Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (07.04.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке) Проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы07.04.2015 Евангелие от Луки1:24 После сих дней зачала Елисавета, жена его,…

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
(текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке)

 

Проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
07.04.2015

Евангелие от Луки
1:24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
1:25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
1:26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
1:27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
1:28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
1:29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что? бы это было за приветствие.
1:30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 1:31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
1:32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
1:33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
1:34 Мария же сказала Ангелу: ка?к будет это, когда Я мужа не знаю?
1:35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
1:36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
1:37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
1:38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В день Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы мы слышали евангельское повествование об этом событии: как Архангел Гавриил является Пресвятой Владычице Богородице и благовествует Ей велию весть о рождения Спасителя мира, которого столь долго ждали люди по обетованию Божию. Многие праведники желали видеть этот момент в истории всего человечества, когда приидет Спаситель. Ждали – но тщетны были их ожидания. Они надеялись, что увидят их дети, дети же надеялись на то, что явление Спасителя увидят уже другие поколения. Были откровения о сроках прихода Спасителя мира, но времена проходили, сроки проходили – и не было этой благой вести в мире и ждало сердце человеческое этой отрады и утешения – рождения в мир Спасителя.

Почему же не являлся Господь в этом мире? Почему же не было ранее этой благой вести? Святая Церковь нам говорит о том, что не было подобной Девы, как Пресвятая Владычица наша Богородица, которая была способна сердцем своим ответить Богу и вместить во чреве своем рождающегося Спасителя.

Почему же сие ждали так долго? Ведь так легко, кажется, сказать слова: «Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему». Мы привыкаем, что можно сказать что угодно и так легко манипулируем словами, понятиями, что кажется, почему же не происходило это событие, ибо, подобно Пресвятой Богородице, произнести эти слова могли, как казалось бы, многие из святых дев. Но есть нечто более глубокое, таинственное в самом человеке: ответить нужно не словами, а сердцем. Иное – слова, которые произносит человек, а иное – устроение сердечное, как бы глубинное внутреннее слово человеческое, которое должно соответствовать словам, которые внешне говорит человек. Вот этой цельности, этого целомудрия не было в людях до рождения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Только Она смогла, с полной ответственностью вручая себя в руки Божии, сказать: «Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему».

Мы привыкаем к словам, которые произносим в этом мире. Теряем ответственность за те слова, которые мы говорим. Мы не понимаем, что все слова, которые мы произносим, будут нам в осуждение. Господь говорит о том, что за всякое слово праздное будет от человека востребован суд по тому, что он говорит. Говорим слова в этом мире и не думаем о том, что через эти слова мы позволяем миру иному, демоническому, бесовскому входить в нашу жизнь. Открываем ему свои планы, свои какие-то внутренние задачи через празднословие, через пустые слова, которые мы произносим в этом мире. Враг не знает, что происходит в сердце и душе человеческой – это закрыто от него. Но человек только сам, своими словами, открывает состояние своих внутренних и внешних дел, позволяет врагу вмешиваться в те события и дела, которые предстоят человеку. Открывает ему, куда он желает пойти, что желает делать. И потом удивляется, что на этом пути все эти трудности, ямы, проблемы, которых, казалось бы, не должно быть. Святые отцы говорили: в молчании никогда не раскаивался, в сказанном же слове всегда терпел. Христос говорил: да будет слово ваше да, да; нет, нет (Мф. 5:37). Не может человек двоедушный и лукавый быть управлен в Царствие Небесное. Ибо для него внешняя жизнь, слова, которые он произносит, – всё это для него ничего не значит. А сердце его отстоит далеко. И в этом устроении сердечном человек становится, как мы и сами говорим, человеком «лукавым» – ибо может говорить, соблазнять других людей, но сердце свое хранит для своих темных и лукавых дел.

В какую бы праведность не рядились фарисеи и книжники, как бы не пытались внешне исполнить закон – Христос их обличал и говорил, что они забыли о главном, о состоянии сердца своего, ибо «сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:7, Ис. 29:13) . Внешнее, к чему привыкает и навыкает человек здесь, в земной жизни, далеко отстоит от того, чего желает от нас с вами Господь. Господь желает: сыне, даждь Мне сердце твое. Господь желает только одного: чтобы мы открыли сердце свое навстречу Богу. «Се, стою при дверях и стучу», – говорит Господь, обращаясь к каждому из нас, чтобы открылось сердце наше навстречу Богу. И если это сердце открывается, то тогда Господь начинает действовать в жизни человека. До тех пор, пока сам человек не сделает шаг навстречу Богу, ничего не будет происходить. И причина только в самом человеке, ибо он ограничивает состоянием своего сердца действие Промысла Божия и Силы Божией в этом мире. Ибо, как бы он ни пытался быть в своих словах верующим, как бы ни пытался выразить почтение Богу, но сердце его отстоит далеко от Господа и исполнено лукавых помышлений, всякого рода смущений. Как в современном мире, который нас с вами окружает, особенно в политическом мире, где произносится множество слов, но потом мы видим, как далеко все это отстоит от того, что говорилось, – по тем делам, событиям, которые начинают происходить.

Господь нам указывает и говорит, что всё происходит внутри человека, в его сердце. Человек – это такое сокровище, которое превозмогает все сокровища этого мира. И по тому, куда клонится и куда направлено наше сердце, будут происходить те или иные дела в этом мире. Нас же Господь будет вести по тому пути, который мы сами порой полагаем своими словами в этом мире.

Всякое слово, которое говорит человек, будет востребовано и будет проверено от Бога, насколько человек говорит правду. Порой человек заявляет о себе, что он – великий грешник, но попускает Господь в какой-то ситуации, когда человека начинают укорять и уничижать, и оказывается, что от грешника великого ничего не остается. Он начинает обижаться, раздражаться, оправдываться, что он – не таков, как о нем говорят.

Всякое слово будет проверено: что мы говорим. Посему надо быть очень осторожными в тех словах, которые мы произносим в этом мире, помнить, какова ответственность и цена слова, которое мы произносим. Слово – не просто слово. Бог – Слово. Мы знаем это из Откровения – из Евангелия Иоанна Богослова. Посему и слова, которые мы произносим в этом мире, должны быть живыми, а не мертвыми и разрушительными. Тогда жизнь будет созидаться и в нас самих, и вокруг нас. Но правило святоотеческое должно напечатлеваться на нашем сердце, памятуя, в каком лукавом мире мы живем: «молчанье – золото», – говорили наши предки. И святые говорили: «в молчании никогда никто не раскаивался».

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд