Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю Торжества Православия (20.03.2016)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)Проповедь в Неделю Торжества Православия20.03.2016Ин., 5 зач., 1:43-51Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня в первую Неделю Великого поста, которая именуется Неделей Торжества Православия, совершается особый чин,…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

                                                                                                     Проповедь в Неделю Торжества Православия
                                                                                                                                      20.03.2016
                                                                                                                              Ин., 5 зач., 1:43-51

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня в первую Неделю Великого поста, которая именуется Неделей Торжества Православия, совершается особый чин, когда мы прославляем и чтим угодников Божиих – тех, кто подвизался за истину, за чистоту веры, претерпевал мучения. Проходил через всякого рода уничижения в земной жизни, но не посрамлял веры своей в угоду человеческим земным представлениям, рассуждениям и размышлениям.

Сегодня в Евангельском чтении мы слышали о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила. Когда Филипп слышит слова Господа: «следуй за мной», он тут же составляет все свои дела, как некогда сделали апостолы Петр, Андрей, Иоанн и Иаков, уже последовавшие за Ним. Он точно так же по зову сердца своего следует за Иисусом, не требуя никаких изысканий, ибо вера, которая живет в его сердце, сполна получает ответ на все вопросы. Он решает позвать и Нафанаила, чтобы и тот мог сполна разделить радость пришедшего Мессии. Мы слышим ответ Нафанаила на слова, обращенные к нему апостолом Филиппом: «от Назарéта мóжетъ ли чтó добрó бы́ти»? Ибо он разделял господствующее в то время представление о том, что, если и придет Мессия, то должно это случиться в Иерусалиме среди тех уважаемых людей, исполненных власти, достоинства, чтобы могли люди увидеть его человеческую славу. Нафанаил все исследовал своим рассудком: может ли быть что доброе из Назарете, из этого маленького городка, который никогда и не упоминается в Священном Писании — это уже был признак для Нафанаила. Может ли что-то произойти из маленького городка в Галилеи, где и никаких событий не происходило в истории Ветхого Завета, не было великих людей, рожденных в земле той. Он желает испытать рассудком те ростки веры, которые появляются в его сердце и живут там, чтобы ему увидеть пришедшего во славе Мессию. На слова Филиппа он идет ко Христу. Чтобы увидеть, ибо апостол Филипп не разрушает его представлений, не спорит с ним, не предлагает ему каких-то рассуждений и доводов разума, а говорит ему лишь одно: «прiиди́ и ви́ждь» — приди и посмотри, сам испытай, но уже испытай сердцем своим. Когда Нафанаил приходит ко Христу, Господь, обращаясь к ученикам Своим так, чтобы слышал и сам Нафанаил, говорит: «сé, вои́стинну Изрáилтянинъ, въ нéмже льсти́ нѣ́сть». Все знали Нафанаила человеком простым, прямым, способным говорить правду, не взирая на лица человеческие. Услышав эти слова о себе самом, Нафанаил обращается ко Иисусу: «кáко мя́ знáеши?» — откуда Ты знаешь меня? Господь указывает ему на некое тайное обстоятельство, которое было понятно только Нафанаилу, сердцу его. Господь говорит: «прéжде дáже не возгласи́ тебé Фили́ппъ, сýща тя́ подъ смокóвницею ви́дѣхъ тя́» — Я видел тебя под смоковницей прежде, чем Филипп воззвал тебя. Тут же та сердечная вера, которая жила и была прикрыта человеческим рассудком, входит в жизнь Филиппа, преодолевая все человеческие представления, человеческие размышления. Обращается он уже ко Господу: «ты́ еси́ Сы́нъ Бóжiй, ты́ еси́ Цáрь Изрáилевъ», — свидетельствуя о том, что Иисус есть тот, которого так ждет Израиль, о котором было возвещено пророками. Господь помогает Нафанаилу обрести, а скорее – открыть ту глубочайшую веру, которую желает его сердце, но которая была прикрыта этим рассудком, желающим все испытывать, и на любой довод рождался вопрос, и несть числа этим вопросам, ибо мир, который нас окружает, — сплошная тайна для человека, и никогда не исчерпаются человеческие вопросы: почему так или эдак? может ли быть так? Есть иное знание – знание сердца человеческого, которое превозмогает все человеческие доводы и рассуждения и представления. Это – вера, которая живет в сердце. Верой человек побеждает этот мир. Как мы слышали сегодня в Апостоле (Евр.11:24-26,32-12:1) о том, как угодники Божии побеждали этот мир с его представлениями и человеческими рассуждениями, как простые люди, не знающие никаких философий, приводили ко Христу целые народы. Апостолы – простые рыбаки, вышедшие в мир, приводят и улавливают души и сердца человеческие ко Христу. Улавливают не доводами рассудка, не всякого рода представлениями и размышлениями, но той глубочайшей верой, которая открывается в сердцах людей.

Святые отцы говорят, что душа каждого человека по природе своей христианка. Она ищет только одного: чтобы быть со Христом. Быть в том особом сродном мире, где все ей понятно, ясно, светло и радостно. И томится душа до тех пор, пока не найдет этого своего мира. И сколько бы человек ни уговаривал себя, сколько бы ни делал мир анестезии человеку через всякого рода соблазны, душа скорбит, душа ищет и никогда не успокоится – до тех пор, пока не обретет Христа.

Сегодня, празднуя Торжество Православия, мы вновь и вновь для себя должны ответить на вопросы: что же есть Православие? В чем оно проявляется? Что является для нас наиболее значимым и важным в нашей жизни? Если мы пойдем по пути доводов рассудка, всякого рода доктрин, представлений, богословских рассуждений – мы ничего не поймем. Мы никогда не найдем ответов на бесконечные вопросы, которые будут рождаться в нашем рассудке. Но есть нечто большее, что превозмогает все человеческие представления. Это есть та Евхаристическая чаша, вокруг которой собирается вся Церковь. В этом мире есть только одна Чаша – Евхаристическая, других нет. Только одна Церковь. Других в этом мире церквей нет, как бы они себя ни называли, как бы они ни пытались представить себя. Но Церковь одна! Об этом свидетельствует Господь. Не может быть нескольких Литургий в этом мире. Она всегда одна. Это Литургия, Евхаристия, которая собирает людей, верующих во Христа. Верующих сердцем и желающих питаться от этой Лозы, которую Господь оставил нам на Земле – Тела и Крови Христовых.

Сегодняшний день вновь собирает нас с вами вокруг этой Евхаристической Чаши. Многие из вас готовятся причащаться, чтобы соединиться со Христом. И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы те Тайны, которые мы принимаем в самих себя, — Тело и Кровь Христовы – чтобы именно они определяли нашу жизнь. Не доводы рассудка, не представления и заключения человеческие, не всякого рода доктринальные построения. Но только одно сердце, как некая сокровищница, принимает в себя Тело и Кровь Христовы, чтобы Сам Господь царствовал в сердце и душе вашей. Чтобы душа была храмом, посвященным Христу. Чтобы Дух Святой пребывал в душе вашей. Это невозможно без полноты жизни человека в Церкви. Сколько бы человек ни пытался говорить о том, кто он есть, и быть записным православным христианином, но мы знаем из нашей истории, что до революции у нас большинство было православными христианами, но что же потом творили эти «православные христиане»! Точно так же мы видим и в той истории, которая сейчас разворачивается перед нашими глазами, когда брат восстает на брата на землях Новороссии и Малороссии, уничижая и уничтожая друг друга. И все это делают люди, которые исповедуют себя православными. Это свидетельство того, сколь глубока должна быть вера в человеке, чтобы враг не посрамил, не уловил на человеческих, политических и других всякого рода построениях, чтобы мы жили вместе у Чаши Христовой. Чтобы причастие объединяло и делало нас одним единым целым – Церковью Христовой. Тогда никакие разномыслия, разногласия, которые пытается враг как некие плевелы посеять в сердцах и душах наших, не будут иметь всходов, ибо благодать, свет, который пребывает в душе человека, попалит эти всходы, и не будут они уже иметь своей силы в действиях человека.

Сегодня мне вновь и вновь хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы были внимательны к самим себе, чтобы желающие отвлечь, увести нас от Христа, увести от этой полноты жизни евхаристической, были посрамлены. Чтобы враг посрамился в наших поступках и делах, ибо в них окружающий нас мир должен видеть Самого Христа. А нас – настоящими христианами, которые не рассуждают, не размышляют, но постают так, как заповедал нам Господь. А Господь сказал нам только одно: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Не власть друг над другом, не всякого рода попытки выстроить какие-то иерархические взаимоотношения – ни что в этом мире не имеет значения, только любовь. А в любви той, в которой пребывает вся Церковь, нет того, кто выше, кто более значим. Есть только одно: у каждого есть свое служение. И все мы – одно единое целое. И если это единство будет храниться в наших сердцах, то враг не сможет достичь той цели, которую более всего он желает: разделить, отделить одних от других, чтобы по своим человеческим измышлениям люди стали поступать в своей жизни. В доме, в семье, между родителями и детьми он все время пытается посеять эти плевелы. И мы понимаем, как порой бывает нам трудно уследить за тем, как дают они всходы, отравляю нашу жизнь.

Да посрамятся ищущие нам злая, и да прославится в сердце нашем всесвятое имя Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Расписание богослужений

<< Декабрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             

Благотворительный фонд

Фонд