Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Великий Четверг Страстной седмицы (09.04.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке) Проповедь в Великий Четверг Страстной седмицы09.04.2015 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с…

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке)

 

Проповедь в Великий Четверг Страстной седмицы
09.04.2015

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами слышали Евангелие о событиях, которые происходили в этот день – последний день жизни Господа и Бога и Спас нашего Иисуса Христа. Мы слышали о том, как Господь, препоясавшись лентием и влив воду в умывальницу, умывает ноги своим ученикам. При этом говорит им о том, что они должны поступать подобно тому, как Он поступает с ними: Я — больший среди вас, Учитель ваш – среди вас служащий, так и вы должны в своей жизни поступать, чтобы служить каждый своему ближнему.

13:13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
13:14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
13:15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
От Иоанна

Тот, Который сотворил мир весь, «содержай облаки», являет величайшее смирение: преклоняет колена Своя и умывает ноги своим ученикам. Образ смирения, которому должны следовать все те, кто желает быть со Христом. И далее события евангельские, которые происходят, говорят о том, что, если нет на сердце смирения, то не может человек следовать за Христом. Он будет постоянно Его предавать. И одним из признаков отсутствия смирения на сердце Господь нам прямо указывает сегодня в Евангелии. Когда Он говорит апостолам, что один из них предаст Его, апостолы спрашивают, кто это сделает. И Господь прямо показывает предателя и говорит о том, что на сердце у такого человека пребывает дерзость. Дерзость – как один из противоположных смирению образов, который имеет сердце человеческое, не способное быть со Христом.

26:21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
26:22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
26:23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
От Матфея

«Омочивый со мною в солило руку, той мя предаст», — так Господь указывает. Дерзостно простирает ученик и опускает руку вместе с Учителем, ибо не задумывается о том, что он делает, не питает в сердце своем того уважения, почтения, которое должно быть по отношению к Учителю – к Тому, Кто являл в жизни Своей земной явления Силы Божией, которые мир не знал до дня явления Господа нашего Иисуса Христа, – исцелял, утешал, поднимал мертвых со одра. Иуда простирает руку свою вместе с Учителем и опускает её в солило. Дерзость, как Господь нам указывает, является той причиной, которая ведет человека к предательству. Дерзость опирается на тщеславие, на гордость, на самомнение и свидетельствует о том, что они живут в сердце человеческом. О том, что человек считает, что он способен размышлять и судить, выносить приговоры, поступать по своему мнению. Сердце такое никогда не может иметь послушание. А если оно и имеет это послушание, то это послушание  лишь притворно, как сегодня мы слышали, как Святая Церковь говорит, что Иуда – раб и льстец.

«Иуда раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол от дел явися» — из Вечерни Великого Четверга.

Он льстит, изображает, но в сердце своем он – раб греха, раб той страсти, которая поселилась в сердце его.

Так же Господь и указывает через евангельские события сегодняшнего дня о том, что духовное неразумие и неопытность, которые бывают на сердце человеческом, точно так же ведут к отступлению от Христа, Его предательству. Когда апостол Петр говорит Ему: иду с Тобою на смерть и буду с Тобою всегда, не отлучусь от Тебя, – Господь ему говорит: не понимаешь ты то, что говоришь, неразумны слова твои, ибо не ведаешь силы испытаний, которые предстоят Господу. Ты трижды отречешеся от мене до того времени, как провозгласит петух.

26:33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
26:34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
26:35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя.
От Матфея

И так и произошло: Петр испугался простых вопросов рабыни и слуг, бывших во дворе архиерея, которые ему самому ничем не грозили. Отвержеся Христа, он начал ратитися и говорить, что не знает Того Человека, о котором вы меня сейчас спрашиваете.

26:69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
26:70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
26:71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
26:72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
26:73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
26:74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
От Матфея

Отсутствие смирения в сердце человеческом – величайшая беда для самого человека. Он не может созидать. Человек, который не имеет смирения в сердце своем, будет вокруг себя только все разрушать. Никогда не может ничего не может построить. Господь говорит о том, что порой такой человек одной рукой строит, а другой разрушает. Что-то доброе, казалось бы, уже выстроилось, но человек тут же своими словами, поступками разрушил все то доброе, что созидалось, может быть, с большим трудом. И все обращается опять в ничто.

Смирение позволяет человеку быть в послушании и находить правильные решения в своей жизни. Есть в этом мире то, чего должно и не стыдно занимать: это – занимать ума. Когда сам не понимаешь, когда сам не можешь расчислить, когда ум твой земной привязан к тем или иным понятиям и не может от них отстать, то наверно лучше спросить, уточнить и поступить по послушанию: как должно было бы поступить. Детям – быть в послушании у родителей, быть в послушании духовным законам и Господу – всем нам. И если что-то из наших желаний, устремлений нарушает нравственные заповеди, которые нам с вами дал Господь – то всё равно ни под каким видом, ни при каких обстоятельствах человек не должен их преступать. Ибо это будет преступление и отречение от Самого Христа.

Человек, не имеющий смирения, никогда не будет в радости. Ему все будет не так. Он будет видеть окружающий мир, поступки других людей – все, как приносящее ему раздражение, смущение. Будет видеть и доброе, но всегда будет видеть прежде всего худое. И люди в этом состоянии своего сердца дойдут до такого состояния видения страхов и страхований, когда, как говорят про последние времена, будут умирать от страха. Ещё ничего не произошло, может, не будет тех событий, которые напредставляли, нафантазировали, намечтали люди, но они уже не могут ничего делать: ни двигнуться не могут, не могут уже жить, и, не испытывая ни болезней, ни каких-то естественных причин, будут умирать от причин душевных, которые будут останавливать буквальном смысле, видимо, их сердце – сжимая его до такой, что человек не может уже ничего совершить и сделать в этом мире сам по себе. Отсутствие смирения, отсутствие послушания приводят человека к жизненной катастрофе. Все вокруг начинает разрушаться: все вокруг плохо, всё не так, люди не такие, и все поступают не так и делают не то – он ничем не доволен.

Радость же бывает у человека только тогда, когда он доволен своим состоянием. Он понимает, что то, что он имеет – то дано ему от Бога. Это дар Божий, это милость Божия, которую он получил от Бога. И умение благодарить Бога, возгревание сердца своего благодарностью Богу за то, что он имеет, не желая более, чем то, что у него есть – сердце такое всегда будет в радости. И такой человек способен дарить радость другим окружающим его людям. Ибо в неудовольствии, раздражении только увеличиваются непонимание, вражда между людьми, разрушаются порой самые добрые взаимоотношения, которые складывались и держались годами и десятилетиями.

Сегодня и для нас с вами тот день, когда Господь установил Таинство Святого Причащения, когда собрал Своих учеников около Чаши святой, говорит: творите сие в Мое воспоминание.

26:26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
26:27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
26:28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
От Матфея

Он причащает Своих учеников из Чаши. И мы опять видим, что когда на сердце нет смирения, но есть лишь дерзость, есть неразумие, то человек такой скатывается в ропот и безблагодатное состояние. Даже в таком состоянии, о котором мы слышали в стихирах, которые сегодня пелись на Вечерне на «Господи, воззвах»: ещё имел Небесный Хлеб был во устах Иуды, а он уже устремился на предательство.

Рождение ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя: еще бо брашну сущу во устех их, клеветаху на Бога неблагодарнии: и сей злочестивый Небесный Хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела.

Это свидетельствует и говорит о том, что все совершается в сердце каждого из нас. В том состоянии, в котором сердце порой находится, человек живет, действует и видит окружающий его мир. Без изменения внутреннего ничто не может извне изменить самого человека.  Если человек не сделал шаг навстречу Богу, то ничего не произойдет в его жизни. И апостол сегодня предупреждает: можно приступать к Чаше, можно пить Кровь Христову, можно есть Тело Христово, но иметь это все себе в осуждение. Апостол предупреждает о том, что можно и причащаться в осуждение, если не имеешь на сердце того, что должно быть, о чём нам с вами говорит Господь.

11:26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
11:27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
11:28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
11:29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Если нет смирения, если есть только дерзость и дерзновение, то все это оборачивается против самого человека. Апостол говорит: будете повинны Телу и Крови Христовой. Это страшный суд, который выносится о душе и сердце человеческих.

Сегодня стихиры так же нам говорят от имени нашего зова сердечного, мы слышали церковные песнопения: Боже, милостив буди нам! Да не будет с нами такого бесчеловечества!

Но пощади Господи, души наша от таковаго безчеловечества, Едине в долготерпении неизреченный.

Господу нашему слава, во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд