Московская патриархия

Проповедь о. Андрея Якубова в Неделю 22-ю по Пятидесятнице 20.11.2016

Иерей Андрей Якубов Проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице 20.11.2016Лк., 39 зач., VIII, 41-56Мф., 10 зач., IV, 25 — V, 12. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Очень важно, когда мы,…

 

Иерей Андрей Якубов

 

 

Проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

20.11.2016

Лк., 39 зач., VIII, 41-56

Мф., 10 зач., IV, 25 — V, 12.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Очень важно, когда мы, братия и сестры, слушаем Святое Евангелие, осознавать свое место в прочитанном тексте, сравнивая себя с теми людьми, о которых мы слышим, сравнивать свою веру с их верой. Сегодня мы слышали, как начальник синагоги Иаир, когда у него случилось несчастие, приходит ко Господу. До этого, по всей видимости, он не исповедовал Спасителя. Но когда наступила острая нужда, слыша о чудесах, которые творит великий Учитель, он приходит ко Господу, припадет к Его ногам и просит войти в свой дом. У него не нашлось веры, подобной той, что была у капернаумского сотника – просто попросить об исцелении – но он просит Господа прийти к нему. Спаситель отзывается даже и на такую веру, когда требуется конкретное какое-то действие: прийти и исцелить. Спаситель идет к дому Иаира, на пути Его теснит множество народа, и вот среди них есть женщина, которая 12 лет страдала течением крови, которая имела большую веру во все, что ее окружало: сперва она имела веру во врачей (она отдала им все имение свое).

Обратите ваше внимание, что сейчас принято говорить, что достаточно иметь только веру – и она тебе поможет. Достаточно иметь самовнушение – и любое лекарство тебе поможет. И вот на примере этой женщины мы видим, что она имела такую веру во врачей, но ни один врач не смог ее исцелить. Она приходит ко Спасителю и, по мысли Феофилакта Болгарского, прежде, чем прикоснуться рукой ко Спасителю, она касается Его мыслью. То есть, она фактически совершает молитву – и получает исцеление. Получает исцеление не от ризы Спасителя, как может показаться. По толкованию святых отцов она получает исцеление от Самого Спасителя, то есть не сама вещь, принадлежащая святому человеку, исцеляет, а исцеляет Господь. Только Он имеет власть на этой Земле исцелять. И вот когда мы с вами получаем помощь от святых икон, от прикосновения к святым мощам, мы должны понимать, что в эту секунду нас коснулся Сам Спаситель. Без Его ведома, без Его повеления на этой Земле ничего не происходит. В заамвонной молитве в конце Литургии читается: «Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов…». И когда мы получаем любое исцеление, будь оно от лекарств или ещё от чего-либо, мы должны осознавать, что исцеление материальный предмет не может дать. Дать его может только Спаситель.

И вот эта жена по своей вере получает исцеление. Но Спаситель делает вид, что не знает, кто к Нему прикоснулся, ведь множество людей Его окружает. Мы с вами сейчас Спасителя воочию перед глазами не видим, но имеем молитву. А молитва – это то же самое прикосновение, которое мы можем! совершить. Почему же молитва наша остается бесплодной? Святитель Феофан Затворник Вышинский говорит: просто потому, что наша молитва не соответствует молитве той женщины, которая всем сердцем чаяла получить от Бога просимое – и получила. Другого пути в духовной жизни нет, нет другого духовного закона. Невозможно просить – и не получить. Возможно не иметь веры, просить – и не получить. А если у нас есть вера и просим мы на благое, Спаситель обязательно отзовется, и мы получим просимое. Все зависит лишь от нашей веры.

И вот Спаситель совершил это чудо, чтобы укрепить веру немощного начальника синагоги – чтобы он верил, что как Спаситель исцелил эту женщину, так же Он сможет исцелить его дочь. И как только Спаситель совершил это чудо, так сразу же приходят люди и говорят Иаиру: умерла твоя дочь, не движи Учителя.

По мысли святых отцов, можно дать аллегорическое толкование этому событию. Женщина при этом представляется как душа человека. Душа человека, когда много страдает в этом мире и узнает, что есть Спаситель (то есть когда человек по-настоящему, по-взрослому приходит к вере), в этот момент происходит исцеление: человек получает крещение, если крестится во взрослом возрасте, или человек приходит по-серьезному в храм Господень. Душа человека получает исцеление. Иаир, начальник синагоги, представляется как ум человека – как начальствующий во всем теле его. И этот ум имеет помыслы – имеет дочь. И как только мы получаем исцеление нашей душе (получаем крещение), начинаем ходить в храм, к нам приходят от лукавого духа помыслы: «умерла дочь твоя, не движи Учителя» – Умер твой помысл, твой помысл о земном, ты всецело прилеплен к этой земле, ты ей принадлежишь – даже не смей трогать Спасителя, не смей беспокоить Его, ты уже мертв, ты не сможешь подняться, Спаситель тебя не исцелит. Не надо тебе ходить в храм, ты исполнен грехами, такими же, как исполнены люди века сего. Ты ходишь в храм и не имеешь никакого прибытка… Разные мысли может посылать нам враг в этот момент.

А что же делает Спаситель в этот момент? Он не дает Иаиру произнести никаких слов, только говорит: не бойся, только веруй. И нам с вами Спаситель постоянно в каких-то маленьких чудесах, который происходят в нашей жизни, говорит: не бойся, только веруй! Иди ко Мне! Оставь все эти помыслы века сего, оставь все эти мысли, которые постоянно приходят к тебе от врага, только веруй! Даже если ты мертв душою, даже если весь твой ум занят мыслями о земном, Спаситель может тебя воскресить – все в Его власти.

Дальше Иаир следует за Спасителем, они приходят в дом, множество людей окружает Спасителя в этот момент. Он мог бы прилюдно совершить чудо, чтобы повысить Свой авторитет, утвердить в вере. Но Он  всех удаляет из дома, остаются только Его вернейшие ученики, которые могут сохранить тайну, остаются отец и мать отроковицы. Это для нас тоже пример того, как мы должны поступать в нашей духовной жизни. Если мы хотим всерьез заниматься духовным деланием, мы должны из нашей души изгнать все помышления века сего – все, что говорит нам о нашей смерти, все, что нас прилепляет к земле. Время нашей молитвы, время, когда мы находимся в храме – это то время, когда мы можем изгнать помыслы эти из себя и припасть к Спасителю, посмотреть, как же Он будет действовать в нашей жизни. Чтобы увидеть, как будет действовать Спаситель, нужно иметь очень большую внимательность, большую трепетность, потому что Спаситель действует прикровенно. Он старается не творить Свои чудеса публично, напоказ, даже напоказ нам с вами. Нужно быть очень внимательным, чтобы увидеть чудо в своей душе, увидеть, что происходит в душе в этот момент. Мертва она или наконец-то ожила? И вот Спаситель лишь одним словом воскрешает девицу, дает ей есть, чтобы все уверились в ее воскресении.

И вот нам с вами, братия и сестры, полезно знать, с кем мы находимся? Подобна ли наша вера вере Иаира? Ждем ли мы, что Спаситель придет в наш дом? То есть приходим мы в храм Господень и ждем, что Спаситель еще к нам придет, то есть требуем еще действия от Спасителя? Или наша вера более совершенна, как вера этой болящей женщины, которая приходит, с дерзновением прикасается – и получает исцеление? От нас только зависит, получим мы исцеление в нашей жизни или не получим. Или, быть может, наша вера подобна вере тех людей, которые окружали Спасителя: когда женщина прикоснулась ко Спасителю, вокруг него было очень много людей. Вот так мы приходим в храм, где много народа. А прикасаемся ли мы ко Спасителю в этот момент? Или мы просто тесним Спасителя, заполняя храм Божий своим присутствием, но ничего с нашей душой не происходит? Почему у окружавших Спасителя людей ничего с душой не происходило? Потому что они пришли просто полюбопытствовать или послушать. Но от Спасителя они не получили просимого – не получили ничего. Они просто стояли рядом, но никакого действия для души не произошло. Очень важно в духовной жизни понимать: куда ты идешь, зачем ты пришел в храм, что ты хочешь здесь получить?

Святитель Тихон Задонский говорит, что многие не получают просимого, потому что не знают, чего просят. В духовной жизни очень важно знать: чего ты просишь, зачем ты просишь, на какой ступеньке ты находишься и куда ты идешь?

Попросим Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, чтобы укрепил нашу веру, чтобы мы могли достичь того, что мы слышали во втором Евангельском чтении – заповедях блаженств. Это уже говорится о тех людях, которые вступили на путь духовной жизни, которые идут ко своему спасению и нам показывают этот путь. Путь для нас с вами зачастую тяжелый, малодоступный. Мы с вами находимся, возможно, лишь перед первой ступенькой: блаженны нищие духом. Дай нам, Господь, на эту ступеньку серьезно взойти, с полным осознанием, с полной ответственностью, чтобы нам можно было хоть чуть-чуть продвинуться по заповедям блаженств и достичь Спасителя, припасть к Его ногам и сказать: помяни нас, Господи, во Царствии Твоем!

Аминь!

Расписание богослужений

<< Декабрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             

Благотворительный фонд

Фонд