Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 2-ую Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (24.03.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!«…И гла́съ Мо́й услы́шатъ: и бу́детъ еди́но ста́до и еди́нъ Па́стырь», — мы слышали в Евангельском чтении слова сии, обращенные к Церкви, и…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«…И гла́съ Мо́й услы́шатъ: и бу́детъ еди́но ста́до и еди́нъ Па́стырь», — мы слышали в Евангельском чтении слова сии, обращенные к Церкви, и указывающие нам на то, что Господь никогда не оставляет Свою Церковь, до века в ней будет пребывать. И все, кто приходит к Нему со своими проблемами, скорбями и заботами, никогда не уйдут от Него неутешенными.

Сегодня Евангельское чтение нам показывает, как Господь явил Свое всемогущество и силу, исцелив расслабленного жилами, который сам не мог прийти ко Христу и, видимо, не имел уже никакой надежды в сердце своем на то, что когда-то он сможет вновь обрести полноту жизни. И вот, четыре близких ему человека несут его ко Христу, но не могут войти в дом, где проповедует Господь, из-за множества народа. Они предпринимают усилия, взбираются на кровлю дома и, прокопав кровлю (а дома в Палестине строились таким образом, что сверху засыпались землей – там не так много дождей, чтобы сильно их укрывать), на веревках свесили одр с болящим к ногам Иисусовым. Господь, как пишет Евангелие, видя веру их, говорит расслабленному: «прощаются тебе грехи твои».

Первое, на что Евангелие обращает наше внимание, это то, что Господь исцеляет расслабленного «видя веру их». Господь смотрит на сердце человеческое. Поступки – они только есть осуществленное действие сердечное. И вот Господь, видя сердца этих людей, говорит о том, что они имеют веру в то, что просимое может быть исполнено. В сердце их нет никаких смущений, а есть только просьба, мольба, обращенная ко Господу, и любовь к этому человеку болящему, которая подвигла их на столь необычный поступок, чтобы принести его к ногам Иисусовым.

Господь, обращаясь к этому человеку, говорит: «отпущаются тебе грехи твои». Он указывает на то, что все немощи человеческие, болезни временны и имеют свой срок протекания — человек либо выздоравливает, либо уходит в вечность. Но есть нечто более для человека значимое, как в земной жизни, так и в жизни вечной – это состояние его сердца. Состояние, когда человек позволяет себе совершать грехи. Позволяет, потому что так хочет, потому что ему так нравится, потому что ему хочется увидеть то, что из этого получится. Но не задумывается о том, что Господь все уже сказал, и что получится – мы знаем. Ничего другого от греха, кроме глубокой раны на сердце и душе, которой потом состраждет и тело, ничего не будет.

Господь исцеляет в сердце этого человека неисцельную рану. Прощает ему грехи. Оставляя его прегрешения, дарует ему здравие. Мы слышали сегодня в Евангелии, как Он говорит этому человеку: «воста́ни, возми́ тво́й о́дръ и иди́ въ до́мъ тво́й». И он исполняет повеленное — пред всеми идет, и люди возносят хвалу Богу, ибо это действительно удивительное и таинственное событие, которое совершилось перед ними.

Господь и нам с вами указывает сегодня на то, что движущей силой нашей жизни является наша вера. Господь здесь, посреди нас — как и в доме в Капернауме, посреди тех, кто пришел к Нему, видит сердца люди. «Что помышляете в сердцах ваших?» — спрашивает Он тех, кто, имея всякого рода помыслы и смущения, сердцем своим не могли поверить тому событию, которое совершилось перед их глазами.

Сии слова Господь обращает и к нам с вами. Что имеете помышления в сердцах ваших? О чем помышляете, стоя перед Господом? Куда уносит этот ветер земной и суетный мысли ваши? Предстоит ли сердце ваше перед Богом, который желает явить Свое всемогущество и силу над каждым из нас?

И если обратиться к тому, что нам говорит Господь, то мы должны дать себе ответ: верим ли мы Господу? Верим ли мы тем словам, которые Он нам говорит? «Не судите, да не судимы будете». «Какою мерою мерите, такою и вам отмерится», — говорит нам Господь. Верим ли мы этим словам, сказанным Господом в слух нашего сердца? И понимаем ли, что один из тяжелых грехов, который приводит потом ко всяким немощам, болезням, ко всякого рода телесным скорбям и обстоятельствам земным – это осуждение? Господь запретил нам делать это в нашей жизни. Мы не должны смотреть на жизнь другого человека. Мы не должны смущаться никакими обстоятельствами, которые совершаются перед нашим взором. Мы всего не знаем: прошлого до конца не знаем, будущее от нас сокрыто. Так что же мы судим, исходя из столь ограниченных своих понятий, которыми мы живем в сегодняшний день. Господь говорит нам о том, что мы должны быть обращены только ко своему собственному сердцу, к своей внутренней жизни, к своей борьбе в преодолении самих себя, чтобы ни одно слово осуждения, ни одно слово, уничижающее другого человека, не должно сходить с наших уст.

Если человек предпринимает такой подвиг труда и внимания ко своей собственной жизни, то он становится иным. Христиане – это «иные» по отношению к тому миру, в котором они живут. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если бы мы были настоящими христианами, то не осталось бы вокруг нас ни одного язычника, указывая на то, что сколь удивителен этот пример жизни «иной» в этом мире, и сколь многие желали бы найти этот путь, который полагает Господь человеку, который следует Ему в этой жизни. Как меняется человек, как изменяется строй-порядок его жизни, как изменяются глаза у него, если он исполняет то, что сказал ему Господь! И ради этого стоит потрудиться. В этой внимательной к себе жизни надо научиться тому, чтобы не выходило из уст наших то, что может быть дерзновенным пред Лицем Божиим, ибо всякое осуждение, всякое слово праздное – это дерзость пред Лицем Божиим. Кто ты такой, что судишь брата твоего? Кто ты такой, чтобы износить суд о тех или иных событиях, где действует Сам Господь, где крест Господень, неведомый тебе, несет другой человек? И как же ты можешь выносить об этом свои суды?

Этот труд, который человек употребляет по отношению к своему сердцу, действительно меняет человека, как мы видим, и внешним образом. И мы знаем по свидетельству святых, как изменяется внутренний мир человека. Об этом говорит нам празднуемый сегодня святитель Григорий Палама. Он говорит о том, что человек, живущий внимательной жизнью, старается остановить этот ток помыслов, мирских, суетных в своей жизни, он находит в своем сердце тишину. Да такую радостную, такую удивительную, такую сокровенную, что все, с чем сталкивается человек в этом мире, превращается в ничто. Сладость и радость того, что обретает человек в сердце своем – ничто пред тем, что может мир предложить человеку взамен на это состояние. И те, кто достигал этой радости и этой духовной сладости, никогда уже не ходил вспять и не менял ее на земные, временные, ничтожные удовольствия, но стремился жить так, чтобы не утерять это удивительное состояние мира, покоя и тишины в своем сердце. А если это так, то значит, там пребывает Господь, а со Христом нам ничего иного уже и не надо.

Если же теряется это состояние в силу немощи и слабости человеческой, то, как говорил преподобный Силуан Афонский, «скучает душа моя по Господу». И ни что земное не может заменить человеку этого «скучания» о Господе, он желает вновь и вновь найти это благодатное, благостное и удивительно радостное состояние своего сердца, тишины, мира, покоя, пребывания со Христом, в Отеческом доме, понимая, что Господь близь каждого из нас.

И мне хотелось бы сегодня пожелать, прежде всего, себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, что Великий пост – это труд, который мы употребляем над своим собственным сердцем. Это наше внутреннее делание, а не только внешние какие-то ограничения, к которым мы приучаем себя. Важно, чтобы мы достигли тех плодов, ради которых мы трудимся и совершаем этот наш духовный подвиг, проходя дни Великого поста. Мы должны достичь тишины в своем сердце, достичь в нем мира и покоя. При этом мы должны помнить, что прежде мы должны уклониться от зла – мы должны научиться не осуждать, мы должны сторониться всякого осуждения. Что бы ни происходило, какие бы слова ни произносились – мы должны остаться либо как камень — безмолвными, либо уйти и не погружаться в эту стихию осуждения, которая уносит человека далеко на сторону далече.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд