Московская патриархия

Проповедь о. Андрея (Якубова) на Успение Пресвятой Богородицы 28.08.2016

ИЕРЕЙ АНДРЕЙ (ЯКУБОВ) Проповедьв день празднования Успения Пресвятой Богородицы20.08.2016Мф., 72 зач., 17:14-23 (Евангелие Недели)Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28 (Евангелие Праздника) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!С Праздником, дорогие…

 

ИЕРЕЙ АНДРЕЙ (ЯКУБОВ)

 

Проповедьв день празднования Успения Пресвятой Богородицы
20.08.2016
Мф., 72 зач., 17:14-23 (Евангелие Недели)
Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28 (Евангелие Праздника)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
С Праздником, дорогие братья и сестры! Сегодня мы сподобились сугубого, двойного торжества! Как две горные реки соединяются в один бурный поток и напояют всю долину, так и сегодня мы празднуем два великих праздника: Воскресения  Господа, и Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа и Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, которое также называют «Вторым Воскресением». Возникает вопрос: почему Спаситель даровал Своей Матери сподобиться личного воскресения до Всеобщего Воскресения, и таким образом Успение Её нарушило обычный ход жизни? Можно подумать, что Спаситель даровал Ей это за то, что Она была Его Матерью. Возможно, это так, но суть, как мне кажется, не в этом. Сегодня в Евангелии мы слышали, что Спаситель говорит: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Так вот, Пресвятая Богородица сподобилась наследовать Свое воскресение за святую богоугодную жизнь, то есть за Свою жизнь Она сподобилась стать Вместилищем Спасителя мира, достойно принять этот дар и донести его до конца – до дня Своего Успения.

Святая Церковь для приготовления нас с вами к этому великому празднику установила двухнедельный строгий пост. И по факту в сегодняшних московских условиях этот пост приходится на наше время отпусков. Кстати сказать, что отпуск в России появился лишь постановлением 14 июня 1918 года благодаря товарищу Ленину. До этого отпусков не было. В Священном Писании и в Священном Предании мы с вами не находим свидетельств того, что святые отдыхали от своих повседневных трудов. Сложно представить, что пустынник, удалившийся в пустыню, взял и поехал в отпуск. Сложно представить, что Пресвятая Богородица решила отдохнуть от Своего Богомладенца Христа и куда-то уехала от Него, как зачастую происходит в нашем мире, когда родители уезжают отдыхать от своих детей. Нам с вами не под силу подражать святым в этом подвиге, но нам с вами под силу с достоинством, по-христиански провести наши отпуска, чтобы достойно подготовиться к летним праздникам, которые предваряются постами: празднику Дня памяти святых апостолов Петра и Павла и празднику Успения Пресвятой Богородицы.

Для того чтобы посмотреть, как можно достойно провести пост, я предлагаю сравнить и взглянуть на те три основных вида отдыха, которые присутствуют в отпусках современных христиан.

Первый вид отпусков – когда люди едут на курорт, едут на море, блаженствуют в отеле. Таким образом, они живут на всем готовом, и создается такая иллюзия жизни. Вместо того чтобы выполнять заповедь Господа о том, что в поте лица человек будет есть хлеб свой, мы погружаемся в виртуальную реальность и вкушаем какой-то жизни, которая была чужда нашим предкам. Никогда в христианской истории не было такого, чтобы человек предавался неге. Особый вред данный вид отдыха наносит нашим детям, когда дети верят в эту реальность безоблачного виртуального счастья. Они начинают считать еду в отеле самой вкусной на свете, не в сравнение с той едой, которую готовит их мать. К сожалению, я сам слышал от православных детей такое мнение, они говорят что «наконец-то мы поедем в отель и вкусим этой вкусной пищи, которую для нас там приготовят». Таким образом мы наших детей расслабляем. Как мы слышали в сегодняшнем Евангелии о бесноватом юноше, как бы нам потом не отвечать за это перед Спасителем – за то, что в наших детей вселится бес непослушания, бес неуважения к старшим, бес стремления к сладкой и беззаботной жизни. Конечно, я не беру те случаи, когда курортный отдых прописан нам врачами, но хочу обратить ваше внимание на то, что сегодняшние врачи зачастую тоже пропитаны духом века сего. И если их повеления противоречат повелениям нашего основного Врача, Господа Иисуса Христа, то нам следует задуматься: выполнять ли их повеления и каким образом их выполнять.

Второй вид отдыха – это духовные паломничества. Тут мы с вами имеем громадную возможность переменить себя. Путешествуя во Святую Землю и в места подвижничества святых, мы с вами можем полностью духовно преобразиться, полностью изменить свою жизнь, как это зачастую случалось со святыми после того, как они посещали святые места. Но хочу обратить ваше внимание, что в этом виде отдыха нас с вами подстерегают две духовные ловушки. Первая духовная ловушка связана с тем, что в древности даже само передвижение требовало от человека громадных усилий. Во времена Спасителя люди передвигались в основном пешком. Вчера на Утрени в Евангельском чтении (Лк., 4 зач., I, 39-49, 56) мы слышали о том, как Пресвятая Богородица из Назарета «и́де въ гóрняя со тщáнiемъ, во грáдъ Иýдовъ». От Назарета до града Иудова (Эйн Карем) по прямой порядка 100 километров. Представляете, беременная женщина идет пешком одна – это опасное и трудное путешествие. И в последующие времена люди ходили в паломничества пешком, даже из Москвы в Иерусалим. Даже в Троице-Сергиеву Лавру, до которой 60 км, цари не позволяли себе доезжать на лошадях, а шли пешком несколько дней. Таким образом, человек имел возможность за время пути задуматься о целях своего паломничества. Сегодня мы с вами окружены со всех сторон комфортом: мы садимся в Москве в самолет и через несколько часов оказываемся на Святой Земле. Но за это время не успеваем задуматься, зачем мы там оказались, а нас уже везут на комфортабельном автобусе с кондиционером и показывают святые места. Гид, который, возможно, и не отличается высокой духовной жизнью, говорит: вот, здесь был Спаситель, здесь была Пресвятая Богородица. Но мы с вами не получаем от этого никакой духовной пользы. Какой смысл, если человек говорит, что был восемь раз в Иерусалиме, но при этом не изменил себя от этих путешествий?

Вторая серьезная уловка дьявола, которая подстерегает нас на этом пути, заключается в следующем: мы тратим на паломничества десятки тысяч рублей. Но по факту мы тратим деньги на свой досуг. Перед тем, как отправиться в паломничество, нам с вами хорошо бы подсчитать наши финансы и посмотреть, сколько средств мы потратили на жертву Богу, на то, чтобы помочь нашим ближним. И если эта сумма окажется меньше, чем те деньги, которые мы тратим на паломничества, нам следует задуматься, а будет ли угодно Богу такое паломничество, когда мы с вами не ведем подобающей христианам жизни?

К сожалению, сегодня имя христианина зачастую ассоциируется с некой жадностью и скупостью. Я был свидетелем такого диалога, который произошел между двумя моими друзьями-семинаристами. Один из них собирался жениться, а второй посоветовал: не зови православных, а зови лучше неправославных, они хотя бы тебе больше подарят. Друг воспринял это как шутку. А на следующий день подошел ко мне и сказал, что понял, что это правда, потому что увидел в себе этот грех. Он вспомнил, как его неделю назад позвали на крещение, а он пришел и ничего не подарил, подумав: «Что я буду что-то дарить, ведь могу просто помолиться». Вот мы с вами зачастую приходим в храм «просто помолиться» и забываем о том, что имеем реальную возможность, на самом деле не имея сильной молитвы, пожертвовать Богу и своим ближним тем, что имеем — нашим материальным достатком.

Третий вид отдыха – это путешествие на дачу или в деревню. Если данный вид отдыха соединяется с молитвой и участием в церковных таинствах, то он очень много может дать человеку. Общаясь с землей, с почвой, из которой человек произошел, и наблюдая за ростом растений, мы с вами можем прикоснуться к Библейскому мировоззрению – мы с вами лучше можем понять Евангелие, в котором часто приводятся примеры из растительной жизни. Для того чтобы получить эту пользу, чтобы этот отпуск оказался нам не напрасным, нам нужно быть серьезно погруженным в изучение Библии, в изучение Библейского мировоззрения. Ведь, смотря на почву, мы с вами можем не узнать того материала, из которого мы созданы. Смотря на растения, мы можем не вспомнить о Спасителе, Которой говорил о семенах веры, которые произрастают в сердцах людей. Данный вид отдыха также полезен нам с вами, потому что человек может побыть садовником подобно Адаму, который был поставлен в Раю. Ему дана была единственная заповедь о посте и о возделывании сада.

Подводя итог, мы можем увидеть, что исполнить заповеди Божии не так-то просто: не так-то просто подражать Божией Матери в Ее жизни, подражать святым. Возможно, это нам с вами и не под силу. Но то, что мы можем – это хотя бы не следовать изменчивому ветру века сего. Хотя бы не влачиться им туда-сюда, а найти свое уникальное христианское направление жизни.

Милостивый Спаситель наш Господь Иисус Христос молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии да дарует нам с вами сподобиться нашего личного воскресения, как мы сегодня, недостойные, сподобились достигнуть сего праздника – двух Воскресений!

Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд