Московская патриархия

Проповедь о. Андрея Якубова в Неделю 23-ю по Пятидесятнице 27.11.2016

Иерей Андрей Якубов Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице27.11.2016Лк., 53 зач., X, 25-37 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня, братия и сестры, перед началом Рождественского поста Святая Церковь предлагает нам…

 

Иерей Андрей Якубов
Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице
27.11.2016
Лк., 53 зач., X, 25-37

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, братия и сестры, перед началом Рождественского поста Святая Церковь предлагает нам выслушать притчу о милосердном самарянине. Это притча заключается в следующем: некий человек (под образом этого человека святые отцы понимают весь род человеческий) шел из Иерусалима в жаркий город Иерихон. То есть снисходил — из высокого духовного состояния, из состояния богообщения, в котором находились первые люди – в состояние падшее, где страсти начали одолевать человека. Этот человек был в состоянии греховного снисхождения и в этот момент попался в руки разбойников, то есть бесам, которые совлекли его одежды, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По толкованию святых отцов одежды – это его добродетели. То есть человек, лишившийся добродетелей, может получать язвы. Язвы – это греховные раны. Человек, лишившийся добродетелей, получает язвы греха и остается едва живым. Телесно человек, лишившийся добродетелей, остается живым, но душа его погибает. Слова Спасителя можно понимать следующим образом: человек грешащий, хоть телесно и здрав, но, на самом деле, он почти что мертв.

И вот в таком состоянии мимо него проходили священник и левит, которые по случаю оказались на том месте. Под образом священника и левита святые отцы понимают Закон Моисеев и пророков, которые видели человека, видели, насколько сильны его греховные язвы, и даже не пытались его исцелить. Не потому, что у них не было милосердия, а потому, что у них не было возможности и средств исцелить его. Они просто смотрели, ужасались этой картине и отходили от человека. Закон Моисеев был дан человечеству лишь на время.

И вот проезжал по дороге самарянин – некто, имеющей своей целью найти этого изъязвленного человека. Возможно, он каким-то образом услышал о том, что человек находится в таком положении. Он не просто «мимоходя», а специально идя, подходит к этому человеку. Под образом этого самарянина подразумевается Сам Спаситель наш Иисус Христос. Он подходит, перевязывает его духовные струпы, не дает человеку грешить. Вы помните, что много раз Спаситель, исцеляя человека, говорил: здрав еси, отселе не согрешай! Закрывает дверь греха, возливает масло и вино. Под маслом святые отцы подразумевают слова Спасителя, когда Он, ободряет нас, говоря: «Аз с вами до скончания века» и другие ободряющие слова. А под вином, обжигающим раны, подразумевают святые отца слова Спасителя: «змии, порождения ехиднины», которые обращены и к нам, когда мы уподобляемся фарисеям, начинаем лицемерно ходить в храм Божий, лицемерно исполнять Его заповеди. Два таких средства Спасителя воспринимает человечество для исцеления.

«Всади́въ же егó на свóй скóтъ» — по толкованию святых отцов этот скот – само Тело Спасителя. Он берет нас с вами на Свои плечи и на Кресте с помощью Своего Тела исцеляет нас, поднимает наши грехи вместе со Своим Телом на Крест.

«Приведé егó въ гости́нницу, и прилѣжá емý» — под гостиницей понимается Церковь Христова, к которой и мы с вами имеем радость и честь принадлежать. В этой Церкви Спаситель, когда Он был еще на Земле, преподавал Свое учение Сам.

«Наýтрiя изшéдъ, изъе́мъ двá срéбреника, дадé гости́ннику, и речé емý: прилѣжи́ емý: и, éже áще прiиждивéши, áзъ егдá возвращýся, воздáмъ ти́». На следующий день оставляет человека гостиннику. Под гостинником подразумеваются пастыри Христовы: епископы и священники, которым Спаситель оставляет два динария, то есть Ветхий и Новый Заветы. Если же священники потратят что-то свое, приложат свое старание к Ветхому и Новому Заветам, будут проповедовать их людям, то Спаситель, когда вернется, возвратит им все, что они потратили сверх меры.

Те святые отцы, которые были после апостолов, которые управляли Церковью, оставили нам различные постановления. В частности, оставили нам постановление о постах. Перед праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа святыми отцами нам с вами положен пост, который называется Рождественским или Филипповым, так как начинается празднованием памяти апостола Филиппа.

Мне хотелось бы пожелать всем нам, братия и сестры, чтобы мы этот пост провели с пользой, в воспоминании тех благ, которые оставил нам Спаситель. В притче изъязвленный человек ничего не сделал, никакого действия от него не требовалось, даже голоса своего не подал – просто лежал и ждал. А Спаситель тоже пришел к нам без нашей какой-то заслуги. Мы с вами имеем честь, имеем возможность  прийти в храм Господень. А как мы тут оказались? Нас всех так же Спаситель призвал. Кого-то родители научили — но вы помните, что в этой жизни ничего без воли Божией не бывает. Кто-то пришел через скорбные обстоятельства жизни. Пришли все по-разному… Но помните, что за всеми этими обстоятельствами нашей жизни стоял Спаситель. Он привел нас сюда без какого-то нашего труда. И вот этот пост, когда мы с вами можем потрудиться в любви к Господу и в любви к нашим ближним.

Устами законника из этой притчи дается нам с вами объяснение, как нужно любить Спасителя. «Возлю́биши Гóспода Бóга твоегó от всегó сéрдца твоегó, и от всея́ души́ твоея́, и всéю крѣ́постiю твоéю». То есть все наши чувства, все наши телесные возможности и духовные направить на то, чтобы возлюбить Спасителя – это и есть пост. Когда мы постимся телесно, не употребляя какой-то еды, наше тело мы приводим в такое бодрое состояние, когда мы можем молиться. Но пост будет неполноценен, если мы не усилим этим постом нашу молитву. Если мы не приложим старания к тому, чтобы душою возлюбить Спасителя. Также пост будет бесплодным, если мы весь помысел наш не устремим ко Спасителю, то есть не откажемся от тех развлечений, которыми мы обычно развлекаем наш ум: кто-то смотрит телевизор, кто-то занимается бизнесом, кто-то пытается поправить свое финансовое положение, кто-то занимается домашним ремонтом – все наши мысли поглощены этим миром. И вот Святая Церковь предлагает нам отказаться от этих мыслей хотя бы на время поста и устремить все помышления ко Спасителю.

С практической стороны это может выражаться в том, что мы начнем читать  святых отцов, усиленно читать Евангелие, начнем задаваться вопросами, то есть будем подходить с вопросами к священникам, ведь на то они и поставлены. Гостинник поставлен не просто так, а чтобы помогать. Будем задавать вопросы недоуменные, которые будут возникать у нас при чтении. Но для того, чтобы эти вопросы родились в нашем сердце, нам нужно приложить труд занятия нашего ума мыслями о Спасителе, о том, зачем мы здесь находимся – зачем мы ходим в храм Господень. И сделать надо это «всею крепостию», то есть со всем возможным усердием, направить на это все силы. Мы с вами зачастую далеки бываем, чтобы пост проводить в подобном устроении сердечном. А Спаситель все средства, которые нам понадобятся для этого поста, нам оставил: Ветхий и Новый Заветы в нашем распоряжении, есть храм Господень, есть священники – «гостиница» всегда рядом с вами, и вы можете прийти сюда и поработать своей душой и получить помощь и исцеление в наших недугах, в наших немощах. Ведь у нас есть таинства, и, когда хотим, можем к этим таинствам прибегать – это великая милость Божия!

И мне хотелось бы всем нам пожелать не забывать, что Господь настолько милостив, настолько человеколюбив, что оставил нам с вами все эти средства. А мы можем лишь чуть-чуть уготовиться. Господь говорит: «Бýдите ýбо милосéрди, я́коже и Отéцъ вáшъ милосéрдъ éсть». И в Апостоле сегодня мы с вами слышали: «Бог, богатый милостью…». И когда мы просим милости у Бога, мы тоже должны уподобиться Ему в этом и проявить эту милость в отношении с нашими родными и ближними, со всеми, кто нас окружает.

Аминь!

Расписание богослужений

<< Март 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Благотворительный фонд

Фонд