Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 7-ю по Пятидесятнице (04.08.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!«По вере ваю буди вама», — говорит Господь эти слова, обращенные к двум слепцам, которые возопили из глубины сердца своего ко Господу нашему…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«По вере ваю буди вама», — говорит Господь эти слова, обращенные к двум слепцам, которые возопили из глубины сердца своего ко Господу нашему Иисусу Христу с тем, чтобы Он исцелил очи их и они обрели возможность видеть окружающий их мир, чтобы могли стать и в доме своем помощниками, чтобы могли заботиться и сами о себе, и о других людях. Господь этими словами, обращенными к слепцам, обращается и к нам с вами, указывая на то, что все в нашей жизни совершается по вере: «по вере вашей да будет вам».

Глубины веры, которые открылись этим двум слепцам, стали той возможностью, которая реализовалась через действенное и всемогущее слово Божие, когда открылись очи их. Эта вера, как некое зрение души человеческой, позволяет многое различать человеку в мире ином. Как человек различает зрением окружающие предметы в земном мире, точно так же зрение души человеческой позволяет различать вещи в мире духовном. И вот они этим зрением души своей узрели Того, Кто сможет принести им исцеление. Они узрели всемогущего Бога и из глубины души воззвали к Нему, чтобы Господь свершил над ними милость Свою. Они обращались ко Господу, просили, чтобы Господь вернул им зрение, но они не выпрашивали у Господа желаемого, ибо они понимали, что обращаются они к Тому Всемогущему, Кто может все совершить, Кто может во мгновение изменить обстоятельства, которые сопровождают жизнь человека и окружающий мир.

Человек, когда обращается к Богу, не помятуя, порой, перед Кем он предстоит, обращается из своего сегодняшнего дня, из желаний этого дня. И просит, даже выпрашивает то, что ему кажется полезным: Господи, дай мне завтра то, что мне так будет полезно, потому что это нужно мне сегодня. Но Господь знает наше завтра, посему не всегда Он дает человеку то, что будет бесполезно или вредно в его прошении. Мы просим из «сегодня» – Господь подает нам из нашего «завтра», то, что служит к пользе нашей души. И только человек, способный различать очами души своей духовное, может правильно постигать и понимать все, происходящее с ним во дне сегодняшнем. Ибо этими очами души своей человек может различать присутствие Бога во всех событиях, которые происходят с ним в сегодняшний день, человек может понять и почувствовать, как за всем стоит Господь. И в тех обстоятельствах, которые могут быть нам неприятны или неожиданны, — но за ними Господь стоит. И человек, имеющий устроение души своей, способное различать образы и предметы духовные, постигает присутствие Божие в его жизни, постигает и открывает вновь и вновь для себя силу и всемогущество Божие. И полагается он в своих поступках, делах, перспективах житейских этим упованием на Бога, на присутствие Его.

Конечно, величайшая для человека беда и скорбь, когда бывают омрачены очи души его. Это слепотство гораздо тяжелее для человека, нежели отсутствие зрения земного, ибо человек не может различать того, что полезно для души его. Человек, утратив некогда различение доброго и лукавого, помрачился в свете души своей, и очи его перестали различать и чувствовать присутствие Бога в мире сем и в жизни своей. Для человека в этом величайшее несчастие, ибо не только себе, но и окружающим начинает досаждать человек, ибо все его раздражает, все выстраивается не так, как желается ему, все идет наперекосяк. Но за всем стоит Господь, и Он желает что-то сказать человеку, что-то приоткрыть, от чего-то уберечь его, чтобы человек завтра не оказался в каких-то обстоятельствах, с которыми он не сможет справиться в жизни своей – ни в духовной, ни в земной.

Посему сегодня Евангельское чтение напоминает нам о том, как важно, чтобы очи нашей души имели различение доброго и лукавого в нашей жизни и в окружающем нас мире. Возможно ли это? Святые нам отвечают, что это возможно. Для этого только требуется привести в порядок расстроенную грехом и пороком душу свою, вернуть ей то состояние, из которого некогда ниспала она и перестала различать то, что служит к пользе ее.

Возвращается же зрение через покаяние, через очищение души, чтобы душа стала как зеркало, способное отражать божественный свет, который будет освещать путь жизни и самого человека, и путь жизни других людей. Будет все освещать вокруг себя. И величайшая радость бывает на сердце, которое способно жить во свете. В темноте души своей многое человек совершает того, что разрушает его самого и подчиняет той силе, которая желает для человека всякого рода препятствий, погибели души его. Посему через покаяние человек обретает свободу. Свободу быть с Богом, жить по заповедям Божиим, а не быть рабом своих дурных привычек, своих пороков, саможаления и других тайных недугов души своей, о которых каждый сам знает.

И мне хотелось бы пожелать сегодня, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, что жизнь наша должна выстраиваться в полном доверии к Богу и уповании на Него. Господь многажды нам говорит об этом в Евангелии и сегодня об этом нам напоминает. И если порой не всегда еще мы можем почувствовать и понять сердцем своим то, что служит к пользе души нашей, то хотя бы научимся не ходить во след зла, чтобы уберечь и себя, и окружающих людей от этой беды и от разделений, разрушений, которыми грозит человеку присутствие греха в жизни его. Посему еще раз желаю себе и каждому из нас доверять Богу, бояться греха – и мир и радость, и свет неизреченный воссияет и в нашей душе.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Март 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Благотворительный фонд

Фонд