Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю о слепом (02.06.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали об еще одном удивительном событии, которое завершает наши недели Святой Пятидесятницы – о том, как…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали об еще одном удивительном событии, которое завершает наши недели Святой Пятидесятницы – о том, как Господь вновь являет Свое всемогущество, Свое Божественное достоинство, Свою силу и исцеляет очи человеку слепорожденну. Являет это чудо пред лицем многих людей, но являет его сокровенно для человека, который мог только слышать, но не знал, кто сотворил это чудо над ним, когда Господь повелевает, чтобы он шел и смыл плюновение от брения, положенное на очи его, в купели Силоамсте. Он прозревает, и мы слышим, как одни люди прославляют Господа, и прославляет сам исцеленный, увидевший красоту этого мира, получивший то, о чем он и помышлять не мог, другие же пытаются смутить его: фарисеи говорят о том, что «нѣ́сть се́й от Бо́га Человѣ́къ, я́ко суббо́ту не храни́тъ». Смущают эту веру в Господа нашего Иисуса Христа, которая родилась в сердце этого человека. Пусть еще прикровенно и сокровенно, но уже он исповедует Его, как Того, кто совершает дела Божии. Фарисеи видят, что человек не отступает от доверия Тому, кто совершил над ним это чудо, исповедует Его как пророка, показывая, что Человек сей исполняет волю Божию. Пытаясь искушать его, говорят: «мы́ вѣ́мы, я́ко Человѣ́къ се́й грѣ́шенъ е́сть», не от Бога, Бога не чтит и не от силы Божией совершает. Но не отступает человек от свидетельства своего пред лицем этих искушений и вновь исповедует Господа нашего Иисуса Христа пред этими людьми.

Сегодня мы напоминаем себе о том, какое несчастие для человека быть слепым, и о том, какое еще большее несчастие для человека быть тем, кто вообще никогда не видел этого мира – кто не имел никаких образов этого мира, никогда не видел красок его, но только слышал шум событий, происходящих около него. Он был всегда ведом другими людьми, ибо мог оказаться в опасности. Он жил в такой зависимости от других людей, которая его наверно в чем-то обременяла, и хотелось ему увидеть и понять, что же происходит вокруг него. Но не было у него такой возможности, ибо он был лишен зрения. И вот он получает удивительную возможность увидеть окружающий мир и возрадоваться, и сердце его прославляет Бога и не отступает, несмотря на те искушения, через которые ему пришлось пройти от фарисеев и людей, которые пытались уловить Господа нашего Иисуса Христа и сказать, что Он совершает дело, противное закону Моисееву. Человек твердо стоит на своем, ничем не смущается от слов искушения, которые он слышит от фарисеев.

Этот образ человека слепорожденного и его бедственного состояния нам напоминает о том, что человек приходит в этот мир, но остается таким же слепорожденным, ибо Сам Господь говорил о том, что человек, который не родился свыше, не может войти в Царствие Небесное. Человек, вошедший в этот мир, но не имеющий духовного зрения, не понимает, что происходит вокруг него. Слышит какой-то бесконечный шум от происходящих событий. Вдруг его кто-то резко толкает, он падает, ударяется, терпит какое-то бедствие, боль, смущается от этого, обижается на других людей, что с ним так поступают. Или вдруг ему желается идти по какому-то пути, но кто-то резко берет его за руку и начинает уводить с этого пути в другую сторону. Он упирается, смущается, но не отступает, а над ним проявляют насилие и уводят в другую сторону. Но если бы у этого слепого человека было зрение, то он увидел бы, что его резко оттолкнули, потому что он мог бы попасть под машину, и ему спасли таким образом жизнь. Уводят человека в сторону, когда он идет и не видит, что перед ним яма, в которую он может упасть. Человек не понимает, потому что у него нет духовного зрения. Он смущается, упирается.

Но Господь не оставляет человека в этом бедственном состоянии слепоты духовной и дает ему возрождение в жизнь вечную, в жизнь со Христом, там, где светит Свет. Там, где многие события нашей жизни и поступки других людей приобретают иной смысл и содержание. Мы начинаем видеть и понимать свою жизнь в еще одном измерении – видеть не так, как она представляется человеку, живущему по земным понятиям и представлениям. И тогда действительно благодатный Свет помогает человеку находить правильный путь в жизни, обходить препятствия и не терпеть тех бедствий, которыми подвергается человек, когда он ничего не видит перед собой, когда смущается тем или иным шумом, происходящим вокруг него, и от ветра трепещет сердце его. Но человек, живущий во Свете, идет путем, который полагает ему Господь. И ни что не может уже его смущать, потому что он ясно видит дорогу и чувствует и понимает, что Господь рядом с ним.

Господь возрождает нас к полноте духовного зрения через таинство Крещения. Мы входим в уже совершенно иной мир, получив через таинство Крещения и через таинство Миропомазания понимание и знание всего того, что происходит вокруг нас. Но, как мы знаем по опыту своему, что быстро теряется этот Свет, это знание в нашей жизни, когда земные понятия начинают довлеть над духовным пониманием и представлением окружающего нас мира. Когда те или иные поступки, грехи, которые мы начинаем себе позволять, начинают потихонечку наш внутренний свет – нашу совесть — утишать, уговаривать и уводить нас на путь иной, где мы лишаемся благодатного света. И только через таинство Покаяния, через очищение своей совести и души мы обретаем благодатный свет в своей душе. Святые называли Покаяние вторым Крещением — когда мы вновь возвращаемся к иному пониманию и представлению жизни. Но мир, который нас окружает, никогда не может оставить такого человека в покое. Человек, живущий во свете, удивителен для этого мира. Он – иной. И не случайно в первые века христианства многие становились христианами, следовали за Христом, потому что говорили: мы видели иных людей! Других, не тех людей, которые живут по понятиям и представлениям этого мира, тех людей, у которых и внутри, и в глазах – удивительный и таинственный свет, и это чувствуют и видят другие люди и следуют за ними.

Но мир точно так же, как в те далекие времена гнал Христа, пытался искусить человека, обретшего зрение, вновь и вновь приступает и искушает идущих за Христом. Но тот, кто исповедует Господа, не отступает от Него, идет по пути, который Он полагает ему, держится здравых понятий, тот — как человек слепорожденный, который не отступил от тех понятий в сердце своем, и оказался более мудрым, чем те, кто многое изучили, знали и считали себя учениками Моисеевыми, но не увидели самого главного – прошли мимо Господа, не поняли ничего. И кто же оказался слеп? Слепы оказались те, кто мнили, что много понимают, много знают в этом мире, много умеют, обладают властью. Им поклоняются другие люди, оказывают честь и уважение. Но оказалось, что они находятся в более бедственном положении, чем тот человек, которого исцелил Господь. Он вернулся к жизни во всей полноте, познав Бога.

Так и мы, получив в таинстве Крещения благодатную жизнь, должны сохранять в себе ее – жизнь не по стихиям и понятиям земного мира, но жить так, чтобы люди, взирая на нас, могли сказать, что они видят действительно других людей, не тех, с которыми они сталкиваются постоянно в этом мире. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что, если бы мы были настоящими христианами, то не осталось бы вокруг ни одного язычника. Не может человек устоять против света и теплоты, привлекающих сердца людей, которые дает Господь.

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, что дал нам Господь: Господь дал нам новую жизнь. Мы – другие по отношению к этому миру. И мы не должны подстраиваться под понятия и представления мира земного, чтобы не утратить своего драгоценного сокровища – жизни нашей во Христе!

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Июль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Благотворительный фонд

Фонд