Московская патриархия

Слово о. Андрея по прочтении первой части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского

Протоиерей Андрей Речицкий Слово по прочтении первой части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского27.02.2017 Сегодня первая часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского прозвучала здесь, в нашем храме. Принесли мы совместные покаянные…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

 

 

Слово по прочтении первой части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского
27.02.2017

Сегодня первая часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского прозвучала здесь, в нашем храме. Принесли мы совместные покаянные молитвы сердцем, участвуя в тех словах канона, которые слышали.

«Откуда начну плакати…», — с этих слов начинается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. И действительно, куда бы человек ни бросил свой взор – везде он встречается с теми тайнами, которые превозмогают его силы, его человеческие возможности, рассудительность какую-то, даже простую. И видит он со всех сторон себя уловляемым. Куда бы человек ни двинулся, в каком бы направлении ни выстроил он свои пути, как бы он ни старался быть благоразумным, как бы ни хотел он сделать так, чтобы все было добро, хорошо, но плоды, которые пожинает человек через свои поступки и дела, и опыт, который приобретает каждый человек, нам свидетельствует об обратном. Часто какие-то добрые устремления, какие-то добрые начинания человеческие, какие-то пожелания оборачиваются величайшими трагедиями в жизни, как самого человека, так и других людей. Не может человек предусмотреть всего, и каждый раз понимает, сколь он слаб и сколь великая сила противостоит ему. Преподобный авва Дорофей говорит, что, если бы человек видел, какие сети расставлены ему в жизни, то он бы ничего не смог делать: куда бы он ни бросил свой взор, куда бы он ни устремился – видит себя уловляемым. Нет пути, который бы мог вывести человека из этих хитросплетений дьявольских и дать ему отраду, утешение сердцу. Видит себя человек в этом уловлении человеком падшим, человеком, который не может даже ничего доброго совершить здесь на Земле. При всех своих устремлениях, при всех своих желаниях всякое добро человеческое оборачивается бедой для человека и окружающих его.

Видение и понимание этой ситуации очень важно и значимо для нас с вами, прежде всего, в духовной жизни, ибо всякое лечение начинается с того момента, когда человек признает себя больным — когда он ищет врача, когда открывает ему свои язвы, свои болезни, свои немощи и скорби. И только на этом пути человек может обрести здравие телесное. И Святая Церковь, возвещая нам словами Великого покаянного канона о тех немощах и язвах, которые и мы, и люди, жившие в далекие времена, носили и в сердце, и в душе, и в теле своем, но возвещает нам великую отраду и утешение, о том, что Сам Господь пришел на Землю для того, чтобы исцелить человека, чтобы дать ему возможность выйти из плена, в котором он пребывает.

Святые говорят, что Господь закрывает глаза человеку смиренному и проводит его через все эти хитросплетения. Такой человек не терпит никакого уловления, не терпит никаких искушений, которые могли бы его смутить, но преодолевает все эти дьявольские хитросплетения, уготованные человеку. Святые говорят, что только смирение может безопасно преодолевать ловушки, устроенные человеку в мире духовном. Посему и Великий покаянный канон, который мы сегодня слышали – первую часть этого канона – дает нам направление и путь нашей жизни. Мы должны через покаяние научиться смирению, понять, что без Христа, без Его участия в нашей жизни, без Его помощи, без Его любви, которой Он обнимает каждого из нас, без Его милости, без Его долготерпения и всепрощения ничего не может совершиться в нашей жизни. Сколько бы мы ни пытались по-человечески устроиться в этом мире, но всегда расплата человека настигает. Только со Христом для человека возможно достичь того блаженного состояния сердца своего и той цели, к которой стремится человек – достичь Царствия Небесного. Без Христа это невозможно.

Мы понимаем, что быть со Христом возможно только там, где есть целомудрие, где есть какие-то величайшие добродетели, о которых нам с вами возвещает Священное Писание, а так же Великий покаянный канон. Но основанием всему является смирение, которое и дает нам возможность в духовной жизни приобретать тот бесценный опыт, который свидетельствует о том, что, как сегодня мы слышали в каноне покаянном, там, где хочет Господь, «побеждается естества чин: творит бо, елика хощет». Нет никаких законов, которыми бы можно было ограничить Бога. Где Господь хочет, там Он и совершает так, как считает нужным.

Мы знаем, как трудно жили праведники, как многие годы подвизались угодники Божии, чтобы стяжать благодать Божию, стяжать это особое состояние сердца своего, когда человек чувствует и понимает, что Господь близь него. А кому-то это давалось во мгновение за какие-то неведомые ему самому труды и подвиги, и терпение. Вспомним историю с преподобным Макарием, когда многие труды употреблял он для того, чтобы достичь этого благодатного состояния. И Господь ему сказал, что есть еще две женщины, живущие в Александрии, меру которых он еще и не достиг. Он пошел узнать, какие есть подвиги, которые он еще не совершил для того, чтобы душу свою напитать этой радостью духовного подвига. Найдя этих женщин, он узнал, что они и сами были удивлены тому, что старец пытался выведать у них, какие подвиги они несут. Единственное, что они ему сказали, что они вышли замуж за двух братьев и многие годы жили, положив на сердце себе никогда не говорить худое ни о ком и пребывать в любви, поддерживать друг друга. Господь показал преподобному, что многое сокровенное на сердце человеческом Он принимает как величайшие подвиги. И не только внешнее важно для духовного преуспеяния, но Господь зрит сердце человеческое: на сколько человек верен Богу.

Можно хвататься за многое и многое быстро бросать. А можно взять немного, но нести всю свою жизнь. И вот Богу угодно именно это: когда человек, взяв небольшое, несет всю свою жизнь, уже не отступая от того, что принял на себя. Действительно, у нас есть правило молитвенное – утреннее и вечернее – совсем небольшое. Неси до конца своей жизни, не бросай, не отступай от него! Положен строй-порядок церковной жизни – следуй ему! Не отступай от него! Не бросай этот благодатный путь твоей жизни! Укрепляй ум свой в богослужебных песнопениях и текстах – и это путь, который приведет тебя ко Христу и в Царствие Небесное. Не увлекайся пустым, не слушай всякого рода страхований, которыми наполнен этот мир, не вноси их в свое сердце – и все ты сможешь совершить, не отступая от Него.

И мне хотелось сегодня, когда мы закончили чтение первой части Великого покаянного канона, пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы, видя себя со всех сторон уловляемыми, помнили о том, что Господь посреди нас, Господь поможет нам и выведет нас из всякой напасти, в какую бы ни завел нас враг рода человеческого. От нас требуется только одно: не отступать от Христа. И то небольшое и малое, о чем нам с вами говорит Церковь в эти дни Великого поста, сохранять, пронести до дней Светлого Христова Воскресения. Быть с Церковью в эти дни Великого поста, и она доведет до неизреченной радости Воскресения Христова.

Да хранит вас всех Господь!

Расписание богослужений

<< Март 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Благотворительный фонд

Фонд