Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 39-ю по Пятидесятнице. Неделя о блудном сыне (24.02.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали в Евангельском чтении, которое именуется чтением «О блудном сыне», о том, что отец имел два…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали в Евангельском чтении, которое именуется чтением «О блудном сыне», о том, что отец имел два сына. В прошлое воскресение мы слышали о том, что «два человека вошли в церковь помолитися, один – фарисей, а другой – мытарь». У отца была два сына – «юнейший» и старший. Мы слышали в Евангельском чтении о том, что происходило с этим юнейшим сыном: о том, что он, получив имение свое, ушел на страну далече и потратил все состояние, в том числе, достоинство и честь отца своего, с любодейцами. И оказавшись без средств и без достоинства своего, так гладствовал на стране той, что даже не мог насытиться «от роже́цъ, я́же ядя́ху свинiя́». Он дошел до свинского состояния, жил среди свиней. Но, пришед в чувство, вспомнив отечество свое и дом свой, вспомнив отца своего, он решает вернуться в дом свой. «Коли́ко нае́мникомъ отца́ моего́ избыва́ютъ хлѣ́бы, а́зъ же гла́домъ ги́блю» — вернусь я и буду свидетельствовать пред отцем моим, что уже и не достоин быть сыном, но «сотвори́ мя я́ко еди́наго от нае́мникъ твои́хъ». Такое положил на сердце свое сын юнейший и вышел на дорогу, которая вела его в отчий дом.

Много, видимо, было на сердце его борьбы, трудов – не просто всегда вернуться в дом своего отечества, путь был неблизкий, пришлось ему преодолеть тот страх и стыд, который он имел на сердце своем. Как некогда пришлось преодолеть свой стыд и страх Закхею, Евангельское чтение о котором мы тоже недавно слышали: чтобы увидеть Господа, он влезает на древо, не обращая внимания на то, что подумают о нем люди – так и здесь юнейший сын принимает решение свое, не взирая на то, что скажут о нем в доме, что подумают близкие и как, может быть, будут уничижать его наемники отца его, зная то достоинство, в которое он был обличен в доме своем, и во что он превратился на стране далече.

Но мы слышим в Евангелии удивительные слова о том, что отец увидел сына своего блудного, возвращающегося по дороге в дом свой: «и ми́лъ ему́ бы́сть». Эти слова отвечают нам и на предыдущее Евангельское чтение – о мытаре и фарисее – когда мы слышали о той молитве, которую возносил мытарь: Боже, милостив буди мне, грешному! «…Пошел оправданным в дом свой». Что же это значит, что он пошел в дом свой оправданным, сегодня нам раскрывает Евангельское чтение о блудном сыне. Что же произошло в этом оправдании мытаря? Господь говорит сегодня: «и ми́лъ ему́ бы́сть». Милость Божия излилась на этого человека. Господь явил Свою любовь и милость к нему, и он встретил Бога в сердце своем. И эта радость удивительная, таинственная возвещается нам сегодня в Евангельском чтении как пир в доме отца. Большей радости и утешения не мог получить и даже не мог надеяться получить ни мытарь, ни блудный сын.

Евангельские чтения этих двух Недель, которые говорят нам о том, что было два человека: два сына у отца, два человека вошли в храм – указывают нам на те два основания, на которых человек может построить свою жизнь здесь на земле. Других оснований нет — их всего два. Точно так же, как мир духовный разделяется на два состава, так и здесь на земле человек строит свою жизнь: либо на смирении, либо на гордости. И, как мытарь, так и этот сын юнейший пришли в чувство и смирились пред Отцем своим, презрели все человеческое: человеческие мнения, человеческие понятия и сделали шаг навстречу к Отцу своему. И нечаянная радость наполняет сердце человека, который способен сделать такой шаг навстречу Богу — отвергнуться всех человеческих смущений, понятий, представлений, которые мешают ему на этом пути к Богу.

С другой стороны, Евангелия этих Недель указывает нам на двух других людей. Первое Евангелие указывает нам на фарисея, который молился, осуждая мытаря. А сегодня мы слышали, как старший сын не хочет войти в дом отчий только потому, что там радость о том, что отец вновь обрел своего сына мертвого ожившим, в здравии и радуется этому. Сын старейший, как мы слышали в Евангелии, противится войти в дом и даже, более того, он осуждает и порицает отца и поучает его, что тот неправильно поступает. Обижается, смущается и не хочет войти в полноту радости, которая в доме его отца. Сам отделяет себя от радости. Точно так же некогда отделил себя от Господа фарисей, который присвоил себе все то, что было дано ему от Бога: возможности, достатки. Присвоил это себе и пред Лицем Божиим свидетельствует о том, что он отдает Ему то, что положено по закону, забывая о том, что все принадлежит Богу.

Всем нам желается войти в эту удивительную и таинственную радость. Для этого мы собираемся в Церкви, возносим молитвы, стремимся к тому, чтобы вкусить сердцем своим эту неизреченную, таинственную радость, почувствовать сердцем своим, как говорит сегодня Евангелие, что каждый из нас мил есть Богу. Господь любит и готов прощать нам великие прегрешения и падения наши и желает только одного, чтобы мы сделали шаг навстречу Ему.

Как же взойти на этот путь смирения, по которому, как кажется, так легко можно достичь радости, достичь Царствия Небесного? Этот путь указывает нам пророк. Он говорит: прежде уклонись от зла и сотвори благо. Ты никогда не сможешь достичь смирения, как бы ты о нем ни судил, как бы его ни желал. Ты никогда не взойдешь на этот путь, если ты не сможешь уклониться от зла. Мы с вами видим, что же взошло на сердце старшему сыну. Взошли зависть, осуждение, которые мешают ему войти в дом отца своего. И Господь нам указывает, напоминает и говорит о том, что на том пути, который предстоит нам в эти дни Великого поста, прежде всего, нам надо стремиться научиться тому, чтобы преодолевать начало тщеславия, гордости, которое отражается в нашей жизни всякого рода порицаниями, осуждениями, обидами. Это все должно уйти из нашей жизни. И лишь только тогда мы сможем взойти к тому пути, к которому нас призывает сегодня Господь.

Господь указывает нам путь спасения. Пойдем мы по нему или нет – зависит от нас. Но мы должны помнить то, что сегодня говорит Господь: путь начинается с уклонения от зла, преодоления самих себя. Желается, чтобы в эти сугубые дни Великого поста этот подвиг был принят нами на сердце, и мы могли научиться хотя бы не осуждать, чтобы никакое слово осуждения не исходило из уст наших, чтобы сердце наше было свободно от всякого рода обид и злобы, чтобы мы смогли, умирив свое сердце, потрудившись над ним, найти этот спасительный путь смирения. Если осуждение будет жить на сердце нашем, то ни о каком смирении, ни о каких великих трудах, молитвах, радостях мы не можем и помышлять. Прежде нужно посмотреть сердце свое и понять, где тот источник и корень зла, который мешает взойти в эту полноту радости, которую Господь уготовал любящим Его. И мы должны, прежде всего, помнить, что источником зла является гордость и тщеславие. Других источников зла у человека нет.

Посему желается, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы учились, и не только в дни Великого поста, но в и в дни всей свое жизни, запечатывать себя, не произносить ни одного слова, осуждающего кого-либо, чего-либо, чтобы мы были свободны от осуждения. И тогда, может быть, по милости Божией, мы найдем этот спасительный путь смирения, о котором нам возвещает Евангелие в образе блудного сына.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд