Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 7-ую по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (28.05.2017)

Деян., 44 зач., XX, 16–18, 28–36. Ин., 56 зач., XVII, 1–13Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня в Неделю святых отцов мы слышали Евангельское чтение, в котором Господь особым…

 

Деян., 44 зач., XX, 16–18, 28–36. Ин., 56 зач., XVII, 1–13

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня в Неделю святых отцов мы слышали Евангельское чтение, в котором Господь особым образом совершает Свою молитву пред Отцом Небесным за тех, как Он говорит: «А́зъ о си́хъ молю́: не о [всéмъ] мíрѣ молю́, но о тѣ́хъ, и́хже дáлъ еси́ мнѣ́, я́ко твои́ сýть». Особая молитва Господа за тех, которые услышали слово, которое Он проповедовал здесь на Земле, и поверили в то, что Он – истинный Бог, пришедый в мир сей.

Кто же эти счастливые люди, о которых молится Господь? Какая радость должна была быть на сердце у них от слышания этой первосвященнической молитвы Господа, обращенной к Отцу Небесному! Какие черты должны они иметь, чтобы быть этими избранными людьми, о которых молится Господь? И многажды Господь указывает на этих удивительных людей, о которых молится Он Сам. Мы многажды слышали, как Господь говорит о том, что, «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей», «если любите Меня, то заповеди Мои сохраните», «по тому узнают, что вы Мои ученики, да любовь имеете между собою», «кто хочет идти вослед Мене, возьмет крест свой и по Мне грядет».

По этим особым состояниям духа человеческого познаются эти люди, грядущие во след Христов – которые стремятся исполнять заповеди Его. Мы можем сказать, что эти удивительные люди в мире сем отличаются от всех других людей тем, что они не столько желают получать, сколько желают отдавать – как мы слышали сегодня слова апостола Павла: «блажéннѣе éсть пáче дая́ти, нéжели прiимáти». Они не просят у Господа ничего лишнего, ибо Господь многажды предупреждал и говорил: не будьте, как язычники, многословны в своих прошениях, которые ищут земного и требуют от своих богов настоятельно, чтобы они выполнили их желания, обращаются к ним в своих молитвах, чтобы земные заботы и проблемы были решены. Более того, если этого не происходит, они порой наказывают своих богов. «Но не тако будет среди вас», — говорит Господь. Он предупреждает, что не всякий, говорящий «Господи, Господи!» войдет в Царствие Небесное. Не те, кто многословен, не те, кто желает получать только земное и свои молитвы и обращения простирает к Богу только с просьбами. Но Господь говорит, что если мы хотим научиться быть среди этих счастливых людей, о которых молится Он, то должны научиться деланию. Не бесконечно просить в наших земных обстоятельствах, но должны научиться жить так, как желает того Господь. Никого не обижать, никому не досаждать, самим ни на кого не обижаться, быть терпеливыми, кроткими, смиренными – этого желает от нас Господь.

И этому мы должны учиться, употребляя все свои силы, употребляя те обстоятельства, которые нам посылает Господь в нашей земной жизни, чтобы приобрести эти небесные качества. Уметь потерпеть, уметь не торопиться в тех или иных обстоятельствах, ничего не делать прежде, нежели сотворишь молитву, чтобы не наша воля была, но «воля Твоя, Господи»! Как Ты волишь устроить дела, пусть будет все по воле Твоей! Это умение предавать и себя, и все обстоятельства в волю Божию есть некое особое качество расположения и устроения души этих удивительных счастливых людей. Действительно, когда человек так устраивает душу свою, то он приобретает нечто такое, чего нет в этом мире – приобретает радость, которую Господь полагает ему на сердце. Всякий упражняющийся в том, чтобы идти по пути заповедей Божиих и научаться доброделанию, понуждать себя к нему, открывает для себя величайшую тайну: он здесь начинает предощущать ту радость и сладость, которые откроются человеку сполна в свое время.

Но во всяком доброделании присутствует уже радость будущего века. Эта радость так велика, так наполняет сердце человеческое, что ничто в этом мире не может сравниться с этой радостью, которую дает Господь. Эта радость обладает особыми качествами, о которых нам тоже говорит Господь: она не принадлежит этому миру, и мир не может иметь власти над ней. Он не может похитить ее у человека. Человек, который живет в этой небесной радости, всегда пребывает в особом расположении духа, которое отличает его от всех остальных людей. Он всегда радуется, всегда молится, за все благодарит Бога.

Об этих качествах нам говорит апостол и показывает, что есть человек, который живет с Богом — который стремится к тому, чтобы научаться доброделанию, а не без конца требовать от Бога тех или иных для себя радостей и утешений. Но «несть числа» этим требованиям: только исполнит Господь одну нашу просьбу, как мы громоздим уже десяток других – а если бы Он выполнил еще вот это и вот это, то было бы еще радостнее и утешительнее, и спокойней…

«Несть числа» этим бесконечным требованиям человека тех или иных для себя утешений, и радостей, и обстоятельств. Но тот, кто ищет Царствия Небесного, тот, кто ищет его деятельным образом, тот не нуждается в этих бесконечных словах, обращенных к Богу. Потому что для него есть только один путь, по которому он идет – это путь за Христом. Он видит перед собой только Господа, идущего со Крестом, и идет во след Его.

Путь этот для человека трудный, порой и невозможный. Вступая на путь доброделания, каждый, употребляя свои усилия, начинает понимать, что не так он много может делать. Путь широкий – путь греха — легко дается человеку. Здесь учить не надо. Только стоит начать, как ты уже из первого попадаешь в десятый класс, потом уже и в высшую школу. Как легко принимается грех, порок сердцем человеческим! Но путь доброделания – это начало нашей жизни «первоклассной», когда надо еще только научиться писать. Рука не слушается, рука дрожит, рука не может ни квадратиков, ни кружочков правильно нарисовать. Не говоря о том, что буквы еще надо научиться писать… Да кто же это сможет? Неужели возможно в это поверить, глядя на наши несовершенные писания, линеечки, квадратики, кружочки? Страшно даже подумать, что возможно когда-то научиться писать!

Но тот, кто не отступает от этого пути, понимает, что Учитель всегда рядом с тобой и, даже если у тебя что-то не получается, Он руку твою возьмет в Свою руку и поможет тебе правильно написать. Он всегда тебя поддержит, научит и покажет. И на этом пути доброделания человек научается постоянно обращаться к Богу за помощью, осознавая свое несовершенство, осознавая свои немощи, и просит у Бога главного – помощи на пути доброделания. Там же, где путь широкий, там человек увлекается в гордость. Там у него все легко получается, там он величается перед другими людьми, там все понятно человеку земному, и никаких трудностей он не испытывает, желается ему только больше и больше власти, внимания от других людей.

Сегодня мы с вами вспоминаем святых отцов Первого Вселенского собора. Было время первой большой церковной смуты, да такой, что пришлось собирать Вселенский собор – святых отцов из разных Церквей со всех концов Вселенной для того, чтобы решить вопрос, который смущал Церковь, когда появилась ересь Ария, который стал нечестиво учить о Господе нашем Иисусе Христе. Он разделял Святую Троицу, говоря о том, что и Сын, и Дух Святой – это творения, может быть и совершенные, но только необходимые Богу для Его мироздания. И мы видим, что человек, пришедший из мира, напитанный мирскими понятиями, мирскими представлениями, разрушителен для Церкви, когда он приносит свое восприятие мира в Церковь. Арий был напитан греческой ученостью. Это пришло на тот момент, когда уже не было гонений на Церковь (325 год), существовали уже разные школы, занимавшиеся толкованием Священного Писания. И вот здесь эти эллинские умственные хитросплетения входят в сферу церковной жизни и начинают смущать людей. Для сего и потребовалось собрать Первый Вселенский собор – чтобы обличить эти хитросплетения, умствования и утвердить тот Символ веры, который мы с вами читаем за Божественной Литургией. Утвердить его как веру, которой всегда жила Святая Церковь, как веру мучеников первохристианских.

Сегодня, обращаясь к этой молитве Господа нашего Иисуса Христа о тех, о которых Он Сам говорит, что Отец Небесный дал Ему, мы понимаем и для самих себя, что каждый должен дать ответ, по какому пути он идет. Идет ли он во след Христу, стремится ли научиться доброделанию, преодолевая в себе ветхого человека, порой распиная этого ветхого человека для того, чтобы пойти во след Христов, или идет по широкому пути, где вера-то порой нужна постольку-поскольку – когда только возникают какие-то трудности и обстоятельства, или для того, чтобы приобрести для себя некие возможности рассказывать и учить? Мы будем помнить, что Господь нам сегодня говорит: Ему нужны не говорящие Ему и требующие от Него без конца помощи, но нужны те, которые идут во след Его и стараются научиться доброделанию на своем жизненном пути. Научиться так, как заповедал Господь.

Пусть у нас это не получается, пусть это нам трудно, но мы понимаем, что Господь не ставит невозможных задач перед человеком. Если мы будем просить Его о помощи на этом пути доброделания, то достигнем той радости, о которой и Он нам возвещает, и святые подтверждают, что тот, кто вкусил этой радости и сладости, всегда будет искать еще больших трудов для того, чтобы радость эта его не покидала. Будет очень осторожен для того, чтобы эта радость жила в сердце человеческом.

Мы многое получаем – через таинства церковные, через нашу общую церковную молитву. И эта радость, которую человек приобретает большими своими трудами, чувствует эту особую милость Божию к нему, как потом она легко и быстро улетучивается, как человек легко с этим расстается! Только причастился – и уже вышел, и где та радость, где тот полет души? Только один взгляд, только одно слово – и все растерялось, вылилось, как из худого сосуда, и опять пуст весь.

Посему и требуется в нашей жизни церковной, духовной эта величайшая осторожность и забота о той благодати, которую мы получаем. Нельзя без конца требовать от Бога: дай благодати! Можно причащаться хоть каждый день, наполняться этой благодатью, но вышел за двери церковные – и нет ничего! Что толку Господу наливать в худой сосуд? Не лучше ли нам потрудиться, чтобы беречь благодать? И зная изъяны души своей, зная эти трещины, может быть, прежде привести сосуд свой в тот порядок, чтобы он умел многие годы хранить благодать, а не терять тут же за церковными дверями.

Посему сегодня мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас той особой осторожности в нашей духовной жизни, чтобы мы не только желали, приходя в Церковь, получать, но умели хранить то, что нам дает Господь. Не растеряли бы в своих попечениях земных то благословение, ту полноту жизни и радости, которую нам полагает Господь!

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Июль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Благотворительный фонд

Фонд