Московская патриархия

Слово о. Андрея перед Святой Плащаницей после вечерни Великого Пятка (10.04.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Слово перед Святой Плащаницей после вечерни Великого Пятка 10.04.2015 Сегодня строй и порядок нашей богослужебной жизни поставляет нас перед Святой Плащаницей, чтобы мы могли почувствовать и, может быть, попытаться…

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

Слово перед Святой Плащаницей после вечерни Великого Пятка
10.04.2015

Сегодня строй и порядок нашей богослужебной жизни поставляет нас перед Святой Плащаницей, чтобы мы могли почувствовать и, может быть, попытаться ответить своим сердцем на вопрос: «Что же произошло?» Почему Господь, который являл всемогущество, был всесилен, Ему повиновались стихии, повиновались и духи злобы поднебесной, когда Он изгонял их из людей одержимых, почему же Господь так заканчивает Свой земной путь? Господь полагается во гробе.

«Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи», – из Тропаря Утрени Великой Субботы.

Господь много раз говорил в Своей земной жизни о том, чему надлежит быть. Но многое было прикровенно для Его учеников в тех словах, которые произносил Господь. Многое казалось им несбыточным, многое казалось им непонятным и невозможным, ведь они видели ту силу Божию, то всемогущество, которое Господь являл в этом мире.

Мы много раз слышим за чтениями евангельскими притчу о злых виноградарях, в которой Господь рассказывает о том, как некий господин посылает к делателям своих рабов с тем, чтобы они вернули ему причитающуюся ему часть плодов урожая, который они собрали в винограднике его, но виноградари поступают иначе. Они не желают расставаться с тем достоянием, которое они получили в чужом винограднике, и желают его себе присвоить, не отдают плодов посланным от господина, часто их бьют и убивают. И господин виноградника решает о том, что, может быть, сына его усрамятся, исправят свое отношение и исполнят то должное, что они должны были исполнить. Но, по злому состоянию своих сердец, делатели решили: убьем наследника, и достояние его будет нашим. Так, в злобе и помрачении, человеческое сердце не способно все воспринимать так, как должно воспринимать в окружающем его мире. Такому сердцу кажется, что оно может пользоваться, владеть тем, что ему не принадлежит безраздельно, так, как хочется – по своим хотениям и желаниям. Но Господь предупреждал и говорил о том, что так не будет. Придет время – и «злых зле погубит их» – тех, которые не исполнили воли Его.

Событие, которое сегодня произошло – таинственное, которое изменило судьбы мира. Многое для нас не понятно и таинственно, не вместимо для нашего сердца, что произошло в духовном мире, какие изменения произошли, которое позволили человеку жить иной жизнью. Господь предупреждал о том, что злоба, которая была на сердце у людей, и будет причиной, которая приведет Его к страданиям, ко гробу и к смерти. Злоба, которая затаивается на сердце человеческом, не останавливается ни перед чем, нет у неё тех границ, которые могли бы её остановить. Если зло разливается в сердце человеческом, то оно выливается на весь окружающий его мир. Не может человек удержаться, как говорят: «его несет». Несёт, и он уже сам порою не способен остановиться, не понимая, что с ним происходит. А происходит то, что человек отдает себя в волю злую, волю, которая желает разрушения и уничтожения, как самого человека, так и окружающего нас мира.

Господь пришел для того, чтобы изменить этот порядок и строй в жизни здесь на Земле в сердцах людей. С тем, чтобы дать им возможность жить иначе. Человек после грехопадения предал себя действию злых духов, и эта составляющая духовной жизни во многом была определяющей в жизни людей – им трудно было устоять, удержаться. Эта приверженность, подверженность действию духов злобы поднебесной приводила людей к отчаянию, скорби. Воздыхало сердце человеческое: откуда приидет помощь моя? Но жили люди надеждой и те скорби и нападения духовные, которые они испытывали на себе, преодолевали надеждой, что придет Тот, кто сможет изменить, исправить этот строй и порядок жизни на Земле.

Господь пришел – пришел для того, чтобы изменить этот существовавший порядок на Земле. Но, чтобы это совершилось, Господь Себя приносит в жертву за человека, чтобы человек мог восстать и получить иной строй и порядок жизни, как в самом себе, так и в окружающем его мире. Без этой жертвы, которой Господь, как архиерей, Своею Кровью входит во Святая Святых, невозможно было остановить тот поток зла, который разливался в окружающем нас с вами мире.

И сегодня мы, предстоя пред Святой Плащаницей, пройдя дни Великого поста, должны взглянуть и на самих себя. Взглянуть в свое собственное сердце, посмотреть, нет ли там тех начал, которые привели к такому концу, к такому результату. Взглянуть на путь многих и многих поколений, которые желали видеть Спасителя: книжники, фарисеи, старцы людские – все желали видеть Спасителя, но все не были готовы, не все были способны понять, что Господь приидет кроток и смирен: трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит. В том смирении, в той кротости, которую Господь являл в этом мире, человек, оказалось, не способен усмотреть явления Божественного достоинства, которое принёс Господь на Землю. Человек желает бури, гроз, устроений, наказаний – ему здесь все понятно. В этом мире, где все выстраивается по законам, где за любой проступок человек получает соответствующую меру наказания – все здесь понятно. Но там, где действуют любовь и милосердие – всё становится иначе. И Господь пришел для того, чтобы для тех, кто последует за Ним ценой Его Искупительной Жертвы, была возможность жить иначе: жить милосердием, любовью и состраданием друг к другу. С тем, чтобы эта жизнь сполна могла утверждаться среди нас – в Церкви Христовой.

И сегодня у Плащаницы не только мы с вами собрались – вся Церковь молится у Плащаницы, воспевает вместе с апостолами, которые духовно ликовствуют вместе с нами, прославляет Господа, Который подъял на Себя труд быть «нас ради человек и нашего ради спасения». Для того чтобы избавились мы от этого духовного рабства, которое связывало, подчиняло человека и делало его неспособным в своих поступках и делах быть свободным. Человек, как невольник, исполнял волю своего господина – духа, который подчинял его, мучил и заставлял его делать то, чего он не желает. Ныне же Господь приносит и обещает послать в Церковь иного Духа, Утешителя. И Он пришел – живёт в тех сердцах, которые любят Господа.

Сегодня вновь и вновь у Святой Плащаницы мне бы хотелось сказать и напомнить, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, что Господь совершил Дело Спасения – не в целом, для всего человечества, но конкретно – для каждого из нас. Каждый из вас – такое сокровище, которое превозмогает весь мир. Ваша душа имеет цену, которая превозмогает все сокровища этого мира. Ради вашей души Господь пришел и совершил эту Свою Таинственную Жертву пред Отцом Своим Небесным. С тем, чтобы мы научились преодолевать соблазны этого мира, прилоги врага рода человеческого, с тем, чтобы не злоба, обиды, разделения и раздражения всякого рода действовали между нами, но любовь была той основой всей нашей жизни, всех наших взаимоотношений, которые мы выстраиваем здесь на Земле как одно единое целое – как семья, Церковь большая, которая собирается у Господа, у Святой Плащаницы, принося Ему свои песнопения.

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд