Московская патриархия

Протоиерей Игорь Осипенко. Из проповеди в Великий Четверг (05.04.2018)

Мф., 107 зач., XXVI, 1–20. Ин., 44 зач., XIII, 3–17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21–39. Лк., 109 зач., XXII, 43–45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 – XXVII, 2 Для…

 

Мф., 107 зач., XXVI, 1–20.
Ин., 44 зач., XIII, 3–17.
Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21–39.
Лк., 109 зач., XXII, 43–45.
Мф., 108 зач., XXVI, 40 – XXVII, 2

Для нас очень важно, что конкретно завещает Господь Своим ученикам на этой последней встрече, потому что это итог всего Его земного служения.

Во-первых, Господь омыл ноги ученикам и сказал: «если Я, ваш Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Мы с вами сейчас, в современном мире, слишком заражены либерализмом и демократией и нам сложно понять, что это такое: умыть ноги свои ученикам.

Вот, хочу маленький пример привести. До революции студенты Академии Духовной не имели права носить свой портфель – к ним приставлялся дядька-слуга, который за ними этот портфель носил. И вот в жизнеописании священномученика Илии Четвертухина такой эпизод описан. Они, когда поженились с матушкой, он был студентом Академии (как раз его взяли слушателем Академии), и они переехали в Сергиев Посад. Жили очень бедно, снимали домик маленький, прислуги у них не было. И Илья изредка баловал свою жену топленым молоком. Жена очень ругалась на него: «Куда такая трата денег? Зачем ты это делаешь? Обойдемся без этого!» А потом вдруг сообразила, какой позор Илья взял на себя, что, будучи студентом Духовной Академии, он через весь город нес кувшин молока. То есть вот эта жертвенность по отношению к жене, она проявлялась не в том, что он тратил деньги, а в том, что он пренебрегал вот этими общественными законами и делал ту работу, которую ему было не по чину делать, которую должен был делать прислужник, а не студент Академии.

И вот умытие ног, которое Господь совершил Своим ученикам, оно не полагалось делать не то что учителю, а даже ученикам. Это была работа, которую должен был делать раб, слуга. И если Господь заповедал Своим ученикам так друг с другом поступать – это значит, что Господь заповедал не только служить друг другу, не только помогать друг другу, не только жертвовать чем-то своим ради близких, но служить до самоуничижения, служить, нарушая все общественные законы, служить, нарушая понятие о собственном достоинстве, служить так, чтобы от тебя уже ничего не осталось.

Второе, о чем заповедал Господь – это вкушать Его Тело и пить Его Кровь. Если первое действие (умытие ног) мы еще как-то могли понять и вместить, то второе действие – оно не вмещается в нас, тем более, не вмещалось в учеников. И мне кажется, что здесь для нас с вами важен один принципиальный момент. Мы можем вспоминать вкус, мы можем вспоминать запах, мы можем вспоминать вид, звук, но мы не можем вкушать воспоминание. Если я что-то вкушаю, то я вкушаю что-то действительное, материальное – то, что я могу пощупать. И это значит, что когда Господь говорит: «в Мое воспоминание ешьте Мою Плоть, пейте Мою Кровь», это значит, что когда мы вспоминаем Господа таким образом, то не просто живем воспоминанием чего-то, мы живем объективной реальностью. Это значит, что Господь события Тайной Вечери выдернул из исторического контекста и дал возможность любому человеку в любой исторической обстановке коснуться этого события прямым образом.

Когда событие выпадает из времени, то говорят, что оно принадлежит вечности. Событие Тайной Вечери – это событие, которое принадлежит вечности. И когда мы с вами причащаемся Святых Тела и Крови Христовых, мы с вами тоже принадлежим вечности. Именно об этом состоянии Господь сказал, что «Царство Небесное внутрь вас есть». Это то самое состояние, которое вырывает нас из человеческой истории и поселяет в вечности. Вы представьте себе, какой дар Господь дал людям, каждому человеку, не зависимо от его настроения, не зависимо от его усердия, не зависимо от его мыслей! Господь каждому человеку дал возможность коснуться вечности уже здесь, в земной жизни.

И дай Бог, чтобы мы хранили этот дар, чтобы мы понимали, насколько он ценен для нас, насколько это опыт причащения Святых Тела и Крови Христовых нас действительно поселяет в Царство Небесное и дает возможность нам не только лицезреть, не только слышать, но и полноценно осязать Господа. Апостол Павел в одном из своих посланий так и сформулировал цель жизни человека: надо искать, трудиться, пока не «осяжешь» Господа. Когда осяжем Господа – тогда Господь пребудет в нас, и мы пребудем в Царстве Небесном.

Аминь!

Расписание богослужений

<< Декабрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             

Благотворительный фонд

Фонд