Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (07.07.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня в Евангельском воскресном чтении мы слышали слова Господа, обращенные к нашему слуху и к нашему сердцу. Ибо в этих словах о многом…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня в Евангельском воскресном чтении мы слышали слова Господа, обращенные к нашему слуху и к нашему сердцу. Ибо в этих словах о многом хочет нам сказать Господь. О многом Он хочет поведать, предупредить и управить наш жизненный путь, избавить от тех ошибок, которые порой человеку дают много скорби, печали. Всего этого можно было бы избежать, если слушать то, что говорит нам Господь, и исполнять это. И что же слышали мы сегодня?

Первое, что мы слышали, это о том, что «свѣти́лникъ тѣ́лу е́сть о́ко. А́ще у́бо бу́детъ о́ко твое́ про́сто, все́ тѣ́ло твое́ свѣ́тло бу́детъ: а́ще ли о́ко твое́ лука́во бу́детъ, все́ тѣ́ло твое́ те́мно бу́детъ». Господь говорит о том, что доступно нашему восприятию и пониманию в обычной нашей земной жизни. Действительно, если глаз человека воспринимает свет, то в этом свете он видит окружающий его мир. Видит полноту радости этого мира, видит полноту красок, которые радуют сердце человека, видит во свете препятствия, которые необходимо обойти, чтобы не испытывать каких-то трудностей, избежать падений. И, напротив, когда человек бедствует и не может воспринимать этот свет земной, то совершает много ошибок в своей жизни. Оступается, терпит бедствия, раны получает на теле своем, если не имеет того, кто будет ему помогать и заботиться среди всех тех опасностей, с которыми сталкивается человек, если не видит окружающего его мира.

Господь нам говорит сегодня о том, что у нас есть не только внешнее око, которым мы воспринимаем окружающий нас мир. Но есть око души нашей, и еще более важно и значимо, чтобы оно тоже было светлым, чтобы оно воспринимало особый свет благодати Божией. И в этом свете видело окружающий мир. Что же это наше внутреннее око должно видеть прежде всего и различать? Различать оно должно помыслы, с которыми сталкивается человек в жизни своей, как с некими препятствиями земной жизни. И если человек не может различать доброго и лукавого в тех помыслах, с которыми он сталкивается во внутренней жизни своей, то, точно так же, как в земной жизни, терпит бедствия, претыкания, принимает в сердце свое осуждение, обиды, раздражения, которые лишают его внутреннего покоя. Человек приходит в бедственное состояние, в возмущение, и в таком состоянии человек не может воспринимать этот благодатный свет, который помогает ему и позволяет беспрепятственно совершать свой жизненный путь и не претыкаться об эти помыслы вражии, которые лишают нас мира и не дают этого света в нашей душе.

Разумное сознание должно сопутствовать нам в жизни, а не всякого рода человеческие хотения, которыми наполняется сердце человеческое, и желает порой человек жить не так, как нам велит Господь и предупреждает, что эта жизнь невозможна для человека.

Господь говорит нам также: «не можете работать Богу и мамоне». Мамона – это бог богатства у сириан. Господь предупреждает: не может вы разделиться в сердце и в душе своей. Господь многажды предупреждал и говорил, что всякое разделение приносит бедствие как самому человеку, та и для окружающих его людей. «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то». Точно так же мы можем сказать, что человек, который разделился в сердце своем, не сможет ничего достичь и совершить в жизни своей. Ибо если он будет полагать, что одно – для Бога, другое – для мира, желая совместить это не совмещаемое в сердце своем, то ни что же у человека не может получаться в жизни его, кроме претыканий и всякой скорби, которая восходит на сердце человеческое. Не может человек делиться! Человек должен быть целомудренным. Таким он создан Богом. Там же, где это происходит, разрушается весь внутренний строй жизни человека.

Но возникает на сердце вопрос: как же нам жить тогда, что же мы должны делать: оставить все наши житейские помышления? Как будет строиться эта жизнь, если мы перестанем трудиться и будем обременять собой других людей? А как же та заповедь, которую нам сказал Господь через первого человека – Адама: «в поте лица твоего будешь совершать труд на земле»? Но Господь нас предупреждает и говорит: помните о том, что действующей силой в этом мире является Промысел Божий. «Волос с вашей головы не может упасть без воли Божией». Ничего вы не можете сделать, если нет на то воли Божией. Но трудиться здесь на земле мы должны — как исполнять волю Божию. И Господь не говорит нам о том, что мы должны быть праздными. Ибо мы знаем, что и угодники Божии, которые молитвенно трудились в пустыне, имели труд в руках своих. Они делили время между молитвой и трудом.

Но Господь нам говорит: «не пецытеся», то есть не заботьтесь более, чем требует дело, которое вы должны совершать. Господь нам говорит: Промысел Божий определяет все в нашей жизни. Ничего не может произойти случайного. Ничего не может совершаться из того, что человек пытается сам представить в мечтаниях и фантазиях своих. Будет то, что определил Господь. Но человек должен трудиться по мере тех сил и забот, которые дает ему Господь ныне и сегодня. Господь говорит и предупреждает, что своими заботами, желаниями, хотениями и мечтаниями мы не должны выходить за пределы своей ограниченности. «Довлеет дневи злоба его». Есть то, что нам дает Господь в днешний день. Дает заботы, дает труды. И в этих заботах и трудах мы должны быть честными перед Богом. А завтра Господь управит все. Завтра будет завтра. Будет иной день, который в руках Господних. И Господь управит так, как Он посчитает нужным.

Сегодняшний день нашими трудами и внутренним попечением и предстоянием пред Лицем Божиим определяет наш завтрашний день. Если был в небрежении, был в осуждении, был в обидах во днешний день сердцем своим, то можно представить, каким будет завтрашний день у такого человека. И понятно, что день сей будет «кислым», а не «сладким».

Господь сегодня нам говорит и нас научает, что мы должны доверять Промыслу Божию. И ни в коем случае не переступать тех границ, которые нам определены Богом в своих заботах, желаниях и хотениях. Мы должны научиться смирению, чтобы полагать пределы своим человеческим устремлениям и желаниям. Быть честными в том труде, который мы ныне совершаем пред Лицем Божиим. Все, что мы делаем, мы должны делать, в первую очередь, пред Лицем Божиим, а не пред лицем человеческим.

И сегодня чествуем честно́го славного Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна. Слышали, вспоминали о событиях Рождества великого пророка, который стал Крестителем Господним. Видим, как непросто далась родителям его Захарии и Елисавете эта весть. Как они в сердце своем не могли принять свидетельства Промысла Божия, которое должно совершиться над ними. Привыкли они уже к состоянию своей жизни. Захария противоречит самому Архангелу и говорит, что невозможно такое событие: как сие может случиться, когда «жена́ моя́ заматорѣ́вши во дне́хъ свои́хъ»? Человек как бы теряет в этот момент границы и не может понять, что нет пределов всемогущества Божия. И мы видим, как это совершилось в событии Рождества Иоанна Предтечи, которое и нас с вами наставляет, чтобы мы научились доверять Промыслу Божию, а не своим мечтаниям и житейским построениям. Научились быть смиренными в своих сердечных устремлениях и заботах, чтобы мы были честны и совестливы в том деле, которое совершаем пред Лицем Божиим. Чтобы мы ни делали, мы не должны никогда забывать: мы делаем все пред Лицем Божиим, и делать это следует так, как должно и как нам повелел Господь. «Довлеет дневи злоба его». И в этом устроении сердечном мы должны всегда помнить, что есть нечто большее, чем наши человеческие хотения, желания – есть Царствие Божие – к которому и должна устремляться наша душа. И путь в Царствие Небесное полагает нам Промысел Божий, а не наша суета, в которой мы служим богу Мамоне. И в этой суете земной забываем о главном: о том, что мы должны отдать Богу сердце свое. И отдать так, чтобы оно было всегда радостным, исполненным благодарности Богу, всегда было готово послужить ближнему своему.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Июль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Благотворительный фонд

Фонд