Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю всех святых (07.06.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю всех святых07.06.2015 Евангелие от Матфея10:32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;10:33 а кто отречется от Меня пред…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь в Неделю всех святых
07.06.2015

Евангелие от Матфея
10:32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
10:33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
10:34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
10:35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
10:36 И враги человеку — домашние его.
10:37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
10:38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
19:27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
19:28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
19:29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
19:30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, в первый воскресный день после Святой Пятидесятницы, мы чествуем угодников Божиих – всех святых от века просиявших. Свидетельствуем о том, что та благодать Божия, действие Духа Святого, не прекращалась во все времена жизни нашей Церкви. Во все времена и по всему пространству Земному являлись угодники Божии, которые шли во след Христов, святые, которых мы ныне прославляем. Чем же они отличались от других людей? Какими качествами они обладали, что это выделяло их огромного числа людей, живущих здесь на Земле?

И сегодняшнее евангельское чтение прежде всего указывает нам на те качества, которыми обладали эти люди. Евангелие говорит нам о том, что тот, кто исповедует Христа пред другими людьми, о том свидетельствует и Христос и исповедует пред Отцем Небесным. Говорится о том, что человек, исполненный веры и любви во Христа, готовый идти во след Его со крестом своим, готовый переступить за границы своего естества, своих человеческих понятий, своего человеческого рассудка – только тот способен быть со Христом. Ибо человеческие рассуждения, человеческие построения касаются того, как бы избежать здесь на Земле всякого рода неприятностей, обстоятельств, с которыми сталкивается человек, чтобы устроить жизнь свою так, чтобы она приносила, как человеку кажется, только радость и удовольствие. Но это уже было в истории человечества, когда оно пыталось устроиться без Бога, построить некую цивилизацию, где благом бы являлось только удовольствие для самого человека. Мы знаем, к какой катастрофе привело это людей, когда благом полагается удовольствие самого человека. Но когда человек следует за Христом, он переступает эти человеческие понятия, которые вошли в его сердце вместе с грехопадением. Когда он желает быть со Христом, не взирая ни на какие земные обстоятельства, это остается уже в стороне, ибо он видит иной путь своей жизни, видит ту радость, которую он обретает, когда следует за Христом. И все земное, все трудности и обстоятельства, с которыми человек сталкивается здесь на Земле, становятся не столь важными, не определяют жизни человека. Определяющим является только одно: быть со Христом и исповедовать Его не своими словами, но своими поступками и делами так, чтобы и другие люди, видя добрые дела, свидетельствовали о том, жив Господь и жива душа человеческая. Ибо человек может совершать подобные поступки, дела, преодолевать трудности, немощи, соблазны и искушения, только если он знает нечто большее. И этим великим знанием для нас является возможность жить со Христом и следовать за ним со своим крестом.

Господь указывает и говорит в Евангелии ещё на одно качество, которым обладали эти люди: их жизнь не определялась по роду, по крови. Господь говорит о том, что тот, кто любит ближних «паче Мене, несть Мене достоин». Господь указывает на то, что и здесь человек должен выступить за пределы своего естества, чтобы не смешивать человеческое, земное, падшее с тем, что дает Господь. Чтобы человек находил здесь на Земле больше, не привязываясь к земным понятиям, к земному устроению жизни, которое видит человек вокруг себя, которое близко и понятно ему по естеству. Но человек должен преодолеть самого себя, переступить пределы самого себя, чтобы войти в жизнь духовную. Невозможно быть одновременно там и там. Духовная жизнь всецело принадлежит Христу. Только в этой цельности, целомудрии, следовании за Христом человек достигает той полноты жизни, о которой и мечтает, и радуется его сердце: быть со Христом. Ежели человек не может преодолеть самого себя, остается в этом мире, то сколько бы он ни стремился, разговаривать, представлять, вычитывать о духовной жизни, не совершая этих поступков в своей жизни, он никогда не поймет, что такое «следовать за Христом» и какая сокрыта для человека в этом величайшая радость, благо и счастье.

Господь сегодня нам напоминает об этом удивительном состоянии, к которому стремится сердце человеческое от века. Ибо здесь человек находит самого себя, а не в сиюсекундных развлечениях мира сего, построениях, устроениях жизни и самих себя, и окружающих нас людей, в этой игре, которую человек совершает здесь на Земле, и думает, что делает великое дело. Но главного он не делает, не делает того, к чему призывает его Господь: следовать за Ним и не отвлекаться ни на какие обстоятельства, с которыми сталкивается человек в земной жизни, чтобы совершать поступки, которые желает от него Господь, а не предлагает мир, не связывает человека всякого рода обязательствами, всякого рода понятиями, представлениями о том, как ему поступать и совершать свой жизненный путь. Человек только во Христе обретает свободу быть личностью, быть свободным человеком. Мир опутывает человека своими представлениями, понятиями, заставляет его подчиняться ему, его устремлениям. Но мы знаем, кто хозяин мира сего. И человек невольно, через эти, как ему кажется, блага и какие-то цели, которые он полагает в этой земной жизни, которые служат, как ему кажется, ко благу, оказывается, порой, в тех обстоятельствах, которые раздражают, смущают, и видит перед собой, как рушится всё, что он выстраивал, как ему казалось, доброго, полезного и необходимого для самого себя и для других людей.

Много в этом мире сейчас слов. Люди произносят, вроде бы, понятные друг для друга слова. Оперируют всякого рода понятиями и представлениями, на них выстраивают целые концепции, как жить – и не только человеку, но и целому обществу и чуть ли не всему миру. Но если мы будем внимательны и осторожны в употреблении слов, которые навязывает нам мир, если мы будем стараться доходить до истинного значения, смысла и содержания этих слов, то увидим, сколь противны они духу Христа, увидим, что это – пустое. Мы знаем, что порой поступки людей внешним образом кажутся одинаковыми, но содержание, смысл и дух будет у них разными.

Святые были исполнены Духа Святого. Они были как храм, в котором обитал Дух Святой. Апостол предупреждает, что самое важное для нас – понимать, с каким духом мы имеем дело в нашей жизни, через те или иные поступки, которые мы совершаем в этом мире. Очень легко бывает человеку ошибиться. И глядя только внешним образом на поступки, слова, дела, которые предлагает мир человеку, человек может заблудиться, если не имеет в самом себе самого главного – не имеет Духа, который помогает ему понимать и различать, что же на самом деле предлагает ему мир.

Этим стяжанием Духа Святого была исполнена вся жизнь святых угодников. Они более всего желали, чтобы Дух Святой не покидал их сердца, чтобы в этом благодатном состоянии не оступиться и видеть те пропасти, которые перед ними разверзает мир земной, чтобы вовремя остановиться, обойти те или иные обстоятельства и трудности, которые выстраивает перед человеком мир. Чтобы вовремя затормозить, а не со всего лёту удариться об стену – и самому повредиться, и других повредить.

Это присутствие Духа Божия в жизни святых угодников вело их по земному пути. Помогало преодолевать трудности и обстоятельства, помогало им находить те праведные пути в жизни, которые ведут ко Христу, а не уводят от этой духовной жизни ко земным целям и благам, которые низвергают человека порой до самых адских глубин уже здесь на Земле.

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас в этот день, когда мы вспоминаем угодников Божиих, чтобы не утратить нам благодатному состояния различения духов, которые окружают нас с вами в духовной жизни. Чтобы мы могли, исполняясь силы и крепости духовной, переступать за границы своих понятий и представлений, которыми, может быть, связал уже нас с вами мир земной. Чтобы мы, переступив, действительно вошли в полноту жизни духовной, испытали радость жизни со Христом.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Декабрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             

Благотворительный фонд

Фонд