Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице (18.08.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали слова, обращенные Господом к апостолу Петру, который, увидев Господа идущего по водам среди бури и…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали слова, обращенные Господом к апостолу Петру, который, увидев Господа идущего по водам среди бури и волн морских, просит Его, чтобы Он разрешил ему прийти по водам к Нему. «Иди», — говорит Господь. Излез Петр из корабля и по водам идет ко Господу. Но, как повествует Евангелие, видя ветр противен, волны морские, возвдвизамые на езере Генисаретском, убоялся Петр и стал утопать у ног Иисусовых. «Спаси мя, Господи!», — возопил апостол Петр. Господь же, простре руку, поднял его из этой пучины морской и укрепил его веру.

Господь обратился к апостолу Петру со словами, с которыми обращается и сегодня к нашему сердцу: «Маловѣ́ре, почто́ усумнѣ́лся еси́?». Господь указывает и говорит о том, что не только по водам ходить будете, не только совершать чудеса будете, которые совершаю Я (сегодня мы также слышали в Евангельском чтении, как иссохла смоковница, которую проклял Господь), но и горе сей скажите «двигнися», и двигнется. Такова сила вера, которая живет в сердце человеческом. Все это будет совершаться по вашему слову, если только не усомнитесь в сердце своем, если маловерие не взойдет на сердце ваше, если не начнете малодушествовать в тех трудах, делах и послушаниях, которые, как говорит Господь, «возлагаю Я на вас».

Господь указывает и предупреждает нас, что самое тяжелое состояние для сердца человеческого – это малодушие, это маловерие, которое посещает человека. Действительно, то, что казалось простым, легким, становится для человека почти невозможным, когда он начинает сомневаться, когда начинает малодушествовать — и не может ничего совершить в своей жизни. Внутри и вокруг человека начинает образовываться пустота, и смущается такое сердце, и порой впадает в самое тяжкое состояние, которое именуется унынием, когда человек не может уже ничего поделать и пребывает только в этом состоянии, которое не позволяет ему сделать шаг навстречу Богу.

Господь указывает и говорит сегодня, что состояние маловерия рождается в нашем сердце от того, что оно начинает слушать ум, который пребывает без конца в этом мире, хватает обстоятельства, события, пребывает в информационном потоке мира сего, без конца рассуждает, без конца смущается. Страхования восходят на сердце человека такого, ибо говорят о том, что происходит в этом мире, и сознательно вводятся помыслы страха, смущения в сердца людей, чтобы человек потерял внутреннюю опору в своем сердце. И эти спутанные мысли, смущающие сердце человеческое, начинают заполнять весь его внутренний мир. Начинает человек слушать какофонию мира сего, через глаза, через уши проникающую в его душу и сердце. Но за этим шумом, который рождается в душе человека, он не может услышать ангельское пение. Человек не может уже услышать те слова, которые Господь обращает к сердцу его, желая поддержать и помочь ему удержаться в этом житейском, бушующем море.

Человек теряет опору в своей духовной жизни, ибо он нисходит к миру сему. Но никогда человек не может встретить Бога вовне, если ум будет его постоянно обращен только к событиям в окружающем мира. И происходящее где-то в далеких странах, в других галактиках и рядом – то, как кто себя ведет, будет для человека важным и значимым, и он будет этим жить, бесконечно это пережевывать – те образы, которые он хватает их этого мира. И никогда он не сможет встретить Бога, Который живет в сердце его. Ум, находящийся вовне, без конца наполняющий внешним шумом храмину сердца своего, лишает человека покоя. Только в тишине сердца своего человек может услышать ангельский глас, может услышать голос, обращенный к нему от Бога.

Посему нас Господь сегодня предупреждает о том, что это наше маловерие рождается из нашей привязанности к этому миру, ума нашего, привязанного к событиям, происходящим вокруг. Задача наша состоит в том, чтобы наш ум вошел в наше сердце, в нашу галактику, и стал рассматривать, что же происходит в нашем сердце, а не вокруг нас. Не важно, кто и что делает, как поступает, важно – какие поступки совершаю я, какие помыслы и помышления входят в сердце мое, ибо дверь этим мыслям и помыслам открываю я сам. Есть ли здесь благоразумие и рассудительность, или, наоборот, усилиями своими впускаю в дом свой тех квартирантов, которые начинают властвовать надо мной?

Многажды нам Господь говорит, что все начинается с чистоты сердца человеческого. И как бы человек ни пытался выстроить этот мир, каким бы мудрым он ни казался себе в тех или иных обстоятельствах земных, как бы он ни двигал какими-то процессами, которые услаждают и утешают сердце человеческое –все это не имеет никакого значения для вечной жизни человека. Имеет значение только сердце, которое приобретает смирение. И все наше спасение определяется не длительностью каких-то наших стояний, бесконечных поклонов, которые совершает человек. Спасение определяется смирением, которое приобретает человек. Все это – только средства, призванные к тому, чтобы выстроить наше сердце таким образом, что там воцарялся мир, тишина и покой. И в такой глубине сердечной зрит человек присутствие Бога в жизни своей, чувствует, как близь Господь.

Святитель Феофан Затворник говорит, что причиной нашего маловерия чаще всего является то, что мы забываем то начало, с которым мы полагаем свое духовное делание. Как апостол Петр был воодушевлен и как желал он пойти по водам ко Господу! Сердце его было воодушевлено устремленностью к Богу. Он излезает из корабля — и начинает тонуть, как только теряет первоначальное устроение сердца своего – воодушевленность, устремленную к Богу.

Но чтобы сохранить первоначальный строй-порядок нашей жизни, чтобы маловерие не разрушило все наши добрые начинания, святитель Феофан дает такое правило: «Начал – терпи, помыслы смущающие гони, дерзай о Господе, ибо близ Господь, доверяй Господу – и невозможное станет возможным для тебя».

Мне сегодня хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, слыша эти слова Господа, обращенные и к моему сердцу, и к сердцу каждого из вас: «Почто усомнился, маловере?», чтобы мы помнили и доверяли Господу – всецело, во всех обстоятельствах своей жизни, и помнили о том, что ум наш призван к тому, чтобы не блуждать по стихиям мира сего, но чтобы узреть красоту, сокрытую внутри каждого из нас. Узреть образ и подобие сокровенные, которые мы носим как некое сокровище в самих себе. Приоткрыв эту красоту, мы поймем, что же мы делаем с этой красотой, во что мы превращаем чистоту и целомудрие, данные нам от Бога. И тогда в таком сердце рождается покаяние, а не некое перечисление тех или иных поступков, которые совершает человек. Покаяние – это перемена. Перемена может родиться в сердце только тогда, когда оно поймет и увидит, во что превращается образ и подобие через поступки, слова и дела.

Сего желаю, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы научились смотреть в самих себя, в свое собственное сердце, и были бы совсем независимы от того, что происходит вокруг нас – от тех обстоятельств и событий, которые смущают нас.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд