Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю Третью по Пятидесятнице (21.06.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю Третью по Пятидесятнице21.06.2015 Евангелие от Матфея6:22 Светилник телу есть око. Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет:6:23 аще ли око твое лукаво…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь в Неделю Третью по Пятидесятнице
21.06.2015

Евангелие от Матфея
6:22 Светилник телу есть око. Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет:
6:23 аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми?
6:24 Никтоже может двема господинома работати: любо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне.
6:25 Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли болши есть пищи, и тело одежди?
6:26 Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их. Не вы ли паче лучши их есте?
6:27 Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един?
6:28 И о одежди что печетеся? Смотрите крин селных, како растут: не труждаются, ни прядут:
6:29 глаголю же вам, яко ни соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих:
6:30 аще же сено селное, днесь суще и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас, маловери?
6:31 Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся?
6:32 Всех бо сих языцы ищут: весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех.
6:33 Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам.
6:34 Не пецытеся убо на утрей, утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы слышали евангельское чтение и слышали слова, обращенные Господом ученикам Его и к людям, которые Его окружали. В том числе, и к нашим сердцам обращается ныне Господь своими словами. Он говорит для сердца человеческого нечто такое, что всегда радостно и вожделенно для него. Желал бы этого человек всегда и желал бы пребывать в таком устроении и настроении постоянно, чтобы получать желаемое от Господа: «не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся». Не заботьтесь ни о чем, посмотрите на птиц небесных – как они живут: не сеют, не жнут, но Отец Небесный заботится о них. Сколь сие для сердца человеческого было желаемо, радостно, чтобы избавиться от суеты, от этих забот земных, житейских. Жить такой жизнью, когда все начинает совершаться не по воле нашей, а по воле Божией: когда Господь дает необходимое. Когда человек всегда радостен, ибо получает довольно для него от Господа. Радостен потому, что он воспринимает от Бога то, что ему дано в тот или иной момент с довольством и без всякого рода рассматривания окружающего его мира, сугубо – других людей. Он принимает всё от Бога как данное конкретно ему.

Казалось бы, что для сердца более и не желается, как жить подобной жизнью – жить с Богом, не иметь суетных попечений, которые отвлекают нас от той сосредоточенности, от радости, в которой может и должно пребывать сердце человеческое.

Но что же на этом пути более всего мешает человеку? Мешает довериться таким образом Богу, чтобы невозможное стало возможным, чтобы те слова, которые говорит Господь, стали сбываться и в его собственной жизни. Господь много раз указывает нам на те причины, которые мешают нам идти по этому пути в нашей земной жизни. Господь много раз говорит нам, что есть разные пути жизни. А именно, всего лишь два пути, по которым может пойти человек в своей жизни и избрать. Это путь широкий и путь узкий, тернистый, по которому идут любящие Бога со крестом своим во след Его.

Выбор, по какому пути пойти – это выбор самого человека: как он решится, куда он пойдет, по какому из этих путей – зависит от человека. Идти по пути жизни или по пути греха – определяет сам человек. И в этом выносит человек суд о самом себе и свидетельствует о том, чего более он желает.

Человек выбирает тот или иной путь в земной своей жизни своими очами. Он глазами смотрит, и то, что ему более приятно и понятно — по той тропинке он начинает движение. Видит разбитую дорогу, которая не предвещает ничего доброго и хорошего. Человек её избегает и выбирает более ровную и хорошую дорогу, чтобы двигаться ему и быстрее, и без всякого рода препятствий. Но когда у человека поражены глазами, плохо он видит окружающий его мир – только лишь очертания. И сколько бедствий терпит такой человек, если не имеет проводника! Сколько раз он впадает в какие-то обстоятельства, оказывается порой на грани жизни смерти, когда не видит тех препятствий, которые возникают у него на пути. Разбивается или может даже погибнуть, если вовремя не увидит опасность, которая находится перед ним.

Точно так же, говорит нас с вами Господь, происходит и в духовной жизни. Зрение духовное должно помогать человеку выбирать тот путь, по которому ему идти в его земной жизни. Для того чтобы выбрать правильный путь в своей жизни, внутреннее око человека тоже должно быть здоровым. Чтобы выбрать правильный путь, полезный, ведущий к жизни, а не к страданиям, скорбям, болезням, немощам, которые ждут человека на ином пути.

Что же поражает внутренний взор человека? Точно так же мы с вами знаем о том, какой немощью, болезнью, поражением внутренним для человека являются его страсти, которые затуманивают его взор. Порой такой человек как в бреду, как в каком-то опьянении начинает двигаться по своему жизненному пути и не видит тех препятствий, тех опасностей, которые его ожидают. Ибо страсть порой схватывает сердце человеческое. И греховной страстью своей человек не понимает, куда он бредет и какие будут последствия сего его путешествия.

Этот внутренний взор человека бывает влеком памятью и воображением. Это величайшие силы нашей души. Когда в памяти сложены воспоминания о своей предыдущей жизни, исполненной страстей, всякого рода удовольствий, когда не очищена ещё память человеческая, то воображение, как некая механическая, калейдоскопическая сила, расставляет перед человеком всякого рода миражи образы, к которым человек устремляется вопреки самому себе. Он полагает цели иллюзорные и на этом пути терпит величайшее бедствие. Воображение – очень опасная сторона нашей жизни, ибо питается она греховной, страстной стороной жизни человека. А если прямо сказать – питается демоническим устроением сердца человеческого. Мы знаем, что первым, кто вообразил себя равным Богу, возмечтал, был Денница – дьявол, который не спал от своего возмечтания. Этим возмечтанием он заразил первого человека – Адама: «будите как боги», — говорил он сердцу Адама и сердцу Евы. Они уступили и получили для себя иной путь уже здесь на Земле как некое послушание от Бога: возделывать и трудиться на Земле, которая была проклята за них.

Эта демоническая поврежденность мечтательностью сердца человека влечет его в края далекие. Человек не понимает, что он видит лишь какие-то миражи, которые не существуют и не будут существовать в этом мире. Он смотрит на них и не замечает то, что находится у него под ногами. Не видит той реальности, которая его окружает.

Для того чтобы жить и избирать путь жизни здесь на Земле, человек должен очистить свою память и освободиться от пленения демоническими образами. Освободить свою душу и сердце, что воспринимать окружающий его мир так, как он есть, как его создал Господь. Другого человека принимать как образ и подобие Божие. Служить другому человеку как Христу, пришедшему на Землю. Господь говорит о том, что другой человек, которому мы оказываем внимание, которому мы служим в его немощах, скорбях и болезнях, уподобляется Самому Христу. И Господь усваивает это служение наше как по отношению к Самому Себе.

Точно так же следование здесь на Земле этому послушанию от Господа, служение другому человеку есть и труд, и то средство, которое освобождает нас от каких-то представлений лишних, мечтаний, каких-то лишних забот. Господь нигде не говорит о том, что мы должны мечтать стать героями, освободителями или об иных каких-то иных недоступных нам возможностях человеческих. Мы должны делать то, что находится рядом с нами – по отношению к другому человеку: напоить его чашей воды, посетить его, когда он болен, утешить сердце человеческое, которое скорбит, найти ту теплоту и те слова, которые способны будут растопить его скорбь и холод, захвативший сердце человеческое. В этом наше служение, наш труд. И этот труд не требует уже тех представлений, образов, мечтаний, которыми уловляется сердце человеческое от дьявола – первомечтателя здесь на Земле.

Как же освободить себя из этого плена мечтаний, воображений, образов, которые уже напечатлелись в сердце человеческом через греховную сладость, через страсти, удовлетворения им и получения опять же того поражения страстного сердца своего, которое не позволяет ему остановиться? Оно желает, с одной стороны, следовать и стремиться к Богу, а с другой стороны, враг, находящийся у сердца человеческого, влечет к иному пути. Человек очень часто находится в раздумьях о тот, кому ему послужить. Либо Богу, либо дьяволу – через эти его мечтания, которые порой приводят, влекут его ко всякого рода обидам, разномыслиям, раздражениям, которые возникают на сердце человеческом. И тяжела участь человека, который пытается услужить двум господам. Ничего не получится, — говорит нам с вами сегодня Господь в Евангелии. Бедствия лишь будут постигать душу такую, ибо нет твердости, уверенности на сердце человека, не доверяет он, с одной стороны, — Богу, а с другой стороны, знает мерзость, которую привносит грех и страсть в сердце человеческое, имеет к этому отвращение. Но не может всецело предать сердце своё Богу. Господь об этом так же говорит нам с вами не единожды: маловерие является причиной всех бедствий наших в этой жизни земной. Не доверяем Богу, порой доверяем больше самим себе – своим воображениям, своим мечтаниям, своим представлениям. И, влекомые этими воображениями и мечтаниями, оказываемся порой в бедственном положении, и уже требуется, чтобы другие люди употребляли усилия для того, чтобы вызволить, спасти и помочь человеку, который оказался в бедствии и опасности.

Человек нерассудительный обременяет других людей собой, своей мечтательностью, которая приводит к бедствиям, и ввергает сердца других людей во всякого рода переживания, скорби, лишает их главного – радости.

Мне сегодня хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы умели в своей жизни правильно выбирать путь. Каждую минуту, каждую секунду мы находимся своей свободной волей в выборе: куда нам пойти, какой нам совершить поворот. И от того, куда мы повернем, какой выбор сделаем, зависит весь последующий ход и строй, порядок нашей жизни. И очень опасно здесь сделать ошибку, ибо, повернув не туда, человек тратит многие годы на то, чтобы вернуться вновь на проторенную дорогу. Но уже многое утрачено, и сил уже нет для того, чтобы идти как можно быстрее по тому пути, который он некогда утерял. А ещё горше – если заблудился. Тогда ещё большее бедствие постигает самого человека.

Велика цена выбора, который делает человек в своей жизни, выбирая свой жизненный путь: путь жизни или путь смерти, путь греха. Таков выбор предстоит и постоянно находится перед нашим духовным взором. Господь нам сегодня об этом напоминает.

Ещё раз хотелось бы пожелать самому себе и каждому из нас, чтобы мы не ошибались, делая свой жизненный выбор, и следовали за Христом со своим крестом. Как бы ни казался он нам трудным и тяжелым, но стоит только сделать шаг навстречу Богу, как исполняются слова Евангелия: «иго бо мое благо, и бремя мое легко есть» (Мф. 11:30).

Богу нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд