Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе, cвятых отцов I Вселенского собора (09.06.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали в Евангельском чтении Первосвященническую молитву Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, обращенную к…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали в Евангельском чтении Первосвященническую молитву Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, обращенную к Богу-Отцу, где Он свидетельствует Свою Единосущность со Отцом, свидетельствует о том, что между Ним и Отцем нет ни единого промежутка ни во времени, ни в действиях воли.: «и Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя…», — говорит Господь. И в этой молитве, прежде всего, обращается Он к Богу-Отцу и молится о тех, как Он говорит: «которых Ты дал Мне еси от мира». «Не о всем мире молю», — говорит Господь, — «но о тех, которых Ты дал Мне».

Мир живет своей жизнью. Мир исполняется своего порядка, укореняет в сердцах людей понятия, по которым люди выстраивают свою жизнь. Но это не есть жизнь, а некое существование до времени здесь на земле, которое прерывается границей этой земной жизни для каждого человека. Есть жизнь иная: «Аз есмь Путь, и Истина, и Живот», — говорит Господь. Жизнь – только во Христе. Иной жизни нет для человека. И Господь приходит на землю, чтобы даровать эту жизнь человеку. Приходит и воспринимает на себя человеческое естество. Преодолевает соблазны и искушения мира сего, воскрешает это человеческое естество и возносит его на Небо. И «седе одесную» Бога и Отца, Христос молится о тех, которых Он оставил в мире сем. Поправ смертию смерть, Господь преодолевает болезнь и поврежденность человеческого естества и вновь дарует ему возможность восхождения от земли к Небу. Вновь открыт для человека этот путь. И путь этот человек обретает только во Христе.

И сегодня мы слышали в Евангельском чтении, как нам Господь указывает на признак тех, которые во Христе, которые любезны Ему, о которых молится Сам Господь. «Да будут едины», — говорит Господь. И вот это единство церковной жизни во Христе является свидетельством и нашей жизни во Христе, а значит, и в Церкви. Вне Церкви нет жизни. Вне Церкви действует мир, страсти, действует тот, кто желает подчинить человека воли своей и преуспевает в сем много. В Церкви же мы живем во Христе. Но быть со Христом можно только при условии, что мы не имеем на сердце своем обид, раздражений, которые отделяют нас от других людей, не говорим в себе «Я не таков, как прочие человецы». Господь желает от нас только одного: чтобы мы были едины. И разрушение этого единства жизни в самом себе, вокруг себя и в жизни церковной приносит большие бедствия, как для человека, так и для жизни многих и многих людей.

И такие разделения многажды постигали жизнь церковную в ее истории. Сегодня мы вспоминаем святых отцов I Вселенского собора, которые восстали против ереси, против лжи, которую возводил ум человеческий против Христа. Арий исповедовал, что Бог – один, а Христос – это особенный Человек, выделенный из всех других людей, но это не Бог в том смысле, как мы понимаем Бога. И не единосущен Христос Богу и Отцу. И святые отцы восстали против этого разделения церковного. Разделение было великое. В Александрии даже доходило не только до словесных перепалок, но были целые бои с теми, кто исповедовал это лжеучение и ересь и нападал на Церковь Святую. Нападал на тех, кто не подчинялся и не желал принимать их человеческих построений и умоизмышлений. И вот это – один из признаков отверженности человека от Христа: когда он восстает на других людей, когда он не может потерпеть рядом с собой других людей, когда этот ум и понятия человеческие, укорененные в страстях и понятиях мира сего, стремятся выстроить вокруг себя тот мир, который так понятен и приятен человеку.

Но каждый свободен и у каждого свой путь по жизни, определяемый Промыслом Божиим. И кто знает, как Господь определяет жизнь и ее сроки для человека? Времена определены Самим Богом, события определяются также по воле Божией. Сам Господь говорит о том, что и волос с головы человека не упадет без воли Божией. И как может человеческий ум вмешиваться в эти действия Промысла Божия? Человек может только благоговеть и предстоять пред Богом. Может сокрушаться о своем непостоянстве, о своей неустроенности, чтобы вновь и вновь веточку своей жизни земной пытаться привить к дереву жизни вечной, которая действует в Церкви, чтобы вновь токи благодати Божией наполнили ее жизнью, чтобы плод принесла эта наша веточка, порой засыхающая от зноя страстей мира сего.

Посему сегодня, слыша слова Господа, обращенные к нам и напоминающие, что Господь молится о тех, кто последует за Ним. Молится о тех, кто будет жить в Церкви и сохранять единство ее — единство той жизни по любви, отражением которой здесь на земле является жизнь Божественной Троицы. И только в этой полноте церковной жизни, в этом единстве нашей жизни, неразделенности и неотделенности себя от других людей мы обретаем тот истинный «Путь и Живот», которые ведут нас от земной жизни в вечность, где радость бесконечная, где свет неизреченный, где Сам Господь и угодники, молящиеся и предстоящие пред Лицем Божиим.

Другого пути Господь нам не полагает. Полагается только одно: внимание к самому себе, к своим поступкам и делам, к своему сердцу, чтобы мы, не утратив единства жизни в Церкви, не утратили и полноты жизни в вечности, чтобы мы не лишились жизни вообще, чтобы мы не утеряли путь в жизнь. Путь нашей жизни полагается только в Церкви, где мы встречаемся со Христом, где мы приобщаемся Святых Таин, где для нас открывается жизнь вечная. Ибо Церковь – это для нас Небо здесь на земле. И без Церкви, без храма Божия ничего невозможно понять ни в самом себе, ни в окружающем мире. Без этой полноты богослужебной жизни теряется человек среди путей своих земных.

Посему желаю только одного: чтобы хранилось в наших сердцах единство нашей жизни церковной, чтобы не смущал враг рода человеческого всякого рода помыслами, прилогами, которые так порой легко достигают сердец наших, чтобы мы стояли на страже сердца своего. И в этой полноте единства жизни обретали радость и предчувствие той вечной жизни, которая уже здесь раскрывается в нашем храме. Без храма невозможно выстроить полноту своей духовной жизни.

Посему желаю единства жизни и любви к храму в ваших сердцах, и тогда Господь поведет нас среди этой земной жизни так, что мы пройдем и даже не заметим тех препятствий, тех сетей, которые враг рода человеческого расставляет пред человеком. В Церкви — как в некоем ковчеге — мы преодолеем, пройдем через все препятствия, стремнины мира сего и достигнем Царствия Небесного. Но условие нам Господь поставил: мы должны быть в Церкви со Христом, а не со своими понятиями и представлениями, чтобы разномыслие, разделение не вносили в жизнь церковную. Не со своими понятиями мы должны прийти в Церковь, а вынести из нее святые понятия и поделиться ими с окружающим нас миром.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Июль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Благотворительный фонд

Фонд