Московская патриархия

Слово о. Андрея на вечерне в Прощеное воскресение (13.03.2016)

ПРОТОЕИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)Слово на вечерне в Прощеное воскресение13.03.2016Сейчас за вечерним богослужением мы совершили коленопреклоненные молитвы перед началом Великого поста. Мы слышали те слова молитвы, обращенные от наших сердец ко Господу,…

 

ПРОТОЕИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

                                                                                                          Слово на вечерне в Прощеное воскресение
                                                                                                                                           13.03.2016

Сейчас за вечерним богослужением мы совершили коленопреклоненные молитвы перед началом Великого поста. Мы слышали те слова молитвы, обращенные от наших сердец ко Господу, в которых мы просим, чтобы Господь даровал нам силы на борющего нас врага – диавола. В этих молитвах мы особым образом понимаем, что мы вступаем в пределы жизни духовной, которая так отличается от всего того, что окружает нас с вами – от тех обычных, будничных представлений о том, как все должно идти: каким-то нам понятным порядком, где выстраиваются взаимоотношения людей опять же по каким-то человеческим понятиям и представлениям о жизни.

Но в жизни духовной все не так. Господь говорит о человеке, живущем жизнью духовной: «довлеет дневи  злоба его» (Матф., 6, 34). Человек живет сегодняшним днем – теми задачами, обстоятельствами, которые Господь полагает перед ним как послушание, как труд, который он должен совершать. И все остальное – завтрашнее, послезавтрашнее и далее простирающееся – он оставляет уже на волю Божию, на Святой Промысел Божий – как поведет Господь. Ведь никто не знает, каким будет завтрашний день и как Господь будет выстраивать наши заботы, труды, обстоятельства, те или иные послушания, которые нам прилежат за пределами нашего горизонта. Господь видит и строит, не сообразуясь с нашими какими-то бытовыми человеческими представлениями о жизни. В духовном измерении все иначе – не так, как хочется или представляется нам. Это происходит оттого, что вступая в духовные пределы, человек встречается, с одной стороны, с действиями Промысла Божия, с той благодатной силой, которая действует в этом мире, с другой стороны, он встречается, как мы сейчас слышали в молитвах, которые читались над вами, с волей диавольской, которая стремится только к одному – увести человека с того пути, который полагает ему Господь, разчеловечить человека, сделать из него совершенно иное существо, которое будет выполнять волю диавольскую, подчинить его себе, заставить поступать по своим, ведомым только ей, законам, которые служат для разрушения как самого человека, так и окружающего нас с вами мира.

Когда же человек живет с ангелами, доверяет сердце свое всецело Промыслу Божию, — об этом и много говорить не надо. Об этом прикровенно и сокровенно говорят отдельные моменты из житий святых угодников Божиих. Но мы знаем, сколь много в назидание и упование нам оставили угодники Божии в своих писаниях рассказов о том, как враг борет человека, как он приступает к нему, как он желает увести человека с этого спасительного пути, по которому человека ведет Господь. Практически все святоотеческие писания говорят об этом – как нам устоять в этой брани, к которой призван каждый из нас.

Сугубо в дни Великого поста мы вступаем в пределы этой особой жизни, где совершается постоянная брань, где враг стремится уловить человека, подчинить его своей воле. Но, памятуя о том, что с нами всегда Ангел-хранитель, с нами всегда общая наша церковная молитва, памятуя о словах Господа «где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них», желается только одного: чтобы единство благодатной жизни не уходило из ваших сердец в эти дни Великого поста. Тогда можно устоять, тогда можно преодолеть все искушения, которыми враг запинает человека, преодолеть все немощные дерзости, которыми враг досаждает человеку.

Общая наша молитва и единство жизни церковной поставляет нас перед Христом. И это ощущение удивительной жизни со Христом должно не теряться в нашем духовном взоре сугубо в эти дни Великого поста. По возможности мы должны не пропускать и не опускать общую нашу церковную молитву. Строй-порядок богослужения в эти великопостные дни особый – наполнен особыми песнопениями, чтениями, которые и возводят человека от Земли к Небу и напоминают ему о том, где он находится и каким образом он должен совершать этот свой духовный подвиг.

Не должна остывать не только наша общая церковная молитва, но и наша молитва семейная, домашняя, когда все вместе имеют такое счастье и такую радость – молиться вместе, ведь Христос сразу будет «посреде вас». Надо стараться, чтобы молитвенное настроение не терялось и в ваших домах, в ваших семьях, в этой храмине, которая должна быть освящена и посвящена, в первую очередь, Богу, чтобы Ангел всегда пребывал в вашем доме, чтобы молитвенный дух никогда не оскудевал в ваших семьях. Это молитвенное единство должно быть не растерзаемое, сугубо – в дни Великого поста. Это молитвенное единство будет помогать те искушения и соблазны, которыми враг досаждает человеку.

Молитва должна пребывать и в сердце человеческом. Душа наша — как некая храмина, и как бы мы ее ни приводили в порядок, как бы ни благоукрашали и ни благоустраивали, если пусто в ней, то опять же, как говорит нам Евангелие: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43-45). Посему храмина нашей души должна быть занята молитвенным деланием. У каждого оно может быть свое. По благословению у священника каждый может получить то или иное направление молитвенной, внутренней жизни, чтобы вести эту сокровенную, молитвенную жизнь в дни Великого поста.

Враг слишком хитер, он силен и много знает о каждом из нас. Но до тех пор, пока мы сами не раскрываем перед ним свою душу, не рассказываем ему о каких-то своих немощах – он не знает, как приступить к нам. Душа и сердце сокрыты от него. Их знает только Господь. Он ведает все глубины человеческие. Враг же узнает о нас по тому празднословию, по тем пустым словам, которые мы говорим по отношению друг к другу. Стоит только сказать лишнего, как тут же бывает человек уловляем – и сам терпит множество бед, и других ввергает в бедствия, которые враг привносит в жизнь людей.

Посему время поста – это время особой молитвы, которая должна совершаться в тишине. Все лишнее должно уйти. Никаких праздных, лишних разговоров, все должно пониматься в дни Великого поста с духовного измерения, а не с какого-то нашего будничного отношения, в том числе, и к жизни в нашей Церкви. Если мы начнем привносить бытовые и житейские представления в нашу духовную жизнь, то весь труд будет пустым, и соблазны будут человека все время искушать, и пост не в пост, и той радости, которую несут в себе эти святые дни, не вкусит сердце человеческое. Более радостных дней в нашей богослужебной жизни годового круга нет. Впереди Пасха, к которой нас готовит этот святой Великой пост. И каждый день – это ступенька лестнички, по которой мы поднимаемся к этой всецелой пасхальной радости. И если мы теряем этот настрой и не двигаемся, то эта радость остается не досягаемой для сердца человеческого, а так как остались мы бесплодными, то и радости подвига не вкусили. Апостол Павел говорит, что венчается только тот, кто достигает финиша, кто приходит первым к той цели, к которой стремился. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор., 9:24-27). Тот же, кто избирает для себя какие-то иные пути в обход или послабляя сердцу своему, тот не много успевает, но, самое главное, этот постный труд, подвиг не приносит полноты радости сердцу человеческому.

Жизнь богослужебная особо важна для нас в эти дни Великого поста. Посему и надеемся, что у нас может сложиться еще одна хорошая традиция подготовки к воскресным богослужениям, которые очень глубоки и много открывают нам тайн, если мы внимательно относимся к тому, что читается и поется в храме. Полагаем, перед Всенощным бдением по субботним дням за 2 часа до богослужения мы будем встречаться и говорить о предстоящей службе, о том сокровище, которое каждый может вынести из этого богослужебного воскресного дня для себя, с пользой для души своей.

Так же по той традиции, которая уже существует у нас, должно продолжаться чтение Священного Писания. Если кто-то остановился и оставил свою закладочку в Ветхом или Новом Завете, то надо продолжить чтение. Мы должны пройти и постичь те сокровенные тайны, которые нам Господь открывает через Священное Писание. Без знания Священного Писания не много мы можем иметь в себе представлений и понятий о духовной жизни. Все будет поверхностно скользить, но глубины духовного измерения не будет в сердце человеческом. Посему чтение Священного Писание так же должно быть неопустительным деланием в дни Великого поста. Многое мы постигаем через это присутствие духовных понятий, которые открываются нам в Священном Писании, ибо Сам Дух Святый говорит оттуда. Наше дело – впитывать и вносить это в свое сердце и душу для того, чтобы хоть немножечко приоткрыть для себя, что же духовная жизнь и как на нее настроиться, как жить этой полнотой жизни, которая открывается для человека во Христе.

Молитвенная жизнь определяет весь строй-порядок жизни человека. Молитва, как говорят святые отцы, это дыхание нашей души. Если молитва пресекается, если иные слова, недолжные и непотребные, приходят на наш ум, то мы должны понимать источник, из которого мы пьем в этот момент. Только сладостные слова молитвы должны наполнять нашу душу и сердце. Понятия и образы Священного Писания должны быть в нашем уме для того, чтобы, обдумывая и размышляя о них, мы получали пользу для себя.

Как порой бывает для человека непросто преодолевать те или иные обстоятельства, когда вдруг тот, кто оказывается рядом с ним, его ближний, раздражает его, говорит недолжное, отвлекает, увлекает, смущает его совесть, его сердце, наполняя каким-то помышления и образами! Мы должны понимать, что подобными и мы сами порой являемся для других. Не рассуждая, не размышляя, вторгаемся в пределы совести другого человека. Разрушаем его строй-порядок духовной жизни. Не замечаем, что мы становимся исполнителями падшего духа, разрушаем человека, вводим его в смущение. И, самое главное, сами лишаемся молитвенного строя-порядка, как лишаем точно так же и другого человека. И уже тогда иной дух, иной строй складывается во взаимоотношениях людей.

И мне хотелось пожелать только одного: чтобы мы были внимательны по отношению друг к другу, чтобы совесть друг друга берегли как некое сокровище, без которого невозможно проходить достойно эти дни Великого поста.

Посему, памятуя, что вольно и невольно своими словами, поступками и делами мог задеть и совесть, и душу каждого из вас, не желая быть преступником в деле сем, испрашиваю у вас всех  прощения, снисхождения вашего, и молитв о мне, грешном, в дни Великого поста!

Хочу пожелать, чтобы дни Великого поста стали для вас радостными днями, ибо, как будем завтра слышать за богослужением, «постимся постом приятным»! Желаю полноты этой приятности на весь Великий пост! В этом году Великий пост у нас как бы сдвинут во времени — поздний, в конце богослужения на улице еще светло, и такое ощущение, что пост у нас в этом году – светлый.

Да хранит вас всех Господь!

 

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд