Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (07.04.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с вами, братия и сестры, в сей день Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы слышали удивительный диалог сердца человеческого и Архангела Гавриила.…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами, братия и сестры, в сей день Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы слышали удивительный диалог сердца человеческого и Архангела Гавриила. Архангел Гавриил был послан в Назарет в дом, где находилась в это время Пречистая Владычица наша Богородица, обрученная Иосифу. Святитель Афанасий Александрийский говорит о том, что Архангел Гавриил получил от Бога наставление, если можно так сказать, не испугать Пречистую тайной, которая должна совершиться, чтобы не смутилось сердце Ее. И во исполнении этого божественного посланничества Пречистой Владычицы нашей Богородицы Архангел возводит Ее от высокого к высшему и высочайшему. И все это происходит постепенно, раскрывается та тайна, которая должна совершиться.

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» — слышит Пречистая приветствие от Архангела. По преданию мы знаем, что Пречистая беседовала с ангелами – посему и явление Архангела не было для Нее чем-то удивительным, как это может быть для нас – тех, которые не представляют, что в этом мире можно видеть ангелов, что душа чистая, девственная, целомудренная способна видеть ангельский мир, собеседовать с ним. Но смутилось сердце Пречистой от тех слов, которые были сказаны Ей. Необычными словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» указывается на то, что она будет благодатной среди жен, то есть, указывается на то, что Она, возлюбившая девство всем сердцем Своим, будет женой, будет матерью – и это должно исполниться.

Архангел видит происходящее – смущение сердца Ее — и обращается к Ней со словами «Не бойся, Мариам!», утверждая Ее в том, что не все еще раскрыто, как бы предупреждая Ее сердце, что мы еще пойдем дальше в раскрытии той тайны, которая определена и должна совершиться здесь на земле, при условии, что Ты откроешь Свое сердце и отдашь его Богу. Если всецело посвятишь Себя служению Богу. И делается следующее утверждение, что Она родит Сына и наречет имя Ему Иисус. Как же не смутиться сердцу Пречистой, если по закону еврейскому имя давал отец? А тут Она слышит иное — раскрытие для Себя, что Она будет давать имя Сыну Своему. О том, что Он наречется Сыном Всевышнего, о том, что Он сядет царствовать на престоле Давидовом, и Царство Его будет во веки. Так или иначе, все это таинственное и раскрытое Ей можно еще было представлять по нашим человеческим понятиям: да, родится сын, будет благословенным пред Лицем Божиим, особым, возлюбленным. Все это еще представляется по-человечески. И в ответ на это раскрытие еще части той грядущей тайны, которая должна совершиться, Пречистая задает только один вопрос. Она не пытается рассудить о тех тайнах, которые Ей были уже открыты: о том, что Сыном Всевышнего наречется, о том, как же Она, давшая сохранить пред Лицем Божиим обет девства, сможет все это понять. Она не входит в исследование открывающихся перед Ней тайн, но спрашивает только о том, как это будет. Это указывает нам на то, что сердце Ее раскрывается той вере Богу в том, что Господь совершит так, как посчитает нужным в этом мире. Она доверяет Себя полностью Богу. Вверяет Себя в Его руки.

Но Архангел раскрывает Ей еще то неведомое, совершенно таинственное и высочайшее, от чего действительно убоится сердце человеческое, от чего содрогнется человеческое естество: «Ду́хъ Святы́й на́йдетъ на Тя́, и си́ла Вы́шняго осѣни́тъ Тя́». Здесь уже открываются некие тайны, невозможные для человеческого представления и понятия. Здесь уже открывается тайна о том, что Бог исткется от плоти Ея.

Пречистая становится один слух. Мы не слышим в этом таинственном диалоге, который происходит здесь на земле, каких-то лишних слов. Видим только сердце, преданное Богу и готовое исполнить волю Божию. Это сердце все целиком обращено в слух. Оно стремится услышать и в изумлении предстоит той тайне, которая раскрывается перед ним. Не пытается ее понять, рассудить о ней, но изумевает, как всякий ум человеческий, перед величием и той тайной, грядущей в этом мире.

Как происходил этот диалог — нам понять не дано. Возможно, это было какое-то мгновение, в которое уложился весь этот диалог – мгновение, очень важное и значимое для всей земли. Святые говорят, что в тот миг, когда происходил этот диалог между Архангелом и Пречистой Божией Матерью, на земле установилась невероятная тишина, потому что все творение Божие замерло в ожидании ответа. Как ответит творение Божие? Как ответит сердце человеческое, предстоящее пред невозможной по человеческим представлениям тайной? И мы слышим слова Божией Матери, отвечающей без всякого смущения, без всяких рассуждений: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Сегодняшнее Евангельское чтение, раскрывая перед нами этот таинственный диалог, показывает нам, что в духовной жизни все происходит в спокойном принятии воли Божией. Это и есть то смирение, которым было облечено сердце Божией Матери. И сколь удивителен этот дар таинственный – смирение, и столь он радостен и приятен для человека, что человек через смирение обретает возможность беседовать с ангелами, обретает возможность видеть самого себя. «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», — здесь нет ни одного слова, где бы Пречистая могла перечить Архангелу и говорить о том, что Она вот такая недостойная, грешнейшая из грешнейших, порочнейшая из порочнейших. Она все знала о Себе, она все знала о человеке, Она все знала о сердце Своем. Но Она принимает волю Божию. Принимает спокойно, без всяких человеческих чувственных метаний, переживаний и недолжных и ненужных человеческих размышлений о том, где человеческий ум уже изумевает. Там – тайны Божии. Там совершается не по нашим человеческим понятиям и не по нашим человеческим представлениям.

Сегодня – в день Благовещения Пречистой Божией Матери – мы и для себя немного раскрываем значение и смысл смирения в нашей жизни, той красоты целомудрия и чистоты, которая делает человека ангелоподобным, способным видеть и беседовать с ангельским миром. И в этом нет ничего удивительного. Мы знаем, что люди с чистым сердцем способны открывать для себя совершенно иное окружение. Ведь ангелы и здесь нам предстоят, и Господь здесь рядом с нами. Это видели преподобный Серафим, преподобный Сергий. Многие святые видели это особое присутствие ангельского мира здесь за нашей божественной Литургией. «И́же Херуви́мы та́йно образу́юще…», — мы слышим это песнопение и понимаем, что это реально происходит. Это не какие-то события иносказательные, а это – здесь и сейчас совершается. Просто мы, обросшие этакой духовной коростой, по нечистоте сердец своих не можем увидеть всю тайну, которая совершается за божественной Литургией.

Сегодня мы также слышали Евангелие Недели четвертой Великого поста о том, как Господь исцеляет отрока от «духа нема», от беса. Апостолы не могли этого совершить и спрашивают Господа, почему не могли. Господь указывает на то, что власть над духами, искушающими человека, дается только по мере поста и молитвы человека. Сегодня, в эти дни Великого поста, совершая наши постные труды, мы должны помнить эти слова, обращенные к нам Господом: о том, что пост и молитвы не могут быть разделены. Если человек постится, а молитва уходит на дальний план, теряется из духовного вида человека, то теряется и смысл, и содержание всего Великого поста. Человек может молиться только тогда, когда он сосредоточен, когда он видит только самого себя и не видит всех остальных – такое блаженное состояние сердца человеческого, когда все остальные для человека – как ангелы. И как только человек перестает видеть всех остальных как ангелов – посланников к нему, начинает видеть как какие-то раздражающие силы, приходящие через другого человека, как смущения, он не может уже совершать чистую молитву. Он начинает всех строить, начинает всех учить, начинает всем досаждать, начинает навязывать свою волю всем остальным, но только не может молиться. И пост теряет смысл и содержание.

Но только тогда, когда мы увидим другого человека как образ и подобие Божие, когда поймем и почувствуем, как мы можем послужить ему не своими пустыми рассуждениями и советами, но тем словом, которое даст нам Господь, тогда все выстраивается иначе и в нашей жизни, и в жизни других людей. И из себя начинаем изгонять «квартиранта», который мешает нам жить, и других не смущаем через эту одержимость, которая, так или иначе, живет в нашем сердце. Ибо всякий грех – это одержимость. В той или иной степень всякий человек одержим: нечистыми помыслами, всякими сквернами и пороками.

И сегодня мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы в эти оставшиеся дни Великого поста, мы, соединив пост и молитву, потрудились, чтобы освободить свое сердце от этих духов недолжных и ненужных, которые уже угнездились в нашем сердце, тех, которые начинают определять нашу жизнь. И мы должны сосредоточиться и печься только о себе самих, чтобы тот высочайший пример служения и доверия Богу в лице Пречистой Владычицы нашей Богородицы вел нас к этому духовному восхождению, а не нашему падению во время Великого поста. А то поститься начинаем и начинаем всех окружающих задирать, начинаем раздражаться, все начинает нас смущать. А так не должно быть у того, кто действительно хочет быть с Богом. У того, кто желает жить с Богом, у того всегда все спокойно, приветливо, мирно и тихо. Как Благовещение совершилось в этой удивительной тишине мира, так и любая духовная тайна, которая совершается над нами, может совершиться только в тишине. Посему желаю, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, умириться с самими собой и со всеми окружающими людьми, чтобы не быть бесплодными от тех трудов, которые мы приносим в дни Великого поста, чтобы не быть как смоковница, обросшая листвиями, но не имеющая плода.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Март 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Благотворительный фонд

Фонд