Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в праздник Входа Господня в Иерусалим (05.04.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке) Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим5.04.2015 Евангелие от Иоанна 12:1 За шесть дней до Пасхи пришел…

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке)

 

Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим
5.04.2015

Евангелие от Иоанна

12:1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
12:2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
12:3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
12:4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
12:5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
12:6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
12:7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
12:8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
12:9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
12:10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
12:11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12:12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
12:13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
12:14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
12:15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
12:16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
12:17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
12:18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Во имя Отца, и Сына, и Святого духа!

«Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной — Книга пророка Захарии, 9:9), — такие пророческие слова сбываются в Иерусалиме в дни, когда множество людей собралось ко Господу, чтобы увидеть и самого Господа, и праведного Лазаря Четверодневного, которого воскресил Господь, чтобы прославить Спасителя и вновь возблагодарить за те величайшие милости, которые Господь являл и продолжает являть людям своим. Люди собрались вокруг Христа и, видя Его, грядущего в Иерусалим, сидяща на осле, постилают ризы свои по пути, срезают ветви дерев и постилают по пути и восклицают: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Господь в кротости и смирении, в уничижении грядет в Иерусалим.  Но люди, которые были рядом со Христом, и дети, о которых нам свидетельствует Евангелие, видевшие это событие, радовались в простоте сердца своего. Они чувствовали нечто необычайно, происходящее сейчас. Они славили Бога и в простоте сердца своего восклицали «осанна, благословен грядый во имя Господне» (Ин. 12: 13), они воспевали и прославляли Господа нашего Иисуса Христа как Царя, грядущего в Иерусалим, как Владыку. И не смущало их сердца то, что нет тех внешних атрибутов власти, которые столь важны и значимы для других людей.

Простое сердце видит, чувствует, ему открывается очень многое. Оно не привязано к внешним, земным образам, представлениям, но чувствует суть происходящего события. Сердцу открывается величайшая тайна, и не может не ликовать такое сердце и не прославлять Господа, грядущего в Иерусалим. Может быть, это сердце человеческое не все понимает, не все знает о том, что должно произойти. Но оно чувствует и понимает лишь то, что происходит нечто великое, необычное, что рядом здесь Сам Господь. И в этой радости присутствия Бога оно воспевает и по мере сил своих, по простоте своей человеческой прославляет Господа: люди снимают одежды, срезают ветви дерев и постилают их по пути Спасителя, чтобы хоть таким образом прославить грядущего в Иерусалим Царя.

Многое доступно и понятно простому сердцу человеческому, ибо главным для него являются нравственные ценности, которые более важны и значимы. Земное все отступает, когда человек все начинает оценивать и видеть окружающий его мир только так, как должно, как Господь заповедует нам, когда мы выстраиваем внутри себя ту систему нравственных ценностей, которыми только и определяются все события окружающего нас мира. И там, где человек опирается на эти глубочайшие понятия, которые открыты нам в Законе Божием, в заповедях Божиих, в совести нашей, – там сердце человеческое не ошибается. Там же, где предается человек рассуждениям, где начинает судить о том, что превозмогает его человеческое понимание, там возникают заблуждения, ошибки, которые приводят порой и самого человека, и окружающих его людей к тяжелым последствиям, приводят и сердце, и внутреннее состояние человека к такому состоянию, которое не позволяет ему увидеть истину, увидеть те тайны, которые открываются сердцу простому.

Нечто начинает заслонять от сердца человека то, что происходит на самом деле. Суть ускользает от человеческого ума. Человек желает все видеть в земных атрибутах: если это – царь, то это должно происходить так-то и так-то – по определенным, как человеку кажется, писаным правилам, по которым должно все быть. Как должны происходить те или иные события, как должно выглядеть то-то и то-то – человек увлекается земными представлениями событий и теряет суть и содержание происходящего. Для него внешнее становится более важным и значимым, чем содержание происходящего, чем тайна, которая открывается перед ним. И то, как легко соблазняется сердце человеческое, мы видим уже через несколько дней, когда те же самые люди, соблазненные от архиереев, князей, фарисеев, этими внешними атрибутами власти, достоинства, чести, – начинают требовать от Пилата: распни, распни Его! Как только уходит понимание и ощущение духовной ясности в сердце человеческом, как только приходят лукавые размышления от ума человеческого, так сердце начинает путаться и придавать более значение земному, нежели духовному.

Мы знаем, как Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы» описывает в Притче о Великом инквизиторе то же самое, что происходило воочию в дни страдания Господа нашего Иисуса Христа. Достоевский пишет от лица Великого инквизитора, обращающегося ко Христу, Который явил людям столько милости и любви, как толпа, окружающая Спасителя, расступается перед идущим Великим инквизитором и забывает о том, что только сейчас она предстояла Христу и благодарила Его. С почтением и уважением толпа кланяется человеческой власти достоинству. Великий инквизитор обращается ко Христу и говорит Ему страшные слова о слабости человеческой, о непостоянстве сердца человеческого: «…тот самый народ, который сегодня целовал твои ноги, завтра же по одному моему мановению бросится подгребать к твоему костру угли».

Всё это нам напоминает и говорит о самом главном в нашей жизни: всё определятся состоянием нашего сердца – тем, что для него является значимым и важным, чем оно живет. Если оно живет и определяет все свои поступки по заповедям Божиим, по совести, то ничто не угрожает человеку, ибо такое сердце невозможно соблазнить. Оно знает нечто большее, чем предложить ему весь окружающий его мир с его соблазнами и сокровищами. Все сможет отразить такое сердце от всех прилогов вражиих, если оно укоренено в стоянии правде и духовных ценностях. Если же человек позволяет себе отвлекаться и предаваться внешним образам и атрибутам земным: достоинства, чести и значимости, то на этом пути человек оказывается в большой беде, становится легкой добычей врага, позволяет легко манипулировать собой, ибо нет основы, на которой можно строить храмину своей души. Нет основания, нет твердого фундамента. И, как говорит Господь: «…и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое» (от Матф. 7:27). Трудится человек, употребляет много усилий, но ничего не остается, когда приходят всякого рода бедствия, когда посылаются какие-то испытания и скорби – все оказывается впустую. Все это от того, для человека внешнее было более важным и значимым. То, что происходит в земной жизни, было важнее, чем то, что должно происходить в его сердце — в духовной жизни.

Духовная жизнь определяется тем, как человек живет перед Богом. Определяется не тем, какой рукой он ставит свечу, как низко он кланяется, набил ли он себе шишку на лбу от поклонов или делает поклоны аккуратно, а состоянием сердца человеческого —  как человек предстоит перед Богом. Предстоит ли он перед Ним как перед Тем, кто знает все глубины сердца человеческого, все тайны его, предстоит как перед Всемогущим, Который любит его более, чем он сам себя? Способен ли такой человек приклониться Господу Своему или подобно мытарю, бия себя в грудь, говорить: Боже, милостив буди мне, грешному, не замечая того, как посмотрят окружающие его люди, что подумают о нем? Человек понимает, что он предстоит перед Богом: есть Бог и есть сердце человеческое, которое Бог никогда не уничижит, если человек открывает его навстречу Богу.

Если человек предается размышлениям, ещё не имея духовного опыта, и начинает искать здесь на Земле себе авторитеты – то говорит нам псалмопевец Давид: не надейтесь на князи, на сыны человеческие. Не надейтесь, ищите лишь только одного – способности жить с Богом. Не терять эту способность, не взирая ни на какие соблазны окружающего мира, ни на какие прилоги вражии, когда враг пытается нам навязать свои представления о духовной жизни. Все происходит только в сердце каждого из вас, которое предстоит перед Богом и которое должно дать полный отчет Богу. Между человеком и Богом, между сердцем человеческим и Богом нет никого. Тайна совершается между человеком и Богом, эта таинственная и сокровенная встреча является основой его духовного опыта и духовной жизни. Это переживание, которое восходит на сердце человеческое, радость, которую переживает человек, ¬- ни с чем не сравнима.

И она должна определять всю жизнь человека, а не какие-то внешние представления, атрибуты, то, во что мир желал бы заключить веру — в определённые писаные правила, законы, исполняя которые человек, казалось бы, может достичь то, чего он желает. Но это уже было в истории человечества. Эти писанные в огромном количестве законы, которым следовали фарисеи, книжники и законники, привели к тому, что они не увидели Самого Господа. Они не увидели Бога, они потеряли простоту сердец своих и оказались заложниками и проводниками злой воли, которая не только их привела к падению, но и за собой потянули они огромное людей, соблазняя и увлекая их в то страшное богоборчество, когда кричали они: распни, распни Его, — предстоя на суде у Пилата.

Но ныне Господь восходит в Иерусалим, и радующееся сердце, в простоте своей сердечной не смущающееся отсутствием каких-то внешних, земных атрибутов у Христа, воспевает, прославляет Его и чувствует, что здесь – Господь.

Так и ныне посреди нас Господь здесь, в нашей общей молитве. Господь предстоит каждому из нас и всем нам вместе. Принимает нашу общую молитву и молитву сердца каждого из нас. И хотелось бы пожелать, чтобы эта простота сердечная, радость о Господе за те милости и благодеяния, которые Он являл над каждым из нас, никогда не покидала наше сердце. С тем, чтобы никакие соблазны этого мира, земные сладости и утешения не отвлекали нас от этой жизни во Христе и со Христом.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд