Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в праздник Сретения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (15.02.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Исполнилось 40 дней по Рождеству Господа нашего Иисуса Христа, и Его Пречистая Матерь и праведный Иосиф идут во храм во Иерусалим, чтобы исполнить…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Исполнилось 40 дней по Рождеству Господа нашего Иисуса Христа, и Его Пречистая Матерь и праведный Иосиф идут во храм во Иерусалим, чтобы исполнить повеленное в Законе Господнем: ибо всякий младенец мужеского пола, первенец, должен был быть посвящен Богу. Мария с Младенцем и праведным Иосифом идет в храм Господень и стоит в очереди, ждет, пока Ее пригласят во храм, чтобы исполнить повеленное в Законе и принести жертву за Младенца. В это же время в храм Господень входит старец Симеон, о котором мы слышали сказанное в Евангелии, что Дух Божий был на нем. И ведомый Духом Святым он подходит к Марии и исповедует то, что столь долго его сердце желало: узреть явление пришествия Спасителя в этом мире: «ны́нѣ отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́, съ ми́ромъ: я́ко ви́дѣстѣ о́чи мои́ спасе́нiе Твое́, е́же еси́ уго́товалъ предъ лице́мъ всѣ́хъ люде́й».

Многажды мы слышим это исповедание праведного Симеона и за нашим богослужением, напоминающее и нам о том пути, которым прошел этот старец и, вместе с ним, вся ветхозаветная праведность. И в этом событии, которое именуется Сретением, мы видим встречу всей праведностью ветхозаветной Младенца Христа Спасителя мира. Исполняется то, что праведники в сердце своем желали и надеялись увидеть — исполнение обетования Божия, явление Спасителя в этом мире.

Но проходили годы и века, и, казалось бы, должна была ослабевать в сердце эта вера, надежда и упование на то, что исполнится сказанное Господом в Законе. Но были эти удивительные сердца человеческие, которые верили и доверяли Господу. Доверяли всецело и не взирали на все те внешние обстоятельства жизни, которые их окружали в эти разные времена, когда и зло растекалось по лицу земли, когда, казалось бы, уже то обетование, которое было дано, должно было исчезнуть среди этих земных обстоятельств в сердцах людей. Но они сохраняли обетование Божие как некое сокровище. Несли его через все времена. Вера, надежда, упование на Бога не оскудевала в их сердце. Они доверяли Богу и ждали исполнения обетования. Были исполнены терпения и не смущались внешними обстоятельствами, которые сопровождали их земную жизнь. Смущение не входило в их сердца, потому что там было то сокровище, которые они более всего оберегали от треволнений житейских и смущений.

Этим сокровищем было упование на то, что придет в мир Спаситель, и исполнится то, чего более всего желали праведники Ветхого Завета: человек получит свободу от закона греха, человек получит вновь возможность вернуться в свое духовно-нравственное достоинство, в которое некогда он был облечен при сотворении Богом. Вновь откроется для человека возможность быть с Богом. Уничтожится всякое средостение между человеком и Богом. Откроются двери Райские, и человек сможет взойти от земли на Небо.

И уже в веках это казалось неудобоисполнимым, ибо действительно, как мы знаем, грех разливался по лицу земли до такой степени, что человек уже порой утрачивал свое звание и превращался в плоть. Как мы слышим о людях, которые жили во времена Потопа, что они столь предавались страстям и всякого рода неестественным порокам, что не имели уже и названия как человек, как творение Божие, но превратились в плоть. Господь полагает предел такой жизни. И лишь праведник Ной и семья его – те, кто хотел спастись по слову его – обретают спасение в Ноевом ковчеге. Спасаются от уничтожающего грех потопа, от этого события, которое смывало с лица земли грязь, тот строй-порядок жизни, который на ней был утвержден, чтобы не осталось на земле и памяти об этих событиях, чтобы иные сердца людей, иной порядок жизни восторжествовали. И возвращается строй-порядок на жизнь с Богом через это небольшое семейство Ноя. Но мы видим в Священном Писании, как проходит лишь небольшой отрезок времени и вновь грех разливается по лицу земли.

Люди имели в своей истории постоянный опыт того, что этот грех и его власть продолжается над человеком. И ничего не могли поделать — сопровождает жизнь человеческую это разлитие греха. Но праведники не смущались всеми этими обстоятельствами и терпеливо ждали исполнения обетования Божия. Хранили сердце свое от привязанностей мира, которые готовили для человека погибель. Они жили в сердце своем той особой сокровенной жизнью, к которой мир не имел доступа. Они жили верой, надеждой, упованием на то, что все, сказанное от Господа, будет исполнено.

Эти ветхозаветные праведники научают и нас с вами тому, как надо жить здесь на земле. И если им было столь непросто хранить эти обетования Божии, то сколь намного легче нам жить здесь на земле, имея Церковь, Главой которой является Сам Христос. Мы живем в удивительное время – когда Сам Христос присутствует здесь на земле, и сейчас Он здесь – посреди нас. Он всегда рядом с нами, готов нам помочь. Но как некогда от праведников ветхозаветных требовалось терпение, требовалась вера, не посрамляемая в сердце их, так и от любого из нас Господь ждет терпения, которое соделывает человека духовно-искусным. Ждет, что и мы не растратим сокровище, которое имеем в сердце своем, на житейские смущения и переживания, а сохраним нерушимо в сердце своем упование, веру и доверие к Богу.

В этом нас связывает единство жизни как ветхозаветных праведников, так и нашей Церкви. Жить без веры, без упования и надежды здесь на земле человек не может. Это есть то сокровенное, глубинное, что несет человек в сердце своем. Господь нас не оставляет, Он желает, чтобы мы, точно так же, как некогда праведный Симеон, утешились, порадовались встрече со Спасителем. Господь желает, чтобы мы получили полноту радости от встречи с Ним. Ведет по тому пути, который видит только Он для нас полезным. Не всегда для нас, может быть, ясным и понятным. Но Премудрость Божия видит гораздо более, чем ясно человеческому взору.

Вся жизнь человека – это неслучайные встречи, когда Господь нам посылает те или иные обстоятельства, а чаще всего тех или иных людей, у которых мы можем чему-то научиться, можем что-то взять доброе, полезное, либо понять для себя, сколь опасен грех всякого рода страстей и пороков для человека. И постараться отойти от этой скверны, чтобы не утратить чистоту сердца своего. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Чтобы мы точно так же учились этому в своей жизни, Господь дает нам возможность видеть разные обстоятельства и события нашей жизни. Все, что происходит, дается нам для того, чтобы мы научились восходить в нашем сердце, в нашей душе от земных понятий и привязанностей к тем высоким духовным понятиям, к которым нас призывает Господь. Господь желает от нас только одного: чтобы мы открыли Ему свое сердце, стали доверять Ему все обстоятельства своей жизни и обстоятельства жизни своих детей и своих близких, чтобы не смущалось сердце человеческое при виде всякого рода внешних обстоятельств, но хранило спокойствие, мир, тишину, мир внутри себя, ибо помнило, что ни что не происходит без воли Божией.

Преподобный Антоний Великий, прежде чем уйти в монастырь, много посещал старцев и жил с ними. И, живя около каждого, старался ему подражать, чтобы напитать и научить свою душу, свое сердце тем добродетелям, которые столь важны и значимы для человека в его духовной жизни. Посему и в наших обстоятельствах земной жизни не случайны эти встречи. Они должны стать для нас этим научением, возможностью еще чему-то научиться, что-то открыть в своей жизни. И никакое смущение не должно посещать наше сердце. Мы должны только понимать, для чего нам это Господь дает, что мы должны еще усвоить, какой урок мы должны выполнить в нашей жизни. Где-то явить милосердие и милость, где-то сострадание, где-то проявить терпение, а где-то проявить мудрость, чтобы не приближаться к тем или иным словам или поступкам, которые вот-вот готовы вырваться из нашего сердца. Господь желает, чтобы мы научились терпению и не смущались всякого рода препятствиями, которые нам кажутся непреодолимыми. Если Господь посылает событие, призывает к исполнению того или иного дела, то, значит, Он уже дал тебе благословение и благодать Свою. И если ты смущаешься, переживаешь, пытаешься по-человечески оценить то или иное дело, на которое тебя призвал Господь, то ты теряешь благодать Божию, теряешь благословение – а это великая и невосполнимая утрата в нашей жизни, и многое приходится понести трудов, чтобы вернуть вновь благословение Божие.

Желается сегодня только одного: чтобы в день Сретения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа мы поняли, что и нас Господь ведет по этой жизни, как некогда Дух Святый вел праведного Симеона для того, чтобы он принял Младенца Христа на свои руки. Господь нас с вами ведет и желает нам еще более: чтобы мы приняли в сердце свое Самого Господа. И мы должны помнить, к какой тайне призван каждый из нас – к тому, что должно произойти в нашей жизни: к встрече со Христом. Желаю, чтобы на этом пути водительства Божия среди всех обстоятельств земных и встреч вы хранили сердце свое в мире, спокойствие, уповании на то, что, все, что сказано от Господа — все исполнится в жизни. И ни одно слово, которое возвещает нам Господь в Евангелии, не будет ложным. И ничто не должно смущать нас, ибо впереди у нас встреча со Христом. Это самое важное в нашей жизни. А все остальное не имеет никакого значения для каждого из нас.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд