Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Слово после прочтения первой части Великого покаянного канона (11.03.2019)

Сегодня мы с вами, братия и сестры, завершили чтение первой части Великого покаянного канона. Вновь Святая Церковь через преподобного Андрея Критского поставляет перед нашим духовным взором образы людей, которые жили…

 

Сегодня мы с вами, братия и сестры, завершили чтение первой части Великого покаянного канона. Вновь Святая Церковь через преподобного Андрея Критского поставляет перед нашим духовным взором образы людей, которые жили и совершали, порой, пред Лицем Божиим поступки недостойные. Святитель Андрей указывает нам на эти поступки и указывает на их последствия: сколь много приходилось бедствовать тем, кто презирал волю Божию и не слушал Закона Божия, ходил по воле сердца своего.

С другой стороны, Святая Церковь показывает нам и другое – показывает жизнь угодников Божиих, тех, кто целью своей жизни поставил ходить по путям Божиим. Они не были, как нам бы хотелось представлять их, какими-то людьми мифическими, которых бы грех не касался, которые бы не падали, и были бы как некие исполины. Но они были живые люди. Как мы слышали и о пророке Давиде, который сугубо согрешил. Но у них была одна черта: они умели восставать, подниматься и не оставаться в этом состоянии падения, не давать врагу над собой власти и части в себе.

Это особое чувство решимости, которое несли эти люди в сердце своем, оно необходимо во все времена всем тем, кто желает следовать за Господом. Думать о том, что мы такие крепкие, надежные, что мы можем преодолеть или совершить, невозможное для других людей – это дерзость и безрассудство. Когда человек думает, порой, что он может удержаться и устоять от того или иного греха, осуждая других людей, свидетельствует о том пред Лицем Божиим: «а я-то уж устою!» — и здесь-то получает в награду себе эти самые грехи, в которых он судил и осуждал другого человека. И видит, что устоять-то он не может. И нет у него уже сил ни физических, ни духовных преодолеть то искушение, которое постигло его. А всего-то надо было: удержаться и не выносить суда о другом человеке, не выставлять свою дерзость и безрассудство пред Лицем Божиим.

Сегодняшнее чтение, которое мы начали и которое будем совершать в течение этих четырех дней Первой седмицы Великого поста, дает нам с вами правильное видение и устроение того, как должен совершаться духовный труд, духовный подвиг человека в Церкви. И сегодня в Великом покаянном каноне звучали слова о том, что все, что происходит, и все, что на память нам приводит Святая Церковь – это все только для того, чтобы сердце наше умилилось, чтобы оно не погрузилось в бездну переживаний, когда человек видит грех свои, которые раскрываются пред лицем его, как песок морской – хотя дело сие великое. Ведь и старцы нам, угодники Божии, говорили о том, что не тот велик человек, который видит ангелов, а тот велик, кто видит грехи свои как песок морской. Но в этом есть и другая составляющая нашей духовной жизни. Не всегда мы видим другую сторону, которую видели угодники Божии и святые наши: они видели, кроме этого, и любовь Божию. Видели бесконечное милосердие Божие. Бесконечное снисхождение к человеку грешному и падшему. Видели ту отеческую любовь, ту восставляющую Длань, которая готова удержать человека над пропастью. И посему они говорили, что все грехи наши пред Лицем Божиим – как горсть песка, брошенная в океан любви Божией.

Есть нечто большее – то, что превозмогает нас с вами. Мы всегда, углубляясь в исследование своих немощей, забываем порой, что это не некое перечисление и не некая бухгалтерия, где мы должны собрать, сколько мы кусочков не доели или еще что-то – это никакого смысла в нашей жизни не имеет, а, по сути, в нашей жизни значение имеет только одно: понимание того, что я стою пред Лицем Божиим таков, каков я есть, и Он готов меня принять такого, каков я есть, но я по любви своей и по дерзости не могу подойти к Богу в том состоянии, в каком я нахожусь. Я должен исправить себя, я не должен уничижать тот образ и подобие Божие, в какое облачил меня Господь, своим неистовством, своим безрассудством, и подходить к своему Творцу достойно той любви, которую Он являет по отношению ко мне.

Посему и читаем мы Великий покаянный канон не для того, чтобы погрузиться в некое помрачения ума от грехов своих (этого и так в нашей жизни хватает), но мы должны из покаянного канона вынести еще и умиление сердца от той любви и милосердия, и снисхождения, которые Господь являет людям падшим, но не остающимся лежать на земле. Святитель Феофан Затворник говорит: упал – не лежи, поднимайся, отряхнись и дальше иди!

Это наставление Великого покаянного канона да будет и нас руководствовать в дни нашего труда духовного в дни Великого поста. Мы всегда должны сугубо напоминать себе, что все, что мы делаем – делаем пред Лицем Божиим. И стараться, как говорит канон, от злого отступать, а доброе к своему сердцу привлекать.

Да хранит вас всех Господь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд