Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице — Всех святых (23.06.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня, вместе с апостолом Петром, мы можем повторить его вопрос, который так или иначе рождается в сердце человеческом, когда мы слышим слова Господа…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, вместе с апостолом Петром, мы можем повторить его вопрос, который так или иначе рождается в сердце человеческом, когда мы слышим слова Господа о том, как должен поступить человек, который желает пойти вослед за Христом. Что убо будет нам за эти труды, которые мы воспринимаем на себя ради Христа?

Мы оставляем какие-то свои дела и заботы, ради того чтобы быть в храме на богослужении. Отодвигаем свои земные заботы ради того, чтобы совершить Правило, прочитать молитвы утренние и вечерние. Что же будет нам? Как мы можем заглянуть за тот горизонт событий, который так еще далек от нас? Может смущаться сердце, может переживать из-за того, что не все ему понятно, не все исполняется из того, о чем просил человек, или не выполняется…Смущаться может сердце человеческое бесконечным вопрошением: что же будет нам?

И сегодня в этот день, когда мы празднуем память всех святых, Святая Церковь приоткрывает, что же дает Господь любящим Его. Мы знаем из житий святых угодников Божиих, сколь многое силою были облечены они в этой жизни. И горы они могли переставлять – как преподобный Павел Фивейский, и претерпевать со Христом невозможные для человека страдания, как наши новомученики и исповедники, близкие нам по времени. Могли преодолевать во мгновение расстояния, имея власть над стихиями мира сего, ходить по водам, и время не было властно над ними – как над преподобной Марией Египетской, что мы знаем из жития ее. Ничто земное не могло коснуться и смутить их сердце, ибо в их сердце обитал, порой – зримым образом, Сам Дух Святый, как явил это преподобный Серафим Саровский в своей беседе с Мотовиловым.

Сегодня мы слышали в Апостоле, что все святые, угодники Божии – это некий «облак свидетелей» того, что же возможно и для нас. Не может никакая душа сказать, что это были особые, отличные от нас люди, ибо они могли то, что недоступно мне, и сил на сие у меня не хватает. Но, если мы всмотримся в образы этих людей, то увидим, из какой порой бездны греха и порока они восходили к святости, какими немощными и слабыми являли они себя порой перед всякого рода страстями, и в какую силу они облекались и какой уж нечеловеческой силой они преодолевали все вражии прилоги, побеждали в борьбе духовной. Это были воины духа. И когда мы взираем на свидетелей-мучеников, которые приняли на себя подвиг идти за Христом – то мы понимаем, что другого пути в это мире и для нас нет. Как бы ни смущалось сердце человеческое, задавая себе вопрос: а что же будет мне? – не получая для себя понятного ответа, но все это только потому что мы пытаемся этот ответ найти по желанию своему. Пытаемся выстроить этот ответ по понятиям сердца своего, еще порой не созревшего для духовной жизни, не готового еще принимать те прямые ответы, которые дает Господь сердцу человеческому.

Церковь для нас – это школа, где воспитывается наше сердце для того, чтобы идти во след Христов. Мы знаем, сколь много угодников Божиих воспиталось в Церкви Христовой. Как они дорожили этой жизнью в Церкви, дорожили богослужением, ибо это приносило их сердцу и отраду, и утешение, и давало ответы на все те сердечные вопрошания, на которое оно само еще не может найти ответ! Церковь учит нас тому, чтобы мы понимали, что иной мир присутствует здесь в наших поступках и делах. Присутствует и требует от нас решений, порой – сиюсекундных, когда мы должны как бы отдать свою свободную волю для того, чтобы принять какое-то решение: либо соблазниться, либо устоять.

Духовная жизнь требует от нас предельной осторожности. Как свидетельствуют нам угодники Божии, что в одно мгновение совершается все в нашей жизни. Это в Церкви мы потихонечку, готовимся, восходим, учимся, приносим покаянное сердце свое пред Лице Божие, чтобы оно научилось, исправилось, излечилось от недугов своих. Но это только научение, а настоящая брань происходит за стенами церковными. Порой и здесь в Церкви приходится нам учиться принимать правильные решения. Решения не по хотениям и желаниям сердца своего, но по тому, как велит Господь. Если бы в тот момент апостол Петр услышал от Господа ответ на вопрос «что будет нам?» — то, что Он потом сказал ему: «…воздѣ́жеши ру́цѣ твои́, и и́нъ тя́ поя́шетъ, и веде́тъ, а́може не хо́щеши», наверно бы смутилось и содрогнулось сердце апостола, ибо он тоже был не готов принять полноту откровения того, что должно исполниться над ним. Так и в нашей жизни мы еще не готовы многое принять и понять по младенчеству своему.

Многое нам Господь приоткрывает, чтобы мы научились правильно пользоваться своей свободой, чтобы мы научились жить по любви, о которой свидетельствует Господь. И следовать за Христом, уповая на то, что все, что дает нам Господь – это лучшее и служит к пользе нашей души, служит к тому, чтобы мы достигли тех пределов, к которым устремляется наше сердце.

Господь нигде не обещал, что те, кто будет следовать за Ним, будут благоденствовать в этом мире. Мы не находим такого в Евангелии. Наоборот, Господь нам обещает, что страдания и скорби будут посещать тех, кто желает идти за Христом. И Апостол нам сегодня возвещает: те, кто следовал за Христом, «проидо́ша въ ми́лотехъ и въ ко́зiяхъ ко́жахъ», были гонимы и жили в тяжелейших условиях, в пустынях, в пропастях, вдали от людей, ибо не находилось им места среди этого мира развращенного.

Но Господь утешает сердце человеческое и говорит: тот, кто последует за Мной и возьмет крест, тот откроет для себя величайшую тайну — «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». Со Христом все преодолевает человек. Любые искушения, любые трудности преодолеваются, и человек находит правильное решение тех жизненных задач, которыми враг пытается связать сердце человеческое. Человек сможет с Господом размотать тот клубок узелков, которыми враг связывает его и не дает человеку понять, как правильно поступить в жизни сей. Приходится человеку выбирать из двух зол наименьшее – но и на этом человек учится тому, чтобы правильно пользоваться своей свободной волей, чтобы эта воля устремлялась ко Господу, по Его заповедям, а не по хотениям сердца своего.

И мне сегодня хотелось, взирая на этот, по словам апостола, «облак свидетелей» — тех, кто пошли, не смущаясь, во след Христов, — напомнить и себе самому, и каждому из нас, что жизнь со Христом есть только одна единственная жизнь. А то, что мы именуем своей земной жизнью: какие-то события, достаток, здоровье, время земное – это не жизнь. Жизнь одна, и жизнь – это Христос. И вне Христа жизни нет! Вне Церкви жизни нет.

Мне хотелось бы, чтобы мы помнили об этом и никогда не теряли этот свой внутренний ориентир в нашей жизни, и правильно пользовались той свободой, которую нам дал Господь. Выбирали лучшее и всегда отступали от лукавого. И утешало бы нас сердце этой радостью неизреченной, которую Господь дает любящим Его.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Март 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Благотворительный фонд

Фонд