молитве произносили: рцем и о себе самих… Не забывайте о себе самих. И потрудитесь этим постом положить каждому против сил своих тот или иной подвиг. Не просто нечто привычное: что-то есть, а что-то не есть – чтобы пост не превратился в диету, когда больше заботимся о том, что в тарелке, но не замечаем, что на сердце у человека. Есть возможность – надо поучиться, надо почитать Евангелие, надо его поучить, надо познать ту таинственную глубину, которая открывается в Священном Писании.

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы были внимательны к этой духовной составляющей нашей жизни. Не утеряли главного – не утеряли духа, не утеряли духовного измерения в своей жизни. И все остальное тогда Господь приложит нам. Если же мы по-прежнему будем оставаться жить вовне, то, действительно, наши жизнь будет тогда на таком всемирном «позориште», которым наполняется сейчас мир.

Завтра у нас с вами совершается одна из самых больших служб: Утреня, Часы, Изобразительны и Литургия Преждеосвященных Даров. По Литургии совершается молебное пение Федору Тирону и освящение колива. Хотелось бы обратить внимание: те, кто сможет побыть на этой большой службе, молитвенно настроиться, у них и вкус колива будет другой. Желаю тем, кто имеет такую возможность испытать это и получить на сердце радость.

Всех хотелось бы поблагодарить за те молитвы, которые мы вместе возносили за эти четыре дня, уготовляя свое сердце и свою душу к Великому посту. Сугубо хотелось бы поблагодарить отца Игоря, отца Андрея, чтецов и сомолитвенников, поблагодарить клирос наш за замечательное пение, за настроение молитвенное.

И всем желаю сохранить молитвенное, покаянное настроение в своем сердце в дни Великого поста, чтобы действительно почувствовать, что главным в нашей жизни является не суета и устремленность наша во внешнее, а все самое важное и самое главное совершается в нашем сердце.

Да хранит вас всех Господь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд