Московская патриархия

Слово о. Андрея перед Исповедью на Рождество (06.01.2016)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Слово перед Исповедью на Рождество 06.01.2016 Вот и настали последние предпразднственные часы перед Рождеством Христовым. В этот праздник мы прилагаем к духовной своей радости все наши земные утешения, земные радости,…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

Слово перед Исповедью на Рождество
06.01.2016

Вот и настали последние предпразднственные часы перед Рождеством Христовым. В этот праздник мы прилагаем к духовной своей радости все наши земные утешения, земные радости, которые мы себе доставляем. Но, к сожалению, сердце человеческое не чувствует всей полноты радости, которая сокрыта в этих таинственных глубинах, которые открываются человеку в богослужении, в той полноте жизни, когда мы прославляем вместе с ангельским миром Господа нашего Иисуса Христа.

Каждый из нас знает, что причина нечувствительности к духовной радости кроется в глубинах нашей падшей природы, в глубинах нашего сердца, которое не способно откликаться на радость духовную. Но почему же не откликается сердце человеческое? Прежде всего, вглядываясь в самого себя, можно увидеть те причины, которые не дают нам почувствовать радость духовную. Эта нечувствительность к духовному миру, нечувствительность к тому, что происходит в окружающем нас мире. Потому что праздник Рождества – это не только утешение, завершение поста и радость от того, что мы потрудились каким-то внешним образом. Но прежде всего и более всего, мы должны понимать, что это радость духовная, неизреченная, которую мы должны почувствовать своим сердцем, принять в свое сердце, и ещё более сложная задача – сохранить в своем сердце. И эта нечувствительность к духовному миру связана с тем, что сердце привязано к окружающему нас земному миру: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше, и все дела и поступки. Этой привязанностью к окружающему нас миру мы извращаем весь строй, порядок своей внутренней жизни, потому что Господь и апостолы нам говорят о том, каков должен быть строй, порядок нашей жизни, каковы должны быть христиане, как мы должны выглядеть в глазах окружающего мира. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что если бы мы были настоящими христианами, то ни одного бы язычника не осталось в окружающем мире. К сожалению, это не так. И мы порой сами роняем то высочайшее достоинство, в которое обличены через таинство Крещения, через причащения Святых Христовых Таин. Это царское достоинство, которое дано нам с вами, оно порой бывает для нас не столь важным, значимым в каких-то поступках и делах, чем какие-то земные привязанности, земные представления и земные устроения.

Это нарушение внутреннего строя и порядка, когда земное идет впереди духовного, а духовное теряется порой из вида нашего духовного взора, и начинаются многие нестроения в нашем сердце.

Что же можно обнаружить, вглядываясь в глубины сердца? Что более всего мешает человеку радоваться? Когда мы обращаем на это внимание, то понимаем, что больше всего лишает человека радости зависть. Зависть, когда человек начинает видеть окружающий его мир однобоко, когда начинает прилагать к себе все то, что происходит в окружающем мире, и понимать, что чего-то не хватает. Для кого-то материальный достаток становится преткновением, для кого-то зависть касается семейных взаимоотношений, которые он видит у себя худшими, а у другого — лучшими. Для кого-то камнем преткновения становится зависть, связанная с духовными добродетелями. Но что бы это ни было, чем бы это чувство ни прикрывалось в нашей жизни, оно остается тем, что оно есть. Эта гадливость, которая живет в сердце человека, может претворяться в какие-то благочестивые устремления. Но суть от этого не меняется. Самое главное – что сердце становится не способным радоваться о Господе, о других людях.

Господь нам говорит, что другой человек дается нам как посланник Божий. Через него действует Промысел Божий в нашей жизни, где мы учимся терпению, учимся еще каким-то качествам, которые полезны нам в духовной жизни. Но другого человека мы воспринимаем как нечто, нас раздражающее, не дающее покоя. Нам бы хотелось от этого избавиться, найти какие-то другие возможности: нам кажется, что в другом месте будет все по-другому. Но это тоже уловка, и мы понимаем, что ничего не изменится от перестановки тех или иных мест. А смущение сердечное будет прорываться тут или там по отношению к другому человеку. Мы не воспринимаем другого человека как того, кто полезен нам в нашей духовной жизни. Не воспринимаем его как того, кому мы должны послужить, кому мы должны помочь, о ком мы должны, в первую очередь, помолиться.

Поэтому мне хотелось бы, чтобы состояние сердечное, которое разрушает нас, лишает нас радости – чувство зависти – мы преодолели. И если обнаруживается качество такого сердечного устремление, то принесли его на исповедь, чтобы залечить эту рану, которую враг нанес помыслами, которыми смущает он, когда находит какие-то для этого в сердце нашем островки недоброжелательности. И на этом выстраивается такое состояние, которое разрушает и самого человека, и окружающий его мир.

Из этого чувства зависти рождаются многие другие разрушающие нас чувства – это обиды, раздражения, всякого рода неприязнь по отношению к другим людям, неприятие каких-то жизненных обстоятельств, в которых оказывается человек. Все – не так. Все строится по каким-то другим путям – не по тем, по каким бы хотелось человеку в этой жизни идти.

Но Господь нигде не обещал нам, что жизнь человека будет с точки зрения земных возможностей веселой. Господь нигде не говорит о веселости, Он говорит о радости. В этом окружающем нас мире люди веселятся: «ешь, пей, веселись». Господь говорит нам о радости. Радость – это нечто сокровенное. Это нечто более глубокое, что хранится в сердце человеческом. Это то, за что мы должны бороться, отстаивать в своей жизни – способность быть радостными. А не представлять, что жизнь будет выстраиваться по каким-то нашим понятиям, представлениям, где мы будем только пользоваться теми благами, дарами, которые представляются человеку в его духовной жизни: пришел в церковь, помолился – и все Господь дал. Все это уже было в истории. Именно так представляли и представляют иудеи жизнь духовную: пришли, помолились – и должно выстроиться все так, что море должно выбрасывать сокровища им, чтобы они благоденствовали и жили в этом земном мире.

Господь говорит нам о более сокровенном и глубоком. И мне хотелось бы ещё раз, прежде чем будем приступать к исповеди, напомнить о том, что в нашей жизни духовное должно определять земное. Во всех делах, поступках, которые мы совершаем, мы должны соотноситься с теми особыми евангельскими заповедями, которые дает Господь. С ними соотносить свою жизнь, а не с поступками других людей. Ещё в Ветхом Завете Господь предупреждал: если тебе зуб выбили, то ты больше одного зуба не выбивай. Он как бы ограждает жестокость людей. Иначе человек не мог успокоиться до тех пор, пока не досадил другому человеку. Господь ограничивает жестокость этих людей. Но мы-то должны быть другими! И вот это состояние должно уходить из наших сердец. Мы должны помнить о том, мы – христиане, и должны следовать по тому пути, который полагает нам Господь, а не по своим желаниям, хотениям сердечным, когда рассуждаем: «это не так», «у этого больше», «а почему нет у меня?». Тогда разрушается строй-порядок всей духовной жизни человека.

Человек духовный не может быть не радостным! Об этом говорит апостол: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите», — вот закон, который нам дан, по которому мы должны определять свою собственную жизнь духовную. Если же что-то не так, то, обращаясь внутрь, к своему сердцу, все, пожалуйста, принесите на исповедь, чтобы вы не остались без плода этой радости духовной, которая у нас будет в эти дни сугубо от Рождества Христова до Богоявления, в эти дни, которые именуются Святками – днями святыми. Как говорят угодники Божии: в эти дни Небо пребывает на Земле. Сам Господь здесь посреди нас.

И мне хотелось бы, чтобы вы, приступая к исповеди, об этом помнили. Помнили о том, что вы исповедуетесь не перед священником – вы исповедуетесь перед Богом, Который здесь стоит, видит ваше сердце, принимает вашу исповедь. Священник лишь свидетель вашей совести в том, что вы сказали, а что вы утаили и не сказали перед Богом. А Господь является Действующим, Господь разрешает Своей молитвой — священник Именем Господа разрешает от грехов. Помните о том, что Господь здесь посреди нас, Господь перед вами – исповедующимися, стоящими у аналоя со Евангелием и Крестом.

Об этом мне и хотелось бы напомнить, больше всего – самому себе, чтоб не утратить плодов поста и тех богослужений, которые будут совершаться в эти дни в нашем храме.

Расписание богослужений

<< Декабрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             

Благотворительный фонд

Фонд