Московская патриархия

Протоиерей Игорь Осипенко. Слово после прочтения второй части Великого покаянного канона (12.03.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Дорогие мои! Хотел бы сегодня обратить ваше внимание на одно словосочетание, очень для нас с вами привычное, но весьма соблазнительное. Словосочетание такое: «каяться…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие мои! Хотел бы сегодня обратить ваше внимание на одно словосочетание, очень для нас с вами привычное, но весьма соблазнительное. Словосочетание такое: «каяться во грехах». Вот, обращаю ваше внимание на то, что каяться во грехах, по крайней мере, бесполезно. А, по сути, весьма вредно, потому что каяться надо не в грехах, а в образе жизни, в образе мыслей, мировоззрении. Понятно, что мы не можем изменить свою жизнь, если не будем каяться в конкретных грехах. Это такой момент методический, без него мы не обойдемся. Но каждый раз, когда мы каемся в каком-то конкретном грехе, мы должны понимать, что мы каемся не ради того, чтобы покаяться в конкретном грехе, а ради того, чтобы изменить свою жизнь. Если мы не пытаемся менять свою жизнь с покаянием в каждом конкретном грехе, то наше покаяние становится бессмысленным. Если зацикливаемся только на методике (только на называние конкретных грехов) — мы с вами начинаем заниматься поиском больших списков грехов, и нам кажется, что чем больше мы слов сказали, тем больше от этого пользы. А пользы от этого никакой, потому что за формальным, юридическим перечислением каких-то гнусностей не стоит никакого состояния сердца.

Приведу вам маленький пример из нашей бытовой жизни. Я думаю, что все замечали, что на конкурсах музыкантов, на конкурсах фигуристов, гимнастов, на киноконкурсах, на литературных конкурсах обычно комиссия смотрит на технику. И поэтому приз зрительских симпатий, как правило, не совпадает с основными награжденными, лауреатами. Почему это происходит? Потому что зритель или слушатель – он профан, в технике плохо разбирается, но он очень хорошо чувствует профессионализм. И если маэстро чуть-чуть ошибся, дрогнула у него рука или нога, или еще что-то, то комиссия сразу снимает баллы. А зритель или слушатель этого не видит или не слышит. Он чувствует дух, который исходит от исполнения. Конечно, комиссия повязана тем, что она, прежде всего, подразумевает педагогическую цель — ей важно вырастить хороших специалистов. Ей важно, чтобы те, кого мы будем потом называть «маэстро», они действительно безупречно владели техникой, потому что если комиссия начнет давать скидки, то профессионалы скоро у нас закончатся. Но в результате получается, что лауреатами становятся те, кто показывает технику, а духовно и душевно слаб. В средние века для того, чтобы получить звание мастера, ученик должен был изготовить изделие, которое оценивалось гильдией мастеров. И если гильдия оценивала это изделие как шедевр, то ученик становился мастером.

Вот обратите внимание, что наше с вами покаяние – оно должно так же отличаться от юридического перечисления грехов, как шедевр отличается от школьного исполнения задания.

И мы с вами сегодня и вчера на чтении Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского слышали очень много примеров того, как в древности люди через покаяние коренным образом изменяли свою жизнь. Конечно, самый классический пример – о нем читалось вчера на седьмой песне – это пример святого пророка Давида, который согрешил, был «устрелен грехом», но через глубочайшее покаяние в конкретном грехе смог вернуть к себе благодать Божию. К тому же благодаря этому падению и этому покаянию Церковное Предание получило один из самых серьезных текстов, который используется практически на каждом из суточных богослужений – это 50-ый псалом, Покаянный псалом. А мировая история получила самого мудрого царя – царя Соломона. Покаяние в одном грехе дало пользу и конкретному человеку, и Церкви, и человеческой истории.

И таких примеров в Священном Писании достаточно много. О них о всех преподобный Андрей написал в каноне и дал нам возможность наше внимание на этих примерах акцентировать, чтобы мы через исторические примеры могли выстроить правильно свой покаянный путь. Конечно, нам с вами вряд ли удастся дать человеческой истории такого царя, как Соломон, но, по крайней мере, найти благодать через покаяние у нас с вами есть все шансы.

И, дай Бог, нам всем в этом преуспеть!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд