Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении (29.09.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня в день воскресный, в Неделю по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня, в день памяти Евфимии Всехвальной, мы с вами слышали три…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня в день воскресный, в Неделю по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня, в день памяти Евфимии Всехвальной, мы с вами слышали три Евангельских чтения. И что же может для нас быть сугубо полезным в этом соединении трех Евангельских чтений?

Мы слышали сегодня, как Господь указывает законоучителю, который вопрошает Его, какая наибольшая заповедь в законе, и говорит о том, что первая и наибольшая заповедь — о любви к Богу: «возлю́биши Го́спода Бо́га твоего́ всѣ́мъ се́рдцемъ твои́мъ, и все́ю душе́ю твое́ю, и все́ю мы́слiю твое́ю: сiя́ е́сть пе́рвая и бо́лшая за́повѣдь: втора́я же подо́бна е́й: возлю́биши ближенего твоего́ я́ко са́мъ себе́». Господь указывает нам на тот особый строй-порядок нашей сердечной жизни, когда мы должны быть обращены к Богу и к ближнему в сердце своем тем особым и удивительным состоянием, которое именуется «любовью».

Любовь – это совсем, порой, не то, что мы находим в своей душевности, в своих эмоциональных порывах, каких-то своих мечтаниях и фантазиях о том, как должно быть. Сегодня Господь указывает нам на признак любви к Богу, который должен быть в нашем сердце. Господь говорит: тот, «кто хочет идти по Мне», тот, кто любит Господа, должен взять крест свой и идти во след Его. Идти за Господом со крестом – это не значит совершать какие-то великие подвиги. Это не значит, чтобы человек брал на себя нечто, превышающее его силы, или мечтал о том, как бы послужить Господу, но так, чтобы это было значимо, красиво и перед всеми людьми было свидетельством того, как он любит Господа.

Но Господь нам говорит о другом: «верный в малом, верен и во многом». Господь не ждет от нас великих трудов и подвигов. Господь говорит: в своей обычной будничной жизни живи так и исполняй то, что положено тебе. Делай все по совести! Труды свои, которые положены тебе, делай так, чтобы через твое отношение к делу и другие могли прославить Господа. Научись делать все по совести, чтобы она не обличала тебя в лености, в нерадении и в презрение того дела, которое ты совершаешь. Каким бы оно рутинным, будничным ни казалось. Делай все так и чувствуй сердцем своим, что ты делаешь все пред лицем Божиим. Тогда и иное отношение будет к тем, может быть, простым, нашим обязанностям и трудам, которые мы несем в нашей жизни. И по отношению к другим людям не ищи каких-то других обстоятельств, не ищи других приятных для тебя компаний, собраний. Оставайся там, где ты есть. И по слову святых угодников Божиих, те люди, которыми окружает тебя Господь, только они полезны и потребны твоей душе для того, чтобы она могли исцелиться от тех тайных недугов и страстей, которые она несет в себе. Не надо бегать. Не надо искать ничего и нигде на стороне – живи там, где тебя поставил Господь. Исполняй все так, как должно, и по совести. Не обижай других людей. И старайся сам научиться тому благому состоянию почтения, уважения, через которое рождается смирение в сердце человеческом.

Господь нам указывает, что это удивительное и таинственное, сокровенное состояние нашего сердца – любви, выражает себя, прежде всего, в сердечной вере. Вере в то, что Господь все может совершить в нашей жизни. Нет ничего невозможного для Господа. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил о том, что если ты молишься и сомневаешься, что Господь может дать тебе просимое, то ты уничижаешь всемогущество Божие.

Точно так же в сердце своем мы понимаем, что имеем многие грехи и недуги в душе своей, сомневаемся, приходим к Таинству покаяния, уходим…И, порой, враг смущает сердце человеческое: а простит ли мне Господь? И сим уничижается величие Божие. Господь приходит на землю, действует в Таинствах так, чтобы исцелилась наша душа. Враг же вновь и вновь заставляет человека отворачиваться от Бога, от той благодатной помощи от руки Божией, которую Он нам протягивает, чтобы удержать нас от падений. И мы вновь начинаем погружаться в самих себя, уничижая величие Божие.

Любовь, как показывает нам в Евангелии Господь, это такое состояние, когда мы выходим за пределы и границы самих себя навстречу Богу и навстречу ближнему. Забываем самих себя. Любовь – это жертвенность, когда человек оставляет все свое и приступает ко Господу, как та блудница, которую осуждали фарисеи, мнившие себя чистыми и исполняющими закон. Но только эта жена сподобилась услышать удивительные слова: «прощаются тебе грехи твои, вера твоя спасе тя». Потому что Господь увидел ту любовь к Нему и осознание того бедственного состояния души своей, с которыми она приступила ко Господу.

Сегодня нам вновь и вновь Господь напоминает, что весь строй-порядок духовной жизни должен определяться этим удивительным сердечным состоянием, который именуется любовью. Описать его невозможно. И для каждого человека особым образом приоткрывается это состояние, когда он испытывает удивительную и таинственную радость, которого объемлет всего человека.

Но научиться этому мы с вами можем через послушание, которое нам дает Господь. Понемногу начинает исцеляться сердце человеческое. Сердце еще пристрастное, исполненное ветхого человека не может сполна ответить Богу на Его любовь. Оно еще живет своими понятиями, представлениями, своими мечтаниями и фантазиями, посредством которых оно и бывает уловляемо в дьявольские сети.

Господь нам также говорит: «в чем застану, в том и сужу», напоминая о том, что немногие труды, которые человек может предпринимать для своего возвеличивания, для вознесения гордости своей не, приносят человеку пользы, ибо приходит время, когда человек оставляет земную жизнь, и когда Господь застает человека в том или ином деле. И о чем вспомнит человек в ту минуту? Кажется, что в будничной жизни нам все понятно. Но когда возникают такие обстоятельства неожиданные –о чем мы вспоминаем? Куда устремляется сразу наше сердце? В молитву? Или стремится по-человечески устроить то или иное дело? Вспоминает ли сердце наше сразу о Господе? Обращается ли оно сразу к Нему с молитвой?

Через этот труд будничного нашего навыка молитвенного, прежде всего, мы должны научиться привычке постоянно молиться, постоянно обращаться сердцем к Богу. Господь нам говорит, что любовь должна проявляться и в сердце, и в душе, и в уме. Человек должен навыкнуть, иметь благую привычку в сердце своем постоянно обращаться к Богу. Обращаться с молитвой, обращаться с покаянием, как блудница в сегодняшнем Евангельском чтении, чтобы Господь исцелял наше сердце от тайных недугов его, чтобы вновь возвращалась к нам радость и полнота жизни духовной. Этот навык спасителен для нашей вечной жизни, потому что мы должны помнить о том, что Господь будет судить по тому, в чем Он нас застанет: куда в тот момент, в то мгновение нашей жизни устремится наше сердце. Устремится ли оно, как у угодников Божиих, к свету: «Слава Богу за все»? Или будет метаться, смущаться, хвататься за соломинки — человеческие понятия?

Посему сегодня нам с вами Господь напоминает, что все начинается с простого, с малого: с нашей будничной, простой жизни, но в которой мы должны постоянно помнить о Господе, и делать свои делать, и молитвы всему предварять.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд