Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице. Отдание праздника Преображения Господня (26. 08.2018)

Мф., 87 зач., XXI, 33–42 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с вами, братия и сестры, в Евангельском чтении слышали слова, которые обращены к каждому из нас. И…

 

Мф., 87 зач., XXI, 33–42

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами, братия и сестры, в Евангельском чтении слышали слова, которые обращены к каждому из нас. И порой мы сами, точно так же, готовы вынести такой же суд по отношению и к самим себе, и, чаще всего, по отношению к окружающему нас миру. «Злых зле погубит», — так говорят фарисеи, которые слышали притчу, обращенную к ним Господом, о злых виноградарях, которые не хотели во времена должные отдать часть достояния – плодов – хозяину виноградника и поступали по отношению к тем слугам, которых он посылал, жестоко: иных били, убивали, камениями побивали. Потом решились и на совсем злое дело — убить сына господина виноградника того: пойдем, убием сына, наследника, и достояние господина будет нашим достоянием. В ответ на вопрос Господа, как же поступит  в ответ господин виноградника сего с теми делателями, которым он дал возделывать виноград свой, фарисеи отвечали: «злых зле погубит».

В этой короткой притче была вся история Ветхого Завета. И на тот момент, когда они выносили свой приговор, они еще наверно не разумели о том, что выносят приговор и над самими собой – над теми своими злыми устремлениями, над свои лукавством, которое жило в их сердце и которое желало только одного: уловить Господа в тех или иных словах. Они желали состязаться с Ним в каких-то учениях, словах, пониманиях и толкованиях Священного Писания. Но Господь всегда уходит от этих дискуссий, диспутов и словопрений и обращается, прежде всего, к самому человеку, к его жизни: как ты живешь, какова твоя жизнь и какие слова ты можешь произносить, чтобы самому не было стыдно за свои слова.

Господь обращается к тем глубинам нашего сердца, о котором Он Сам говорит нам сегодня словами притчи, словами господина виноградника, за которым мы угадывам и понимаем, что Он говорит о Самом Боге. Он говорит: усрамятся Сына Моего, что люди, увидев последнее, что есть у господина виноградника сего, увидят и усрамятся, и воздадут должное, что они, как делатели, должны вернуть своему господину.

Господин виноградника пытается изменить отношение делателей виноградника к тем обязанностям, к тем взаимоотношениям, которые должны были бы устраиваться между ними и господином виноградника сего. Желает сначала через слуг своих, затем даже через сына своего. Господь желает, постоянно обращаясь к нашей душе, чтобы мы изменили свое отношение к Богу и к своему послушанию, к делу, к своей земной жизни. Господь не оставляет нас и постоянно нам напоминает и через Священное Писание, и через Писания пророков, и через других людей, которые обращают, порой невольно, наше внимание на наши поступки и дела, которые должны были бы приводить нас к этому состоянию, которое только и позволяет задуматься о самих себе: правильно ли мы поступаем, устрамиться слов, дел и поступков своих. Господь желает обратиться к этим глубинам нашей жизни, в которых мы не можем солгать для самих себя. Господь желает только одного, чтобы мы правильно ответили на вопрос: как же Он поступит с нами по тем делам, поступкам и словам, которые мы совершаем в этой жизни?

«Устрамятся сына моего», — обращается так господин в надежде на то, что изменят свое отношение и жизнь делатели этого виноградника. И, точно также, в нашей жизни обращенность к Святому Евангелию, к тем словам Евангельским, должны были бы менять и нашу жизнь. Но эти слова порой остаются без сил, без должного внимания. И порой человек отступает даже от того, что он слышал то, что должно было бы помочь ему изменить его жизнь через Священное Писание, через прямое отношение Господа к нему самому. Мы забываем и начинаем смотреть на Священное Писание, и прежде всего — на Евангелие, как на слова, обращенное либо к истории, либо к кому-то. Но Господь обращается конкретно к тебе, к твоему сердцу и желает получить от тебя ответ. Как сегодня Он задает этот вопрос и получает ответ от тех людей, которые окружали Его и хотели по-своему рассуждать о тех или иных понятия духовной жизни, желая уловить Его в том, что Он не соблюдает и не сохраняет те предания старцев, о которых Он говорил: суть в не в них, а в том, как вы живете, как исполняете заповеди Божии, а не эти множайшие предписания, которыми вы себя связали.

Точно так же и наша жизнь определяется нашей жизнью по Евангелию. По тем словам Господа нашего Иисуса Христа, по которым мы должны строить свою жизнь. И Господь желает только одного: чтобы жизнь наша не была подобна сраму, чтобы мы не срамились в своих поступках и делах не перед другими людьми, но перед Самим Господом, перед святыми ангелами. Чтобы жизнь наша была иной – чтобы ангел-хранитель не скорбел о наших поступках, делах и словах, чтобы и мы могли достичь того иного состояния нашей жизни, о котором нам возвещает и Праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Когда сердце человеческое говорит Господу: добро нам зде быти, когда оно не хочет разлучаться от Господа, когда оно желает только одного: жить в этом свете, видеть в этом свете все свои поступки, дела и идти по тому пути, который Господь полагает по жизни сей. Не претыкаться, не бродить в темноте, но идти во свете Христовом.

Господь, обращаясь сегодня к нам с вопросом: как же поступит господин с злыми делателями виноградника сего, желает только одного: чтобы мы ответили в глубинах сердца своего. Не услышали ответ, не оставили его где-то вне, в какой-той истории, а сами перед Господом ответили на этот вопрос. И если ответ наш будет честным, то мы должны понимать, что мы должны жизнь свою изменять. Изменять так, чтобы она соответствовала той высоте, которая задается нам в Святом Евангелии. Не в каких-то пустых досужих размышлениях, суждениях, оправданиях, снисхождениях, которыми порой так нам хочется наполнить свою жизнь. Мы должны помнить о том, что мы дадим ответ Господу за каждую минуту нашей жизни. Это – дар Божий, который мы получаем как нечто для нас радостное, утешительное, порой незаслуженное, но ведь за каждую минуту будет ответ перед Господом: как мы жили? И эта минута нашей жизни оправдается только нашими добрыми делами, словами, намерениями, которых ждет и желает от нас Господь.

И мне желается только одного: чтобы эта наша жизнь, ее полнота, эти минутки, из которых ткется жизнь человека на Земле, не были нам в осуждение, но были бы нам в оправдание, чтобы мы могли, жизнь свою земную пройдя, дойти до тех вожделенных обителей Царствия Небесного, где тот свет, о котором нам возвещает Преображение, осиявает всех тех, кто достигает тех высот жизни, вместе с ангелами радуется, славя Господа.

Таков должен был бы быть строй-порядок нашей жизни. Желается, чтобы он не терялся в нашем сердце и в нашем сердечном устремлении от Земли к Небу. Другого пути у нас нет! Как нет иной жизни здесь на Земле, которая могла бы принести человеку радость, мир, утешение, послабление в каких-то его тяготах земных. Только со Христом мы обретаем эту особую жизнь в самих себе. Только со Христом мы можем ходить во свете!

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд