Московская патриархия

Проповедь о Андрея в Неделю Жен-мироносиц (26.04.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю Жен-мироносиц26.04.2015 Евангелие от Марка15:43 Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.15:44 Пилат…

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

Проповедь в Неделю Жен-мироносиц
26.04.2015

Евангелие от Марка
15:43 Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
15:44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
15:45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
15:46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
15:47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
16:1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
16:2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
16:4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
16:5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
16:6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
16:7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
16:8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Христос воскресе!

Некогда один из языческих учителей Иоанна Златоуста Ливаний восклицал: Что за жены среди христиан! С удивлением он взирал на тех, кого видел среди христиан, и удивлялся. Удивляло его то, что есть совершенно иной мир, иное отношение к окружающим его людям. И сие он зрел в женах-христианках, которых видел он среди языческого мира. И удивлению его не было предела.

Сегодняшнее евангельское чтение указывает на то, что же определяло жизнь этих жен-мироносиц. Они следовали за Господом в дни Его земной жизни. Служили Ему от своих имений теми возможностями, которые имели. Следовали за Господом на Крестном пути, оплакивая и сострадая Ему. Стояли у Креста Господня вместе с Божией Матерью. И сердца их исполнялись скорби. Они следовали за Христом уже после Его смерти и видели, где полагали Господа «во гробе нове». Видели «велик камень», который был привален к дверям гроба. Но не смущалась их любовь ко Господу, которая была на сердце их. Они «минувшей субботе» рано утром идут на гроб, хотя и знают, что камень велик и их силами невозможно отвалить его, чтобы помазать тело Иисусово ароматами, которые они несут ко гробу. С одной стороны – были помыслы, которые входили в их души и смущали их: «кто отвалит нам камень от двери гроба», и им приходилось преодолевать их. Но, с другой стороны, сердцем своим они стремились только к одному – стремились к Тому, кого они более всего возлюбили в этом земном мире. Стремились ко Господу нашему Иисусу Христу. И ничто не могло остановить течение этих любящих сердец: никакие помыслы, никакие препятствия, которые враг воздвигал через смущение их сердец – ничто не было препятствием для любящих сердец.

Это-то и удивляло Ливания в женах христианских, ибо он видел иные сердца среди развращенного языческого мира. Он видел сердца, которые способны любить – любить так, что все препятствия становятся неважными и незначимыми, ибо для любви нет никаких препятствий. Любовью устремлялись жены к тому послушанию и служению, которое им было определено и назначено от Бога. Они были истинными женами, они были настоящими матерями и сестрами своим братьям. Это можно было очень редко увидеть в окружающем их языческом мире. Ибо сердце, исполненное любовью ко Господу, позволяло им преодолевать те страсти, смущения и помыслы, которые враг рода человеческого всевал в сердца людей. Есть иное служение в этом мире – рассудочное, когда человек к вере своей примешивает свои понятия, выстраивает свои планы, представления, но, порой, всё это разрушается, и смущается человек, оттого что всё складывается не так, как ему бы хотелось.

Но любовь имеет иное знание. Оно не смущается земными обстоятельствами, препятствиями, потому что уповает на Господа, Который может устроить и выстроить любую ситуацию здесь на Земле, решить её ко благу. И никакие препятствия невозможны там, где действует Господь. Требуется лишь одно – чтобы сердце любило Бога, чтобы сердце жило со Христом, не отступало от Него. И тогда никакие препятствия, с которыми сталкивается человек в этом мире, не станут для него теми смущениями и искушениями, которые ввергают его в печаль и уныние. Повергают его порой в безрассудство, в какое-то желание, гуляние, развлечение, которое мы видим в окружающем нас мире. Чем более сердце человеческое становится пустым, тем более хочет человек иметь внешнего вокруг себя. Там, где есть внутренняя красота, там не требуется иметь косметики в прямом значении этого греческого слова – когда это понимается, как некая приставки, украшения того, что не нужно украшать – того, что само по себе прекрасно. (греч. κοςμητική — «имеющий силу приводить в порядок» или «обладающий опытом декорирования») Человек, желая заполнить внутреннюю пустоту своего сердца, более предается внешней жизни, более предается значениям того, как воспринимает его окружающий мир. Но теряет самое главное – каков он пред Богом.

Жены-мироносицы жили так, что сердце их было отдано Богу. Они не желали иметь ничего иного в этом мире, кроме как видеть Господа и быть рядом с Ним. И первым Господь является по Воскресении– женам-миросицам. Вновь и вновь напоминая и нам с вами, что не всякого рода рассуждения, представления о вере, всяческие богословствования важны для человека. Для человека важно состояние его сердца. Об этом нам с вами через жен-мироносиц говорит и напоминает Господь. «Сыне, даждь Мне сердце твое», — обращается Господь к человеку и ждет лишь одного – что человек откроет двери сердца своего навстречу Богу.

Внешнее легко прививается к сердцу человеческому, и уже человек, порой, более уделяет внимание внешнему, чем внутреннему. Как апостол говорит и призывает жен, чтобы они не увлекались внешней стороной жизни: «украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1-ое Посл ап. Павла Тимофею). Чтобы не украшали себя всякого рода ненужными благоукрашениями, но чтобы благодать Божия восходила на сердца и наполняла той небесной красотой весь облик человека. Там, где благодать, не требуется ничего лишнего. Оно становится даже более ненужным и вызывает порой непонимание у людей, когда человек, видя красоту благодатную, видит и человеческое ухищрение, которое можно уподобить костылям, которые употребляет человек, когда у него есть проблемы и он не может самостоятельно ходить. Посему требуется более взирать на сердце свое, на ту красоту внутреннего облика человека, и внешнее тогда придет. Нежели более уподобляться, как Господь говорит, «крашеным гробам», которые снаружи украшены, а внутри полны костей и всякого зловония. Ежели сердце человеческое не устроено, если у жены сердце не способно любить, прежде всего, Господа, и более всего устремляется к стихиям этого мира, то происходит трагедия не только конкретного человека, а происходит трагедия всего мира.

Иоанн Златоуст говорил, что там, где более всего в этом мире целомудренных жен и девственниц, там более крепки семьи и тем более крепок народ. Таинственное присутствие благодати Божией в целом народе связывается со служением целомудрию, которое возможно для женского сердца. Сердечность сердцу женскому более близка и понятна, нежели рассудочная жизнь, которая более прилична мужчинам. В этом служении любви и уподоблении святым женам-мироносицам возможно многое в этом мире.

Казалось бы, любовь и труд святых наших христианских жен был не столь заметен, как труды апостолов, проповедников христианских. Не много мы знаем имен жен христианских, которые поднимали на себя столь великие труды, нет отличительных посланий, которые исходили бы из их уст, но та тихая, благодатная жизнь, которую они вели в домах и семьях своих, была столь сильна и сокрушительна для окружающего их мира, что мир не устоял перед их любовью и сам стал изменяться, взирая на светлый образ святых жен, матерей и сестер. Такова сила примера, ибо, взирая на эти светлые образы святых жен, мир сам начинает изменяться, он начинает постигать и узнавать, что есть нечто иное в отличие от того, к чему привыкает человек в окружающем его земном мире.

Следовать этим образам целомудрия, чистоты для человека не просто. Враг постоянно трясет, как говорил Господь, обращаясь к Петру: «Симон, се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу…» (Лк 22:31) — то есть просеять (сеять, веять через сито, чтобы отделять плевела от пшеницы) как пшеницу. Преподобный Макарий говорит о том, что эта земная жизнь – как решето, в котором враг всех трясет, просеивает, как просеивают пшеницу, чтобы очистилось ненужное, отпало лишнее и зернышко осталось чистым. Но требует это от человека и сил, и мужества, чтобы не смутиться и не соблазниться этим вражиим трясением.

Через помыслы, через те или иные обстоятельства нашей жизни приходит всякого рода, как говорят сейчас, нестабильность в нашу жизнь. Порою разрушается тот комфортный строй и порядок нашей жизни, к которому мы привыкли. Но ведь ничего не происходит без воли Божией – во всем этот благодатный строй и порядок жизни, по которому ведет нас с вами Господь здесь на Земле. И если человек подчиняется и не смущается теми обстоятельствами жизни, с которыми он сталкивается, то он достигает величайшей радости. Ибо Господь через испытания, скорби и трудности дает человеку большее в этом мире – дает ответ на его любовь. Человек чувствует присутствие Бога в его душе и в его сердце. Тот, кто доверяет и живет с Богом, преодолевая обстоятельства и трудности нашей земной жизни, получает этот ответ, как некогда получили святые жены-мироносицы. Они последовали за Христом, они оставили все и были преданы Ему и в дни Его земной жизни, и в скорби, и после Его смерти устремлялись к тому, чтобы послужить Ему. За это служение они стали первыми благовестницами Воскресения Христова, первыми приняли в сердца свои слова от Господа: радуйтесь! И эта полнота жизни и радости вселилась в их сердца и, действительно, все земное померкло для них и стало неважным и незначимым.

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас: чтобы через внимательную жизнь нашего сердца, через преодоление тех пороков, грехов, которыми так или иначе исполнена жизнь человека, через искушения и соблазны, которые мы не смогли достойно пройти и понести в этом мире, о которые мы споткнулись, получили раны и язвы от врага рода человеческого, – мы не забывали о том, что если любовь наша ко Господу не погаснет в наших сердцах, Врач душ и телес исцелит все язвы наши неисцельные. Не оставит нас Господь. И если сердцем будем стремиться быть с Богом наперекор всем обстоятельствам и соблазнам мира сего, то и более того получим: как некогда женам-мироносицам, взойдет нам на сердце особая радость, которая от Господа. Радость не от человеческих измышлений, ухищрений, которую пытается человек сам создать, а радость от Бога, которую не может мир похитить от человека. И эта радость будет сопровождать человека всю жизнь. Стоит единожды вкусить этой радости – и всё остальное станет уже неважным и незначимым для самого человека. Вкусив этой радости жизни с Богом, оставляли угодники Божии этот мир, уходили в пустыни, затворялись в келиях, потому что иного они уже не желали. И исполнилась полнота и желание сердца человеческого – они были в радости, и более уже ничего не могли и не желали иметь от земного.

Богу же нашему слава, во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд