Московская патриархия

Проповедь о.Игоря 25.02.2015 — 3 часть Великого Покаянного канона

ИЕРЕЙ ИГОРЬ (ОСИПЕНКО)(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке) Проповедь по прочтении третьей части Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского25.02.2015 Мне бы хотелось обратить ваше…

ИЕРЕЙ ИГОРЬ (ОСИПЕНКО)
(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке)
Проповедь по прочтении третьей части Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского
25.02.2015

Мне бы хотелось обратить ваше внимание на одну маленькую, но очень существенную деталь. Покаяние всегда связано с волевым решением, с некоторой внутренней духовной работой, достаточно напряженной и упорной, постоянной. Почему-то прп. Андрей Критский, дав нам Великий Покаянный канон, дал нам очень много образов ветхозаветных и очень мало образов новозаветных, и то – только из Священного Писания, хотя после пришествия Христова прп. Андрей Критский жил почти через тысячу лет, и к тому времени было уже очень много образов из новозаветной, христианской истории. Было уже прославлено очень много святых к тому времени, но ни одно из этих имен не попало в Великий канон. Основной упор, основной акцент делается именно на древних людях.

Давайте мы с вами подумаем, чем древний человек отличается от современного.  Мне кажется, что самый главный момент этого отличия – это то, что древний человек жил своей собственной жизнью. А человек современный живет глобализацией. Он живет целым миром, теряя при этом себя. Древний человек, конечно, знал, что есть Большая земля, кто-то знал границы, а кто-то границы даже и не ведал. Древний человек знал, что он живет в некоторой стране. Эту страну он чувствовал, потому что он отдавал дань, его охраняли войска, во главе государства у него был царь, король или вождь. Поэтому древний человек чувствовал на себе эту государственность, свою отчизну. Он хорошо знал свою область, знал её традиции, знал её нравы, знал её характер. Он очень внимательно помнил и передавал своим потомкам сведения об истории своего клана, своего рода. Человек был очень внимателен к родственной связи.

Древний человек жил в какой-то деревне или маленьком городке, он знал своих соседей по улице. Он знал, как они живут, слышал каждый день через забор их ругань или ласковые и добрые разговоры. Это было нормально для того времени. И конечно наиболее внимательным был человек не к соседям своим, а к собственному дому, к своим домочадцам. Часто в одном доме или в одном городском квартале жило несколько семей, часто объединенных одним кланом. В одном большом доме всегда была еще «малая семья», и о своей малой семье человек заботился особенно.

Но кульминацией этой заботы для древнего человека, конечно, была даже не эта малая семья,  а он сам. У человека было время и силы для того, чтобы заглянуть в свое сердце, поговорить со своей совестью, поговорить с образом Божием в своем сердце.

Очень часто древний человек совершал грехи, отступал от Закона Божия, о котором он знал. Он кривил душой, он пытался договориться со своей совестью, но, в любом случае, каждый грех древнего человека был сделан сознательно, человек понимал, что следует за этой «кривизной» его поведения.

Посмотрим на среднестатистического москвича наших дней. Он знает все политические и экономические проблемы современного мира. Он очень хорошо разбирается, что такое Евросоюз, Америка. Он больше знает, какие проблемы на Украине, чем, какие проблемы в России, потому что на Украине сейчас сложно, и все наше внимание направлено туда. А наши российские проблемы подождут, они сейчас для нас не так важны. Конечно, современный москвич, живя в городе, представляет, что такое Москва. Но проблемы Москвы для него слишком мелкие – он в них особо не вникает. Если он водит машину, то он знает, что есть пробки — и эту проблему надо решать. Если он ходите в поликлинику, то знаете, что там не очень хорошее обслуживание – эту проблему тоже надо решать. Но основное внимание современного москвича направлено не на Москву. Оно направлено может быть на российские проблемы, а, скорее всего, на проблемы Украины, Евросоюза и Америки, ну и Китая. Современный москвич даже, может быть, не представляет, что он живет в некотором районе Москвы, и что в этом районе есть некоторые власти, у которых есть тоже проблемы. Человек плюет в прямом смысле на свой двор: загрязняет, не ухаживает за ним. Человек не знает, кто живет с ним в подъезде. Я сам сталкиваюсь по несколько раз с одними и теми же людьми в подъезде, здороваюсь. Но я не знаю, как их зовут, кто они по профессии,  даже не знаю, на каком этаже они живут, поэтому, когда мы вместе входим в лифт, я каждый раз спрашиваю: «А Вам — на какой?»

Тем более современному человеку, загруженному информацией о всем мире, приходя домой, не до проблем семьи: он быстро поел перед телевизором, закрылся в своей комнате, открыл свою виртуальность. Он отдыхает в ней, потому что проблемы, которые пытается навязать ему его семья – подросшие дети, приносящие двойки из школы, жена, которая требует денег или заботы, или цветы на дачу отвезти – ему этих проблем не нужно. Проблем ему хватает на работе, где его прессуют. Он приходит домой отдыхать.
И, конечно, человеку совершенно не до того, чтобы заглянуть в свое сердце. Посмотрите, что делает человек, когда он остается один? Он включает все, что можно включить: радио, телевизор – главное, чтобы шумело, чтобы шум в ушах заглушал голос сердца, голос совести.

Получается, что пик внимания древнего человека был на самом себе, а пик внимания современного человека растворен во всем мире. На себя не остается уже ничего. И если мы действительно хотим думать о покаянии, если мы действительно хотим думать о том, чтобы изменять свое сердце, изменять свое отношение к Богу, к миру, к самим себе, к окружающим нас людям, то мы должны понимать, что без тишины сердца, без тишины в наших ушах мы не сможем ничего добиться. Потому что та информация, которую «навешивает» нам этот внешний шум, она будет оттягивать наше внимание и наши силы. И поэтому мне кажется, что преподобный Андрей, который писал свой канон за тысячу лет до нас с вами, уже тогда, видя средневековый уклад жизни, понимал, человек отходит от тишины, теряет её.

И недаром православное богослужение так цепляется за древние традиции, за древний чин богослужения. Ни одного слова не выкинуто из нашего богослужения со времен святителя Иоанна Златоустого, который оставил нам чин Литургии. Как этот чин был составлен в четвертом веке, так до сих пор до сегодняшнего дня служат слово в слово. И вспомните, что одно из самых главных слов, которое звучит на богослужении, с которого начинается практически каждое богослужение – это слов «мир». «Миром Господу помолимся», «паки и паки миром Господу помолимся», священник говорит: «Мир вам». Какой мир? Конечно, это не вселенная, не ойкумена, а тишина в сердце. «Миром Господу помолимся» – означает призыв помолиться с тишиной в сердце.

Об этой тишине нам и напоминают те древние образы, о которых мы слышали сегодня в каноне преподобного Андрея Критского. Мне бы хотелось, что мы с вами, начиная Великий пост, обратили бы в современном глобализованном мире на это особое внимание, потому что страшно не то, что мир глобализуется, а страшно то, что человек, лично я, становлюсь не человеком конкретного отечества, конкретного рода, а становлюсь человеком космополитом. Страшно то, что растворяюсь в космосе, и от меня не остается ничего, чтобы я мог принести Богу. Постараемся, чтобы наше сердце хоть чуточку участвовало в нашей земной жизни, чтобы мы хоть чуточку слышали, чувствовали его, давали ему возможность хоть что-то подсказать в этой суматошной и суетной жизни, где современный мир совершенно не оставляет места ни для Бога, ни для тишины, ни для покаяния.

Помощи Божией!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд