Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в праздник Воздвижения Креста Господня 27.09.2016

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ РЕЧИЦКИЙ Проповедьв праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня27.09.2016Мк., 22 зач., 6:1-7 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы, братия и сестры, в день Воздвижения Честнаго и Животворящего…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ РЕЧИЦКИЙ

 

 

Проповедьв праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня
27.09.2016
Мк., 22 зач., 6:1-7

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы, братия и сестры, в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня вспоминаем события, которые относится к IV веку и к веку VII. В 326 году царица Елена, возжелав найти Крест Господень, оправляется в Иерусалим и, получив свидетельство от старого человека, еврея, жившего многие годы в Иерусалиме, о предании, что Крест Господень был брошен в место близь Голгофы, употребляет все усилия для того, чтобы раскопать эту толщу времени, историю накопившуюся, чтобы найти хоть какое-то свидетельство Креста Господня.

Были обретены несколько крестов. И неведомо было, какой из них Крест Господень. Рядом в то время, когда были обретены кресты, проходила похоронная процессия. И патриарх Макарий принял по наитию свыше решение возложить кресты, которые были обретены в раскопе царицей Еленой, на умершего человека. И когда возложили Крест Господень, человек вновь вернулся к жизни – ожил. И народ, видя это чудо и радуясь обретению Креста Господня, восклицал: Господи, помилуй! Все хотели поклониться и приложиться к этой святыне, но стекалось огромное количество людей, и патриарх, видя это стремление людей поклониться Кресту Господню, взял Крест, стал его воздвигать – поднимать, чтобы все могли его увидеть и поклониться ему.

И в VII веке подобное событие произошло, когда Крест был возвращен из персидского плена императором Ираклием. В Константинополь стекалось огромное количество  людей, поклониться с любовью вновь обретенной святыне. И патриарх, видя это огромное количество людей, вновь стал воздвизать Крест Господень, чтобы многие могли увидеть святыню, поклониться ей.

Это сегодняшнее событие свидетельствует о той особой любви, о том особом почитании, которое всегда жило в сердцах людей, христиан, которые следовали за Христом в своей земной жизни. Это почитание Креста Господня прежде всего было связано с тем, что он является свидетельством неизреченной любви Бога к человеку. Ибо так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего в этот мир, чтобы Он Своим послушанием даже до смерти крестной вновь возвратил человеку то достоинство, которое некогда он утратил в Раю.

В тропаре 6-го часа Великого Поста мы слышим с вами слова, которые касаются и каждого из нас, и всех нас вместе: «Иже в шестый день же и час, / на кресте Пригвождей / в раи дерзновенный Адамов грех, / и согрешений наших рукописание раздери, / Христе Боже, и спаси нас». Господь дарует нам с вами вновь и вновь возможность жизни, возвращает нас от этой греховной, падшей жизни мира сего к жизни иной – жизни духовной. К жизни по тем уже ценностям, которые принадлежат не миру сему, но уже принадлежат Царствию Небесному, где царствует Господь.

Эта любовь неизреченная по отношению к человеку дала нам с вами возможность жить, ибо без Христа жизни нет, есть какой-то хаос событий, который ведет человека к его завершению жизни, ведет к смерти. И нет выхода у человека, кроме как предаваться каким-то печалям, смущениям, ибо без Христа для человека здесь в земной жизни все обессмысливается, и нет того пути, по которому он может пойти, чтобы обрести то искомое, что желает его сердце: найти радость, полноту жизни и счастье. Господь говорит: «Аз есмь путь и истина и живот…» (Иоанна, 14:6). Он вновь и вновь свидетельствует нам с вами, что вне Христа ничего не существует, только смерть, которая поглощает человечество без остатка, и только со Христом человек обретает новую жизнь – возможность жить.

И вот эта возможность жизни определяется тем, что Крест Христов есть знамение победы над тем, что некогда в Раи привел к падению первого Адама. Точно так же и нас с вами он стремится привести к этому состоянию падения, смущает, вкладывает помыслы, понуждает человека на те или иные поступки. Порой под внешним видом какого-то блага, добра, которое кажется человеку красивым, но вся эта красота быстро проходит, как только человек употребит предлагаемое ему. Как только войдет этот помысел в сердце человеческое, как только он начнет жить, получает свободу действовать в человеке, так человек вдруг осознает и понимает, что впал в тяжелейшее рабство – рабство, которое для человека становится тяжелейшим испытанием его жизни. И хозяин сей жесток и будет заставлять человека совершать те поступки, которые не приятны, которые бы он даже не желал бы делать. Сам апостол Павел говорит: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Такова сила и власть эта, которая простирается над человеком.

Но знамением Креста Господня побеждаются все козни вражии, ибо на этом Древе Крестном были уничтожены все немощные дерзости и козни диавольские, ибо он был побежден Господом нашим Иисусом Христом. Не мог он даже представить, что Бого-Человек может взойти на крест, что Сам Господь может претерпеть такое уничижение и проявить такое смирение, чтобы ради Своего творения может претерпеть такой крест и такую крестную смерть. И, как мы знаем из богослужения Великой Субботы: Господь по крестной смерти был поглощен вот этой силой вражией в те глубины, где нет света, где бесконечная тьма. Но там снимаются покровы, возсиял свет в этих адских глубинах, не выдержал враг этого света, и разрушается его власть, разрушаются адские глубины, и человек получает возможность войти в жизнь иную. Человек через эти страдания Господа нашего Иисуса Христа, примиренный, имеет возможность уже именоваться не просто рабом Божиим, но сыном Божиим. То есть вступит в особые взаимоотношения с Богом, которые более даже, нежели человек имел в своем райском состоянии. Святые угодники говорят о том, что райское состояние было естественным состоянием человека, то, в котором мы находимся – это противоестественное, а то, в которое возводит нас с вами Господь через Свои крестные страдания, через Крест – это вышеествественое состояние: мы имеем возможность быть с Богом и видим то расслабленное человеческое естество, которое являет нам Господь.

И сегодня мы с вами у Креста Господня вместе со всей Церковью и той уже далекой от нас по времени полнотой церковной многих и многих веков прославляем Крест Господень. Сегодня и сами совершаем поклонение Кресту Господню. Но мне хотелось бы пожелать, прежде всего, самому себе и каждому из нас, чтобы мы не забывали о том, что Крест Господень – это свидетельство любви Божией, не вообще ко всем, но к каждому из нас. Ради каждого из вас Господь являет эту любовь – восходит на Крест. Пожелать, чтобы на эту любовь мы нашли в своем сердце ту теплоту, ту искренность, чтобы смогли ответить на этот особый подвиг послушания и смирения, который являет Господь. Чтобы своим послушанием, своим смирением, своей любовью мы могли бы следовать за Христом со своим крестом. Чтобы и нам приоткрыть для себя величайшую тайну: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». Господь все совершил, нам лишь стоит не отступать от этого пути, который полагает нам с вами Господь, не терять его, ничем не смущаться, ни о чем не переживать. Какие бы вражии козни ни возникали перед нами, как бы враг ни путал ум человеческий своими помыслами! Мы должны помнить то том, что Крестом Господним побеждается все! И через это следование за Христом достигаем того, чего более всего желает наше сердце: достигаем мира, покоя, радости особой, неизреченной, которая принадлежит уже не этому миру, но принадлежит Богу и является для нас свидетельством Его неизреченной любви к каждому из нас.

Богу же нашему слава во веки веков!

Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд