Московская патриархия

Проповедь о. Игоря в престольный праздник пророка Божия Илии 02.08.2016

ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ (ОСИПЕНКО) Проповедь в престольный праздник пророка Божия Илии02.08.2016 При подготовке к сегодняшней проповеди мне довелось просмотреть несколько статей проповедей, произнесенных в московских храмах за последние годы. И сегодня мне бы…

 

ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ (ОСИПЕНКО)

 

Проповедь в престольный праздник
пророка Божия Илии
02.08.2016

При подготовке к сегодняшней проповеди мне довелось просмотреть несколько статей проповедей, произнесенных в московских храмах за последние годы. И сегодня мне бы хотелось обратить ваше внимание на одну не очень благоприятную тенденцию в оценке событий почти трехтысячелетней давности, намечающейся в церковной публицистике – тенденцию политизирования. Вот конкретная цитата: «Сегодня пророка Божия Илию нынешние либералы и розовые христиане назвали бы экстремистом». Наверно это действительно так…

Но, во-первых, при изучении статьи или проповеди, посвященной конкретному святому, не знаю, как вам, а мне хочется вынести, прежде всего, духовную пользу: укрепление веры, воодушевление на аскетические подвиги, раскрытие наиболее тонких граней Священного Писания и Священного Предания или открытие нового собеседника в молитвах к Богу. Меня интересует мнение богослова, церковного историка, священнослужителя, но никак не агитатора политических фракций или «цветного» христианина. То есть форма предлагаемой печатной продукции не оправдывает ее содержания.

Во-вторых, если говорить по существу, то надо бы понимать, что эпоха пророка Божия Илии кардинальным образом отличается от нашей и по менталитету, и по морали, и по, так называемым, правилам хорошего тона. Вот несколько гротескных примеров на сочетание эпох. Например, попробовали бы вы в том обществе похвастаться, что наняли стареющей маме профессиональную сиделку? Вас бы тут же на площади камнями побили за нарушение пятой заповеди Декалога. Второй пример: насколько благочестиво пить бесплатную воду и есть уворованные вороном хлеб и мясо у потока Хораф, когда весть твой народ терпит голод и жажду? Ведь и так можно посмотреть на деяния нашего пророка. И уж последний, третий пример, совсем анекдотический. Давайте представим, сколько потеряла казана Израильского царя, не поставив вовремя камеру слежения ГИБДД на пути следования огненной колесницы?

Было бы смешно, когда бы ни было так грустно и обидно за нашу историческую безграмотность в попытках оценки давних событий современными мироощущениями и мерками.

В-третьих, не будем забывать, что житийные сведения об Илие-пророке мы вычитываем только из Священного Писания. А основная идея всего Священного Писания — отнюдь не исторические хроники, ни, тем более, политическое эссе. Глобальная цель всего Священного Писания – это мое личное спасение, благая весть для каждого конкретного человека, диалог Бога с жаждущей истины душой. И с этой точки зрения Священное Писание Ветхого Завета для нас более интересно, как собрание притч и духовных поучений. Таким образом, так называемый экстремизм пророка Божия Илии для читателя является прообразом напряженнейшей духовной брани, а никак не призывом к карательной экспедиции. Иначе каждый семьянин, подобно праотцу Аврааму, должен был бы резать своего первенца. А каждый второй сын обманом восхищать первенство, как сделал братец Исаак. Не говоря уж о политическом аспекте в поведении избранного народа при завоевании Земли Обетованной. Слава Богу, весьма немногие христианские государства избрали эту модель для своего политического становления!

Четвертый, последний, момент: обратим внимание, что речь идет не о простом человеке, а о Божием пророке. Почитайте внимательно жития пророков Ветхого Завета. Они все без исключения являли примеры асоциального поведения. На Руси людей с подобным поведением называли юродивыми. Они через отрицание общепризнанных социальных норм пытались донести до окружающих людей глубину законов духовного мира. Вот и Божие пророки, делая неадекватные с точки зрения бытового социума поступки, пытались рассказать, предостеречь, понудить свой народ к деяниям, укрепляющим его связь с Богом. И, в большинстве случаев, побуждения к этим поступкам были продиктованы не свободной волей пророка, но непосредственным повелением Божиим. Можно ли обвинять таких людей в каких-то политических намерениях? Единственное, в чем их можно упрекнуть, так это в фанатизме в богоустремленности, то есть в следовании до смерти Божиим заповедям и призывам. Кстати, в том же фанатизме нам придется упрекнуть и всех без исключения святых, прославленных в Православной Церкви.

Вспоминается недавнее высказывание блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины: «…политики считают, что я иду против них. Но если я иду к Богу, и это оказывается, что я иду против них, куда тогда идут они? Ну, а если они идут от Бога, то неужели я должен идти вместе с ними?» (http://www.pravmir.ru/mitropolit-kievskiy-onufriy-menyayutsya-politicheskie-lozungi-a-tserkov-ne-mozhet-menyatsya-potomu-chto-pravda-bozhya-odna/). Думаю, что на вопросы тележурналистов пресс-центра царя Ахава святой пророк Илия мог бы ответить так же. И заметим также, что вездесущие журналисты не обошли этим вопросом даже Самого Спасителя. Ответ, как вы наверняка помните, был весьма краток: отдавайте кесарево кесарю, а божие Богу.

Так давайте не будем рассуждать о политических достижениях и ошибках славного пророка, а на посрамление духовным либералам и экстремофобам, исполним завещание апостола Павла ко Ефесянам: «.. братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». (Еф., 6:10-16).

Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд