Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (12.07.2019)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня в день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, взирая на их образ, который ныне перед нами находится на иконе на…

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня в день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, взирая на их образ, который ныне перед нами находится на иконе на аналое, мы видим, что апостол Петр изображен на этой иконе с ключами. Мы слышали также в Евангелии, как Господь говорит, обращаясь к апостолу Петру: дам тебе ключи Царствия Небесного.

Что же это за ключи, которые получил апостол Петр? По словам Господа «дам тебе ключи Царствия Небесного» по человеческому рассудку мы понимаем, как возвеличил Господь апостола Петра, какую власть Он ему дал. Но если мы вспомним житие апостола Петра, то много недоумений возникнет на сердце, если оно укрепляется в этих человеческих понятиях и представлениях: как не соотносится одно с другим – жизнь и человеческие желания первенства и власти, о которых мы размышляем, внимая этому Евангельскому благовестию Господа. Что же это за ключи, которыми открывается Царствие Небесное? Это – покаяние. Мы знаем, что апостол Петр, предав Господа, отступив от Него в день скорби и испытаний, много скорбел и плакал о своем поступке, принося покаяние Господу. И мы знаем из Евангелия, как Господь вновь возводит его в это божественное достоинство – апостольское, возвращает ему право вязать и решать грехи человеческие. Почему? Да потому, что он сам познал на себе, что значит это падение, осознание немощи человеческой и устремленность ко Господу, когда человек просит у Бога прощение, осознавая свою немощь, осознавая величие Божие и видя недостоинство своего поступка в понимании того, Кого он оскорбил, когда поступил по своим человеческим измышлениям, когда страхования взошли на сердце его и смутили его. Но он преодолел это и принес Богу покаяние, и взошел на высоту, о которой мы сегодня свидетельствуем: апостолы, которых мы чтим сегодня – первоверховные.

Апостол Павел тоже приносит покаяние. Но мы знаем, что есть еще другое, близкое слово, с которым мы сталкиваемся и тоже часто произносим в нашей духовной жизни – «раскаяние». «Раскаялся в грехах своих», «раскаялся в поступке своем». Но слово «раскаяние» относится к Иуде. Мы слышим в Евангелии о том, что он раскаялся в том деле, которое он совершил, как он сам свидетельствует, «предав кровь неповинную». Раскаяться – это значит переживать о том, что можно было бы поступить иначе. И все, может быть, было бы так, что не затронуло бы чести и достоинства, о которых я так пекусь, и тщеславие мое было бы спокойным и не раздражало бы меня.

Но ключи Царствия – это покаяние. Это совершенно иное состояние человеческой души. Часто мы вместо покаяния приносим раскаяние. Но мы должны понимать, что между ними очень большая разница – как между Иудой и апостолом Петром. Покаяние – это значит изменение. Человек должен изменить свою жизнь. Изменить ее так, что те слова, которые произносишь перед Господом, перед Его светлым Ликом и Образом, должны изменить твою жизнь. Я больше не буду так поступать, я должен принести плоды, достойные покаяния, свидетельствовать о том, я действительно желаю изменить мою жизнь, я действительно желаю жить со Христом, а не с этими человеческими измышлениями и построениями сердца моего и помыслами, которые в это сердце всевает, как плевелы, враг рода человеческого.

Апостол Петр знал о себе все, поэтому и жизнь его была постоянным плачем, хождением пред Лицем Божиим и постоянным поминанием о том своем недостоинстве, в которое низвел себя, предав Господа, но, с другой стороны, жизнь его была постоянной радостью о той милости, которую Господь явил над ним.

Мы так же знаем, что апостол Павел часто изображается на иконе с мечом и Священным Писанием — он много потрудился, чтобы благовествовать о Господе нашем Иисусе Христе. Но, как сам апостол Павел говорит о себе, что он был как некий изверг, гнавший первых христиан. Он тоже сокрушает сердце свое пред Лицем Божиим, понимая, сколь недостоин он той милости, которую Господь явил над ним: как Господь явился апостолу и говорил с ним, прямо указывая ему на то, что он должен изменить свою жизнь, исправить ее пути. И апостолы, которых мы сегодня празднуем, знали в глубине сердца своего, что есть покаяние, которым открывается Царствие Божие. Они изменили жизнь свою и достигли тех вершин, о которых мы свидетельствуем, когда, чествуя апостолов, говорим, что они – первоверховные.

Но они не искали чести и никогда не желали, чтобы их прославляли и наделяли этой честью. Почему же мы называем их «первоверховными»? Потому что они первыми взошли на те вершины покаяния и достигли той цели, о которой нам говорит Господь. Они проложили нам путь к вершинам и первыми достигли этих вершин. Они свидетельствуют нам о красоте и удивительной, таинственной жизни, которая открывается человеку за границами жизни человеческой. Сам апостол Павел говорит о том, что знает человека, который достигал третьих небес и более, который слышал удивительные и неизреченные слова, которые невозможно описать и изъяснить человеческим языком. Таков путь, по которому шли апостолы и по которому они вели и ведут всех тех, кто желает идти во вслед их.

Святая Церковь прославляет апостолов Петра и Павла и изображает их рядом, вместе стоящих на иконе. Часто на древних иконах они изображены лобызающими друг друга в объятиях, свидетельствуя о нераздельности нашей жизни. Как сам апостол предупреждает и говорит о том, что нельзя делиться в самих себе, нельзя говорить «Я Павлов», «Я Кифов» или еще какого-нибудь ученика, да не будет этого в Церкви! И на иконе апостолы изображаются вместе, как нераздельное единство нашей Церкви. Хотя они были очень разными. Апостол Петр был рыбак, человек неученый, живший в тех пределах, которые позволяла ему его жизнь и труд на озере Тивериадском. Апостол Павел был человек мудрейший, изучивший Священное Писание, знавший несколько языков. И вот они – вместе. Это одна единая жизнь – жизнь во Христе, которая не может быть растерзаема и разделяема между людьми. В этом и заповедь апостольская нам с вами: как мы должны беречь и хранить единство нашей жизни. Мы все – разные, со своими понятиями, представлениями и житейскими возможностями. Но в Церкви мы – одно единое целое. И это единство мы должны хранить в нашей малой церковной семье.

Апостолы свидетельствовали о той удивительной жизни, которая открывается человеку, когда он идет за Христом. Они желали только одного: чтобы вслед их пошли многие. Они благовествует, не взирая ни на какие препятствия, ни на какие обстоятельства жизни. Апостолы несут Слово Божие для того, чтобы множество люди могло открыть для себя эту удивительную радость и полноту жизни сердца своего во Христе. Апостолы свидетельствуют жизнью своей о том, какая удивительная и таинственная эта жизнь, всецелорадостная. Апостол Павел об этом говорит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите». В этих словах – строй-порядок нашей жизни во Христе. Иного – нет. Уныния, печали надуманной, на себя надетой личины — не должно быть этого во Христе. Все уходит – уходит самость человеческая, остается лишь радость во Христе, обращенность сердца к Нему в молитве и благодарность за те милости, которые Господь явил, являет и будет далее являть над нами.

И в этом нам напоминание о том, что каждый из нас должен нести частичку апостольского служения в окружающий нас мир. Это служение не пресекается и не оставляется во все времена. Мы знаем, с какой любовью и почтением относятся в Японии к равноапостольному Николаю Японскому, который благовествовал Евангелие жителям страны той. Как чтут алеуты преподобного Германа Аляскинского! Вчера была встреча на подворье Валаамского монастыря. Служил отец Даниил Андреюк — представитель подворья Православной Церкви в Америке. Он много лет провел на Аляске и хорошо знает алеутов. Он говорил, что то, что положено было преподобным Германом Аляскинским на сердца их, они сохраняют до сего времени. Чтут учителя своего, и для них он является тем духовным авторитетом, по которому они выстраивают свою жизнь. Приезжают с радостью к нам в Россию, чтобы найти места, которые связаны с жизнью преподобного Германа Аляскинского.

Праздник сей свидетельствует нам о служении, которое нам с вами дается: быть апостолами в мире сем – по мере возможности и сил своих. И никто да не говорит, что это невозможно, ибо мы все – христиане. Святитель Иоанн Златоуст говорит: если бы мы были настоящими христианами, то не осталось бы ни одного язычника вокруг нас. Слова не много значат. Значит сам человек, его поступки и образ его жизни.

Посему и желается для себя самого и для каждого из нас, чтобы в эти летние отпускные дни, когда приходит некоторое послабление в наших делах и заботах житейских, мы помнили, что это есть время, которое мы можем наполнить Священным Писанием, Словом Божиим, наполнить служением другим людям, чтобы и от сердца поделиться с другими людьми радостью и теплом. Может быть, оно их согреет, и они сделают свой первый шаг навстречу Богу – войдут в Церковь Христову. А мы знаем свидетельство апостольское о том, что тот, кто приведет человека ко Христу и в Церковь, покрывает множество грехов своих. Время благоприятно! И каждый имеет возможность потрудиться в деле сем.

Апостолы первоверховные Петр и Павел да будут нам молитвенными помощниками в деле сем и на пути нашего благовестия о Господе нашем Иисусе Христе!

Богу нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд