Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом (21.05.2017)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Христос воскресе!Сегодня в Неделю 6-ю по Пасхе мы с вами слышали Евангельское чтение, которое повествует нам об исцелении слепорожденного Господом нашим Иисусом Христом.…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос воскресе!

Сегодня в Неделю 6-ю по Пасхе мы с вами слышали Евангельское чтение, которое повествует нам об исцелении слепорожденного Господом нашим Иисусом Христом. Господь являет Свое всемогущество, показывает пред лицем всех людей то, что нет тех законов, которые не могли бы подчиниться слову и воле Его. Показывает и являет Свое небесное достоинство пред лицем всех людей, исцеляя, как свидетельствует сам слепорожденный, такого человека, о котором и не было слышно от века, чтобы совершилось такое чудо – исцеление слепорожденного – кем-либо из пророков, угодников Божиих.

Удивительное чудо являет Господь, но сердца людей, которые мнили себя учителями, желали наставлять других людей, противятся этому очевидному явлению истины, явлению силы Божией в этом мире, противятся свидетельству того, что Сам Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог, пришедый в мир сей спасти людей от греха, спасти людей от смерти, преодолеть то разделение, которое возникло по грехопадении людей между человеком и Богом, когда людям казалось, что далеко отстоит Господь, и нет этой особой близости человека и Бога, когда Господь может ответить человеку на вопрошение, на нужды его.

И это представление о Боге жило в сердцах учителей. Более того, они выстроили между человеком и Богом огромное количество предписаний, постановлений, по которым человек должен был выстраивать жизнь свою. И среди этих человеческих постановлений, законов, правил было множество человеческого и совсем не соответствующего тому, чему желал Господь научить людей. Более того, мы даже видим, как эти человеческие построения не позволяют людям, которые хорошо знали эти постановления и правила, увидеть истину, увидеть Самого Бога, пришедшего в этот мир. Более того, они противятся Ему всем упорством воли своей, пытаясь доказать, что Господь совершает Свои чудеса не силой Божией. Пытаются доказать другим людям, что Господь и Бог наш Иисус Христос не от Бога пришел; смутить человека, который получил исцеление от Господа. Своими хитросплетениями и умозаключениями пытаются уловить его родителей. Но «ничто же ложь» не успевают, и бывают посрамляемы. Единственное, что остается этим людям – сказать тому, кто свидетельствует им истину: Иди вон! Это те последние слова, которые были сказаны ими как свидетельство того, сколь бессильны они против этого явления истины, запечатленного в чуде исцеления слепорожденного.

Противились они этому явному свидетельству силы Божией пред лицем их по одной причине, которую многажды высказывали по отношению ко Господу, когда Он хотел их научить тому, что есть нечто большее в этом мире, нежели их представления, правила, по которым они пытаются строить свою жизнь. Противятся Ему, выставляя свое рассуждение о том, как нужно и должно правильно проводить субботу – праздничный день, день особый, который был выделен Богом из чреды всех дней: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Суббота – день святой, и в этот день требовалось служение человека Богу. И это служение человека Богу было выстроено в правилах таким образом, что день порой превращался в безделие. Мы говорим «праздничный день», но это не значит, что день праздный, то есть день безделия. Это значит, что день праздный, то есть свободный от суеты, свободный от наших житейских стремлений, попечений, день, который мы посвящаем Богу. И, обращаясь к Богу, мы просим дать день «свят, мирен и безгрешен», чтобы мы так могли его провести. В этом и есть посвящение Богу, а не нашим каким-то человеческим заботам и человеческой суете.

Эти сердца учителей не слышали того, что хотел им сказать Господь. Противились потому, что имели свои человеческие желания, имели желания и стремления учительствовать и властвовать над другими людьми. Желали человеческого, но не желали того, что желает им сказать Господь. Господь хотел исцелить их от заблуждений, в которых пребывали они. Многажды Господь являет Свою силу в день субботний, научая и показывая им, сколь исказили они понимание дня субботнего — праздника, посвященного Богу.

Господь всегда желает сказать человеку нечто — то особое, сокровенное слово, в котором нуждается наша душа и сердце. Много есть вопрошаний на сердце у человека, много есть каких-то его тайных желаний, на которые он хотел бы услышать ответ от Бога. И в нашей будничной, житейской суете порой невозможно услышать этот голос Божий из-за огромного количества дел, забот, которые отвлекают нас, не дают нам обратиться к своей душе, которая должна слышать. Шум постоянно сопровождает нас в нашей будничной, земной жизни – шум страстей, житейского моря, всякого рода переживаний, всякого рода забот, пребывающих без конца, неизбывно в нашей жизни.

Но есть день, который нам дает Господь, когда мы должны слушать то, что Он желал бы нам сказать. День, когда мы выходим из забот, из суеты, когда мы собираемся в храме за богослужением. Мы должны, прежде всего, научиться слышать – слышать то, что желает нам сказать Господь. И для этого мы должны приходить в храм. Это не просто исполнение некой нашей обязанности. Мы должны прийти к Тому, Кто может ответить на все наши вопросы — мы приходим к Самому Богу. И если душа наша пребывает в тишине и мире, и нет в ней этого борения и горения страстей, то она услышит то, что обращено конкретно к ней от Бога. Может быть, только одно слово, которое ляжет на сердце, и сможет изменить жизнь человека.

Если внимательно слушать тексты, слова богослужения, то ответ всегда найдется сердцу вашему. Господь поможет, приоткроет, и в той конкретной ситуации будет нам дан ответ, что мы должны делать и как поступать. Или утешение Господь положит на сердце, да такое, что и печаль уйдет, и с преизбытком радость коснется сердца человеческого.

Но это только одна сторона праздничного дня, которому пытается научить нас Господь. Другая сторона связана с тем, что получив от Бога, мы должны это сохранить. Мы должны научиться жить в этой радости и благодати и вынести ее за стены храма, прожить с ней хотя бы этот небольшой день, не растратить ее на пустое. Прожить так, чтобы этот день действительно был «свят, мирен и безгрешен». Этому мы должны учиться, и Господь дает нам для этого все возможности – дает силы, научает, помогает нам, выстраивает в нашей жизни обстоятельства таким образом, чтобы показать, как нам себя вести. Желаем ли мы чему-то научиться – Господь посылает нам какие-то обстоятельства, которые учат нас терпению, учат нас милосердию, учат нас снисхождению. Если мы это принимаем и научаемся, то душа наша получает прибыток в нашей духовной жизни.

И мне хотелось бы сегодня пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас помнить о том, что духовная жизнь начинается с умения человека слышать Бога. И, прежде всего, за Божественной Литургией, когда мы все вместе «едиными усты и единым сердцем» славим Бога. И тогда никакие житейские, земные обстоятельства не смогут нас смутить, не смогут нас увести и соблазнить, как сегодня мы слышали о том, как исцеленного Господом юношу пытались сбить с толку, сомнения и смущения посеять в сердце его – но ничто же удалось этим людям, которые были преданы житейским и земным понятиям. Так и в нашей жизни, получив от Бога сокровенное и таинственное слово, ничто не сможет уже увести с этого пути, когда мы живем и знаем, что Господь посреди нас.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд