Московская патриархия

Проповедь о. Игоря в Ильин день (02.08.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ (ОСИПЕНКО) Проповедь в Ильин день02.08.2015 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!В современной науке известно такое понятие как энтропия – это способность замкнутой системы принимать положение с наименьшим энергетическим…

 

ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ (ОСИПЕНКО)

 

 

Проповедь в Ильин день
02.08.2015

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В современной науке известно такое понятие как энтропия – это способность замкнутой системы принимать положение с наименьшим энергетическим потенциалом. Говоря простым бытовым языком, это означает, что все в окружающем нас мире потихоньку остывает и останавливается. Солнце остывает, планеты останавливаются в своем забеге и их траектория уменьшается, жизнь на нашей планете потихоньку затихает: какие-то виды животных и растений уходят в небытие, те, которые остаются – они тоже слабеют, среднестатистический возраст человека остаётся достаточно высоким только потому, что медицина сейчас достаточно сильна, но биологический потенциал человека тоже катастрофически падает, причем падает с каждым поколением. Вы это все прекрасно знаете. И это означает, что, с точки зрения современной науки, с точки зрения нашего опытного взгляда на современный мир, мы понимаем, что жизнь вечная принципиально невозможна в этом ветхом мире. Точно так же, как невозможен вечный двигатель. И отсюда понятно, что, когда Господь создавал Землю, Он той первой Земле давал совсем другие законы жизни, давал совсем другие категории существования, потому что в Раю вечная жизнь была возможна. В Раю не было ни тления, ни давящей гравитации, ни многих других явлений, к которым мы привыкли уже в этой жизни. И только с падением Адама в грех окружающий нас мир изменился. Господь вынужден был дать этому миру жесткие физико-химические, биологические, социальные законы для того, чтобы этот мир не ушел сразу в хаос. Благодаря законам он ещё держится.

И очень жаль, что мы сегодня не услышали то Евангелие, которое должно было быть у нас воскресным сегодня. Это Евангелие о том, как ученики отплыли от места проповеди Спасителя, оставив Его на горе в молитве. И Господь шел к их кораблю по водам. Ученики испугались, что это – призрак, и Петр сказал: «Если это Ты, Господи, то повели и мне идти по водам». Он шел по водам к Господу, усомнился и стал тонуть. Вот этот меленький эпизод из евангельской истории очень хорошо перекликается со всей жизнью святого, которого мы сегодня празднуем – с жизнью пророка Илии, в честь которого построен наш храм. Жизнь пророка Илии постоянно сопровождалась вот такими, с нашей точки зрения, чудесами. А, на самом деле, это не чудеса в бытовом понимании этого слова, это не те явления, которым все удивляются и которые выходят и ломают рамки обычных законов. Но самом деле, те чудеса, которые описываются в Священном Писании, и те чудеса, которые сопровождают жизнь святых людей, это не что иное, как прорыв вечной жизни в нашу жизнь.

Если человек живет духовной жизнью, то, так или иначе, он перестаёт зависеть от тех жестких законов, которые Господь наложил на эту грешную Землю. Если человек сердцем обращен к жизни вечной, то Господь уже здесь на Земле дает ему возможность не то, что нарушать физические законы, а превозмогать их, пересиливать их теми способностями, которые были даны Адаму в Раю. И мы это постоянно видим, постоянно наблюдаем, и два самых главных момента, которые постоянно перед нашими глазами – это преодоление тления и преодоление гравитации. Преодоление тления мы видим и в нетлении мощей, и в исцелении болезней, и в воскрешении мертвых. Преодоление гравитации мы видим в умении святых ходить по водам, ходить даже по воздуху, в исключительных случаях.

Очень много таких примеров, очень много таких явных знаков, когда Господь показывает нам, что не в рамках этой грешной Землю заключается наша с вами жизнь. Наша с вами жизнь способна вместить жизнь вечную и вместить те законы, которые даны были первозданной Земле.

Не обязательно нам с вами ходить по водам. Не обязательно нам с вами поджигать мокрые дрова без огня. Не обязательно нам с вами воскрешать мертвых или пресекать движение рек, не обязательно исцелять больных. Но если мы с вами зависим от причинно-следственных законов этого мира, если наше существование принципиально меняется от размеров нашей зарплаты, от размера нашего отпуска, от того, каких репетиторов мы своим детям найдем, от того, как нас лечат врачи и какие таблетки изобретает медицина – если от всего этого принципиально зависит наша жизнь, то это значит, что мы все ещё привязаны к этому миру, и вечная жизнь ещё не протолкнулась в нашу жизнь, в наше сердце.

Мне бы хотелось, чтобы в сегодняшний день – день памяти пророка Божия Илии, день, когда по Уставу Церкви мы вспоминаем евангельское чтение о хождении Петра по водам (о неудачном хождении, но, тем не менее, хождении) – мне бы хотелось, чтобы в этом день мы задумались о том, насколько наша жизнь способна вместить в себя эти проблески жизни вечной. Насколько я могу быть, как это теперь говорят, от энергоносителей. Вспомните, когда Господь сотворял Землю, Он вначале создал растения, а только потом – Солнце. Ученые очень много спотыкались об этот момент. Они говорили, что врет Библия, что не может зелень, растения существовать без Солнца. Может! Если мы на эту проблему смотрим не со стороны грешной Земли, а со стороны Земли первозданной. Подумайте, наверно в Раю были насекомые. Адам ходил по земле, и, наверно, он имел возможность своими ногами давить этих насекомых. Однако он этого не делал, так как в Раю не было смерти. В Раю не было тления, и принципиально не мог Адам давить там насекомых: это значит, что ходил он так легко, так осторожно, что его ноги даже травинок не ломают.

И мы с вами тоже можем по жизни ходить так, чтобы под нашими ногами не трещали не то, что трава, но асфальт.

Дай Бог, чтобы мы этими воспоминаниями, этими примерами жили с вами, как практическим руководством, понимая, что не зарплата нас кормит и не врачи нас лечат – Господь. Все делает Господь, и Господь дает нам свои дары независимо от того, сколько мы к этому прикладываем усилий. Единственное, чего ждет от нас Господь – это нашей любви, это нашей доверенности Ему, нашей веры, нашего упования на Него. Если мы уповаем на Господа, он все нам даст, независимо от того, какое у нас образование, независимо от того, какое у нас здоровье, какие у нас возможности. Дай Бог, чтобы Илия пророк укреплял нас, вразумлял, давал возможность через свое житие укрепляться нам в этой сложной жизни и искать в ней Царства Небесного. Аминь!

Расписание богослужений

<< Апрель 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
             

Благотворительный фонд

Фонд