Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице (13.10.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали слова, обращенные к нам Господом: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали слова, обращенные к нам Господом: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Это удивительное правило стали потом в мире именовать «Золотым правилом» — как должны относиться люди друг к другу. На первый взгляд, оно кажется простым, понятным и ясным, но далее мы слышим в Евангелии, как Господь нам объясняет и уберегает нас от тех ложных понятий и представлений, которые мы можем внести во взаимоотношения с нашими ближними. Господь говорит, что часто люди поступают по отношению к другим, желая получить от них нечто «взаим». Любить любящих их. Давать взаймы тем, кто вернет, а, может быть, и с лихвой вернет.

Господь указывает и говорит о том, чего более всего желает наше сердце – а оно желает любви, желает счастья, пребывания в радости — но человек легко совершает здесь подмены. Одно дело – любовь человеческая, любовь земная. Другое дело – любовь иная, любовь Божия. По земному мы, выстраивая свои отношения с другими людьми, всегда чаем от них нечто получить. В той или иной степени это всегда присутствует в наших взаимоотношениях с другими людьми. Ведь откуда могут рождаться обиды, рождаться раздражения и прочие сопутствующие нашей жизни состояния, столь неприятные порой для нас, как не из того, что мы пытаемся все понять, выстроить в этих земных понятиях любви? Когда мы надеялись, а нам не ответили взаимностью. Когда мы желали, но не получили того, чего желали. Мы столько оказали человеку внимания и заботы – и вдруг этот человек оказался неблагодарным по отношению к тому, что мы делали для него. Смущается сердце человеческое. А порой не только смущается внутри себя самого, но и изливает все свое негодование на того человека, который стал в тот момент препятствием, как ему кажется, его любви, которую он являл по отношению к нему. Есть даже такое понятие, с которым мы сталкиваемся: аномалия родительской любви, когда нам кажется, что если мы любим манную кашу, то всех должны накормить этой манной кашей. Но кто-то не любит ее, и она может быть ему во вред!

Порой человек в этом своему устремлении, желании не замечает другого человека. Сегодня же нам Господь говорит о том, что прежде чем что-то сделать другому человеку, ты должен поставить себя на его место и посмотреть на ситуацию совершенно иначе – не так, как видится и представляется тебе, а так, как видит другой человек. Понять, почувствовать другого человека. Выйти за границы себя самого. И это уже иная любовь. Иное состояние сердца человеческого. Это любовь, которую являет нам Сам Христос. Это любовь жертвенная. Любовь там, где человека не желает ничего получить взаим, где он готов только отдавать самого себя для того, чтобы служить другим.

Это состояние жертвенности не просто дается человеку-грешнику. Мы собираемся в храмы Божии, живем особой жизнью, отличной от всего того, что мы видим в окружающем нас мире, для того, чтобы научиться любить так, как любит нас Господь. Почувствовать эту любовь через ту полноту жизни, которую мы ощущаем в Таинствах Церковных. Причащаясь, исповедуясь, мы должны понимать и чувствовать присутствие Бога в нашей жизни, вне зависимости от того, какие мы есть на самом деле. Господь нас принимает такими, какие мы есть. Об этом Он нам тоже говорит сегодня в Евангелии – о том, что и на злых, и на немощных — на всех изливается милость и благословение Божие. Господь нам говорит, что мы должны изменить самих себя, уйти от своих земных понятий, представлений о человеческой любви и немножечко понудить себя, чтобы сердце наше потянулось к любви жертвенной.

Господь говорит: чего желаете себе, то делайте другим людям. Есть еще один вопрос, на который мы должны ответить для самих себя: а чего же мы желаем самим себе? Желаем каких-то благ…Опять все крутится вокруг земного: здоровья, многолетия, благоденствия. Всего этого хочется нашему сердцу, и мы здесь сосредотачиваем центр нашей жизни: чтобы ничто не смущало, чтобы ничто не раздражало, нигде не жало, никто не обижал.

Все выстраивается совершенно иначе, если мы ответим честно (как того желает от нас Господь): чего же мы желаем самим себе и нашим ближним? Мы должны желать спасения. Желая спасения самим себя, мы понимаем, как надо правильно заботиться о другом человеке, как надо быть внимательным к тому, чтобы не задеть совесть другого человека, не смутить, не обидеть его, не задеть его своим словом, ибо мы должны понимать, что, поступая таким образом, лишаем человека мира в его душе. А человек, лишенный мира, внутреннего спокойствия, никогда не сможет молиться. Молитва его никогда не будет достигать той красоты, высоты и чистоты, которые должны быть в молитве человека, действительно предстоящего перед Богом.

Посему внимание к делу своего собственного спасения должно простираться и на другого человека. Не всегда то, что кажется благим по-человечески, действительно служит ко благу человеку. Ибо мы понимаем, что делу спасения как нашего, так и другого человека, служит тот крест, который человек несет в своей жизни. И порой крест другого человека нам не ведом, ибо это ведает только Бог. И входить в жизнь другого человека со своими представлениями, понятиями, со своими суждения и советами нельзя. Ведь кто ты такой? Как ты можешь это делать? Там действует Промысел Божий. Там действует нечто такое, о чем представить и помыслить ты не можешь. Не входи в жизнь другого человека, не погружайся в нее! Сделай то, чего ждет от тебя Господь: видишь нужду человека – помоги ему, он жаждет – напои, он гладствует – накорми его, ему холодно – обогрей его. Но нигде нам Господь не говорит о том, что мы должны входить в жизнь других людей со своими суждениями, рассуждениями, своими человеческими понятиями и представлениями. Входить туда, где действует Промысел Божий. О каждом заботится Господь. Волос с головы человека не упадет без воли Божией. И как же мы можем рассуждать и тратить наше драгоценное сокровище – время — в этих пустых и праздных разговорах, касаясь жизни и скорбей, и трудов других людей.

Господь нам сегодня говорит о том, что мы должны быть очень осторожны и внимательны в своих поступках и делах, ибо смысл, содержание всей нашей жизни – это дело нашего спасения. И мы должны содействовать через жертвенное служение другому человеку делу его спасения, чтобы он не потерпел каких-то бедствий в этом мире земном, который его окружает. Но большим препятствием нашей жертвенной любви является наша человеческая любовь, душевная, которая желает совершенно противоположного тому, чего ждет от нас Господь.

Сегодня, когда нам Господь напоминает Золотое правило жизни, мы все-таки должны положить себе на сердце: чего желаешь себе, так поступай с другим человеком. И желание наше должно простираться на дело нашего спасения. На то особое, радостное для нас состояние, когда мы обретаем Христа в своем сердце и в своей жизни.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд