Московская патриархия

Проповедь протоиерея Андрея Речицкого в Неделю 5-ю Великого поста (прп. Марии Египетской) 02.04.2017

Лк., 33 зач., VII, 36–50 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!«Кто сей есть, иже и грѣхи отпущаетъ?» — многажды рождался такой вопрос в сердцах людей, которые окружали Господа…

 

Лк., 33 зач., VII, 36–50

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Кто сей есть, иже и грѣхи отпущаетъ?» — многажды рождался такой вопрос в сердцах людей, которые окружали Господа нашего Иисуса Христа, тех, которые были свидетелями множества чудес, совершавшихся Господом. Какой силой совершаются эти чудеса? – недоумение порой постигало сердца человеческие. Ибо трудно было им взойти до понимания того, что Сам Господь посреди них, и силой всемогущества Своего Божественного совершает Он дела сия. Но человеческому естеству, привязанному к понятиям мира сего, трудно представить, что Сам Господь пришел на Землю для того, чтобы явить человеку и всемогущество Свое, но, более всего, любовь и милость Свою. Ибо Господь пришел для того, чтобы спасти человека, а для сего Он поднимает тот Крест послушания Своему Небесному Отцу, о котором мы слышали: Он был послушен Отцу Своему Небесному «даже до смерти, и смерти крестной». Об этом послушании Своему Небесному Отцу ныне возвещает Господь двенадцати апостолам: близь уже Пасха и надлежит Ему пострадать даже до смерти крестной, пройти через страдания, когда и оплюют, и биют Его, когда множество лжесвидетелей будут лгать на Него – на Того, Кто исцелял, Кто приносил утешения в сердца людей. И уста человеческие, которые вкушали от этой сладости, которую Господь давал сердцам людей, будут лгать на Него.

Мы сегодня видели в Евангелии, как двое из ближайших учеников приступают к Нему после слов Его о страшных страданиях Своих. Они приступают и просят, чтобы, когда Он придет во славе Царствия Своего, каждый из них сел один по правую, а другой по левую руку от Него. Сегодняшнее Евангелие для нас с вами и предупреждение нашему сердцу о том, что такое человеческое естество, воспитанное на понятиях греха, живущее в этом мире, привязанное к понятиям мира сего. Как трудно ему вместить то, о чем возвещает Господь и ныне в Евангелии! Человеческая самость, эгоизм и прочие страсти, укорененные в сердце человеческом, встают между человеком и Богом. И не позволяют человеку постигнуть всех тех тайн, которые открывает Господь сердцу человеческому. Человек занят собой. Занят своими проблемами, занят суетой, которая окружает его в этом мире. «Все — суета и томление духа», — говорил премудрый. И никто в этом мире не избегает такого состояния – падшего состояния человеческого естества.

Но Господь нам говорит о большем: те, кто последует за Ним, чашу Его испиют и крещением Его крестятся. Что значит сие? Это значит, что через те страдания, через которые проходил Господь, через те испытания и искушения, через которые пришлось Ему пройти здесь на Земле «нас ради Человек и нашего ради спасения», будут, как некий крест, даны каждому на Земле, кто следует за Ним. Ни один человек не избежит здесь на Земле креста своего. В той или иной мере человек следует по жизни со своими обстоятельствами, сопровождающими его, скорбями, трудностями, немощами, болезнями. С этим сталкивается каждый человек. Но Господь приоткрывает тайну любящему сердцу человеческому: за всем этим стоит иной мир, иной порядок, о котором Он возвещает. И в этом мире нет искушений, нет скорбей и печалей, нет этого томления гордостного и тщеславного духа человеческого. Там неизреченный свет и неизреченная радость. И к этому Он любовию Своей, видя немощь, детскую мечтательность учеников о духовной жизни и духовном мире, хочет возвести.

Как хотелось ученикам увидеть Христа царем, чтобы они имели некую часть и во власти Его, когда Он придет здесь на Земле как великий царь Израилев! Но Господь говорит им о другом. И не способны они еще понять слов Его – тайн, которые Он им возвещает. Ведь пройдет немного времени, и оставят они Его одного среди скорбей и страданий. Все они не смогут выдержать этого тяжелейшего испытания Великого Пятка, свидетельствуя о том, что человеческое естество, не просвещенное Духом Святым, не способно преодолеть границу своей человеческой самости и эгоизма, заботы о самом себе. Но только через подвиг самораспятия человек входит в мир иной. Через преодоление, через труд, через подвиг он достигает нетленной радости и Царства, которого мир не может похитить у человека.

Через тяжелейшие скорби и обстоятельства проходили во все времена все последователи Христа. Мы уже много знаем о наших новомучениках и исповедниках российских, много приоткрывается и о современном мире: сколько подвига способна взять на себя душа, любящая Христа. Но сегодня перед нашим духовным взором Святая Церковь полагает особый образ — преподобной Марии Египетской – той, которая совершила в своей жизни по нашим человеческим представлениям и понятиям невозможное. Будучи блудницей, преподобная взошла к той жизни, которая ужасала даже ангелов небесных. Взошла к той чистоте, о которой человек и помышлять умом своим не может. И достигла этого через подвиг, который приняла на себя и понесла до конца дней жизни, свидетельствуя и перед нами, что духовная борьба совершается не во времени, не в каком-то пространстве, когда человек может рассуждать, двигаться, размышлять. Житие преподобной Марии Египетской свидетельствует о том, что духовная борьба совершается во мгновение: либо победа, либо падение. Преподобная взяла на себя решимость принять от Божией Матери послушание: как скажет Она, так и исполню, — решила она в сердце своем. Получила она от Божией Матери желаемое: смогла поклониться Кресту Господню. После этого, получив послушание от Божией Матери: иди за Иордан, и там найдешь покой, — последовала по этому слову. Ушла в пустыню, жила там невозможной по человеческим понятиям жизнью, не видя ни зверя, ни человека. Сражалась с другими зверями, которые живут в сердце человеческом. Пока мы живем, и нас никто не трогает, никто не задевает, нам кажется, что все хорошо происходит в жизни, мы готовы радоваться. Но стоит только кому-то наступить нам на ногу или задеть, толкнуть нас, как многое поднимается в сердце: обиды рождаются, злость рождается. Свидетельствуя о том, сколь много этих страшных зверей-страстей живет в сердце человеческом. И вот с ними-то человек в духовной жизни сражается и должен их победить, и тогда он обретает вожделенный мир и покой в сердце своем. Тогда обретает он неизреченную радость, которую мир не может похитить у человека, не смотря ни на какие обстоятельства.

Посему и сегодня, когда Господь нам напоминает о грядущем Своем страдании, напоминает о том, какой ценой приобретается Царствие Небесное – восхождение от Земли на Небо, напоминает о том, что Пасха, к которой мы готовимся, которую воспринимаем как величайшую радость и готовы радоваться этому празднику, задумываемся и готовимся уже к этому празднику, — но слова Господа в сегодняшнем Евангелие требуют от нас совершенно иного понимания того, что же это за праздник. Это праздник подвига, который понес Господь ради человека. Это подвиг любви, распятой на Кресте – таков грядущий праздник Пасхи! И не детской мечтательностью должны мы заражать свои сердце, не какой-то поддельной человеческой радостью. Но эта радость должна быть срастворена с состраданием Господу и ближним своим. Только сердце милующее и сострадающее способно во всей полноте почувствовать и открыть для себя полноту грядущего торжества Святой Пасхи – Воскресения Господня. Только тот, кто сам идет безропотно под крестом своим, способен достичь этой святой радости.

А следовать за Христом со своим крестом мы должны так, чтобы ничто не отвлекало от этого спасительного пути, который нам полагает Господь. И здесь как бы мир ни смущал, как бы ни пытался увести человека с этого крестного пути, мы должны понимать, что выбор того, по какому пути пойти, всегда за нами. Выберем широкий путь, который мир предлагает с его полнотой, как ему кажется, жизни и радости, либо выберем этот узкий путь любви, сострадания, милости, которые должны быть в нашем сердце. В любую секунду или минуту нашей жизни мы проявляем решимость, делая выбор в тех или иных обстоятельствах. И эта решимость нашего сердца и определяет: либо победу нашу, либо поражение наше.

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – каждому из нас, и самому себе, чтобы эта решимость идти за Христом никогда не оскудевала в сердце нашем, чтобы она укрепляла нас в эти дни следования за Христом, сугубо – в дни Страстной седмицы, чтобы сердце наше сполна почувствовало любовь Бога к каждому из нас. Любовь Бога, которая нас никогда не оставляет. И ныне здесь Господь посреди нас. Господь видит сердце каждого из нас. Господь желает лишь одного — чтобы мы достигли этого сокровища, этой радости, ради которой Он пришел на Землю. Открыли в сердцах своих эту неизреченную радость Царствия Небесного. И не искали утешений во внешнем мире, а искали, прежде всего, Царствия Небесного в сердце своем – через тот путь следования за Христом, через те обстоятельства, которые Он нам полагает в жизни сей. И будем мы с вами и должны мы быть с вами самыми счастливыми в этом мире! И этой радостью своей будем являть торжество православия и веры нашей здесь на Земле.

Сего и без меры желаю каждому из вас: хранить радость в своем сердце и нести ее всем людям, кто в этом так нуждается!

Богу же нашему слава во веки веков!

Аминь!

Расписание богослужений

<< Декабрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             

Благотворительный фонд

Фонд