Московская патриархия

Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в четверг 6-й седмицы по Пасхе. Вознесение Господне (25.05.2017)

Деян., 1 зач., I, 1–12. Лк., 114 зач., XXIV, 36–53Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня завершился 40-ой день после Воскресения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.…

 

Деян., 1 зач., I, 1–12. Лк., 114 зач., XXIV, 36–53

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня завершился 40-ой день после Воскресения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И в нашей духовной жизни мы по времени прошли тот путь, который проходили в дни Великого поста.

Радость велия была на сердцах апостолов, и мы переживали, каждый — в меру свою, радость Воскресения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сорок дней, как мы слышали сегодня в апостольском чтении, Господь являлся ученикам своим и рассказывал им о тайнах Царствия Божия. И нам с вами Святая Церковь в течении этих сорока дней, особым образом — каждый воскресный день, свидетельствовала о божественном достоинстве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, о той силе, которую являл Господь и Своей проповедью здесь на Земле, и совершая удивительные и таинственные чудеса, которые люди не могли вместить в сердца свои, ибо превосходило их земное понимание тех тайн духовных, которые открывались пред ними. И главной тайной было то, что Бог пришел на Землю — на Землю пришел Спаситель для того, чтобы каждому человеку даровать возможность наследовать жизнь вечную, наследовать Царствие Небесное.

Сорок дней Господь учит Своих учеников, открывая им некие тайны грядущего Царствия Божия. И нам открывает сполна Свое божественное достоинство, свидетельствуя через события тех дней, которые мы с вами проходили после Святой Пасхи в чтениях Евангельских. Какие же это тайны великие открывал Господь Своим ученикам? Мы сегодня слышали в Евангельском чтении всего-навсего одно предложение, которое раскрывает всю полноту того, чему учил Господь Своих учеников. Он учил тому, что в мир пришел Спаситель, пострадал, воскрес в третий день и что «проповѣ́датися во и́мя егó покая́нiю и отпущéнiю грѣхóвъ во всѣ́хъ язы́цѣхъ, начéнше от Иерусали́ма», чтобы наследовать Царствие Божие.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие», — говорит Господь, начиная проповедь здесь на Земле. Этими же словами завершается проповедь воскресшего Спасителя после сорокадневного пребывания Его здесь на Земле. Господь говорит о том, что нет иного пути в Царствие Божие кроме покаяния. Как бы человек ни устремлялся ввысь, как бы он ни хотел восхитить какие-то тайны Божии, как бы ни хотел своим умом вместить открываемые ему тайны, но все это не вмещается в границах сердца человеческого, живущего в земных представлениях и по земным меркам. Мы знаем, как апостолы, которые слышали тайны, открывающиеся им в эти дни четыредесятницы после Воскресения Христова, тоже спрашивают у Господа: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?». Не могут они до конца понять, что мир духовный имеет другой строй и порядок, там иное время, и все зависит от полноты жизни и каждого человека, и всех людей здесь на Земле. Господь говорит, что сроки, которые ученики хотят знать, известны только Отцу Небесному, они же не могут вместить и понять всех тайн Божиих.

Сколько бы человек ни пытался проникнуть умом своим в тайны Божии, каких бы он ни писал исследований, сколько бы книг ни издавалось и еще будет издаваться, но мы должны понимать: мы никогда не научимся духовной жизни, если будем только читать книги. Мы никогда ничего не поймем, если умом своим будем погружаться в рассуждения о тех или иных тайнах Божиих. Это ничего не даст человеку, ибо человек и ум его плотской не смогут вместить и понять тех откровений, которые дает Господь любящим Его в Царствии Божием. Все это будет оставаться только как размышления, как суета, как прения мнений между людьми, споры, разномыслия, разночтения даже одних и тех же святых отцов. И, более того, Евангелие каждый будет видеть по-своему – как это происходит во многих обществах, утерявших свою связь живую с историей нашей Православной Церкви.

Каждый сам себе волен размышлять своим умом о тайнах Божиих. Господь предупреждал и учил в эти дни Своих учеников, как и нас с вами наставляет и учит, о том, что путь в Царствие Божие лежит через покаяние, через изменение нашего сердца, через изменение всей нашей жизни, а не через изыскания человеческого духа на путях, которые приводят его к заблуждению и разномыслию, уничижению других людей.

Покаяние означает, что каждый должен быть смотреть прежде всего за самим собой. Делатель покаяния ищет, прежде всего, чистоты сердца своего, старается отсекать от себя все скверное, ненужное. Старается блюсти помыслы свои, чтобы ничто хульное, осуждающее не проникло в сердце его. И когда уж тут судить о поступках и осуждать другого человека? Все это остается на суд Божий. Мы же трепещем сердцем своим и понимаем одно — что суд Божий будет вынесен не о другом человек, а конкретно обо мне. И здесь «страх и трепет прииде на сердце человеческое». Здесь требуется все усилие от человека, чтобы навести порядок в душе и на сердце своем, чтобы достичь той цели, к которой устремляется человек, желая войти в полноту жизни с Господом в Царствии Небесном.

Еще раз мне хотелось бы напомнить, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы не забывали, что начало нашей духовной жизни, о котором нам сегодня сугубо напоминает Господь в день Вознесения, это покаяние, с которого начинается и которым заканчивается вся наша земная жизнь. Как некогда преподобного Сисоя, когда он отходил от этой жизни и когда уже зримым образом была видна святость его, открывающаяся в сиянии его, братия просила дать им наставление. И тогда он только и смог сказать: братия, не знаю, положил ли я начало своему покаянию?

Таково устроение святых сердец. Об этом мы должны помнить и быть очень осторожными в нашей жизни. Не выходить за пределы самих себя, за пределы своего сердца, не судить никого, не принимать в сердце от других людей всякого рода осуждающих слов и помыслов, которые могут лишить нас того великого сокровища, к которому мы все устремляемся – могут лишить нас Царствия Божия. «В чем застану, в том и сужу», — говорит Господь. Осудил – потерял всякую надежду на Царствие Божие.

Еще раз хотелось бы напомнить, что наша духовная жизнь строится на внимательном отношении к самому себе, к тем словам и поступкам, которые мы совершаем, а не на множестве обсуждений и рассуждений, мнений, в том числе – бесконечных чтений. Главное – наши поступки и чистота нашей совести.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Июль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Благотворительный фонд

Фонд