Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю Торжества Православия 05.03.2016

Протоиерей Андрей Речицкий Проповедь в Неделю Торжества Православия05.03.2017Ин., 5 зач., I, 43–51 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня, в Неделю Торжества Православия, в Первую Неделю поста, мы слышали Евангельское чтение,…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

 

 

Проповедь в Неделю Торжества Православия
05.03.2017
Ин., 5 зач., I, 43–51

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, в Неделю Торжества Православия, в Первую Неделю поста, мы слышали Евангельское чтение, где Господь открывает нам тайну, которая становится явной для человека верующего, преданного и верного Богу: «отсéлѣ ýзрите нéбо отвéрсто и áнгелы Бóжiя восходя́щыя и низходя́щыя надъ Сы́на человѣ́ческаго». Верующему сердцу и следующему за Христом открывается это особое состояние человека в мире, когда он понимает, что принадлежит, с одной стороны, миру земному с его заботами, но, с другой стороны, есть нечто большее над ним – есть мир духовный. И этот мир имеет особую силу, которая превозмогает все земные человеческие устремления и построения.

Мы сегодня слышали, как апостолы Петр и Андрей Первозванный, которые обрели Христа, встретили Его, не могли удержать эту радость в сердцах своих и стремятся поделиться ею с другими. Находят Филиппа, Филипп находит Нафанаила. Эта радость превозмогает возможности человеческие – человек не может удержать ее в себе, когда он находит Христа. Радость эта стремится объять весь мир своей любовью, милостью, состраданием. Мы знаем, как эта сила являлась в сердцах верующих. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если бы мы были настоящими христианами, то в этом мире не было бы ни одного язычника — потому что сила радости о Христе превозмогает этот мир.

Мир не может ее вместить. Мир восстает против тех, кто являет ему радость и веру во Христа. Так совсем недавно один из прославленных угодников Церкви Грузинской старец архимандрит Гавриил (Ургебадзе) был признан умалишенным только за то, что он проповедовал этому миру Бога Христа и Ангелов. И только об этом говорил, показывал и обличал людей в том, что они отступают от веры своей, теряются в этом мире и погибают. Много душ повел он за собой в этой жизни. И сколько бы ни пытался мир властвовать над душой, верной Христу, он никогда не может преодолеть эту силу. А человек не может не свидетельствовать о вере своей, если она живет в его сердце.

Так,  о преподобном Гаврииле известна история о том, как 1 мая 1965 года во время торжественного мероприятия в городе Тбилиси он облил бензином и поджог 12-метровое изображение вождя, которое сгорело на глазах у изумленных людей и всех руководителей государства. Лампочки лопались как канонада. Преподобного Гавриила поймали, нещадно били, спрашивали, почему он совершил такой поступок. Единственное, что он мог сказать, что нельзя говорить «Слава Ленину», можно говорить только: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу!». Сердце его восставало против вот этой двусмысленности, которая начинали растлевать сердца людей. В простоте сердце своего он видел, к чему приведет это двусмысленное состояние сердец людей, к какому падению, к какой катастрофе придет и народ. И об этом старался всех предупредить. Порой, может быть, таким неординарным способом. При этом, понимая, что ему придется очень много пострадать. И действительно событие было из ряда вон выходящее. Подключились и люди из Москвы, чтобы разобраться в происходящем, как на глазах всех совершается по тем понятиям и представлениям «святотатство» над революционными деятелями. Старцу грозила высшая мера наказания. И казалось, что все это уже неотвратимо. Но, даже находясь уже в камере, он не переставал проповедовать Христа. Из веника, который был в камере, он сделал крест. И людям, преступникам, которые находились вместе с ним, он безбоязненно говорил о Христе. Не боялся никого, но боялся только Бога. Не гнушался никакой работы. Вставал раньше всех, убирал камеру, убирал туалеты за всех. Но потом через какое-то время по его проповеди люди, которые были в этой камере, даже стали прикладываться к тому кресту, который он сделал из веника. Потом стали говорить: мы сами уберемся здесь, только ты рассказывай нам о Христе! Такова была сила веры в этом человеке. Может быть, он много и не знал. Но с 12 лет он выучил Евангелие, и Евангелие вело его по жизни.

В этой неотвратимой, казалось бы,  ситуации наказания, которое висело над преподобным, Господь явил зримым образом еще чудо. Когда старца привели в очередной раз к следователю на допрос, а всегда это делалось жестоким образом, со всякого рода принуждениями, чтобы сломать волю человека, с многочасовыми ожиданиями у двери, а следователь был по тому времени строгим, мы бы сказали – жестоким, секретарь известила следователя, и все надеялись, что скажут как обычно: пусть ждет. Вдруг услышали голос следователя, который говорил: я сейчас сам выйду и все узнаю. Чем несказанно удивил тех милиционеров, которые привели старца, и секретаря. Когда следователь вышел, то спросил у старца только одно: ты кто? На что преподобный ему ответил: я – прах и пепел. Следователь еще раз повторил вопрос: ты кто? Старец стал рассказывать свою биографию. Следователь сказал: я знаю всю твою биографию, я все знаю о тебе. Ты кто перед Господом? – добавил он только одно слово. И после этого рассказал о том, что, как только привели преподобного к дверям его кабинета, в кабинет вошла женщина в старинных одеждах и сказала ему о том, что этого человека нужно освободить, и если он этого не сделает, то вся твоя семья и весь твой род лишатся благодати Божией и будут прокляты. Следователь трепетал, услышав такие слова. Преподобный сказал, что никто не входил и никто не выходил из дверей кабинета следователя, и попросил рассказать, как выглядела женщина и как была одета. Когда следователь рассказал ему, то старец единственное, что мог сказать, что это была Пречистая. Так Богородица явила Свое заступление об угоднике Божием.

Не так много мог сделать этот следователь по тем временам, чтобы и самому не попасть под расследование. Как говорят, первый раз в своей жизни, обращаясь к преподобному, он сказал: отче, единственное, что может вас спасти, это справка о вашей невменяемости. И постарался сделать все, чтобы вывести его из этих стен и отправить его в лечебницу – что спасло жизнь преподобному Гавриилу.

Такова верность людей Божиих, которые следуют за Господом. Более всего Господь, как мы слышим на Божественной Литургии, ждет от нас верности: «Литургия верных», «помолитеся, верные»…  Эту меру верности Богу мы порой до конца не осознаем, так как компромисс, двусмысленность живут в нас, они воспитаны тем обществом и продолжают воспитываться в наших детях через этот мир, который все время принуждает человека к компромиссу со грехом. Но не так должны мы жить в этом мире.

Мне хотелось привести в пример еще одно событие из истории уже средневековой Грузии. Тогда Тбилиси был в очередной раз завоеван — Джалал-Эд-Дином, жестоким правителем, который приказал снять купол с соборного храма и воссел на него. Согнали жителей Тбилиси. Вынесли иконы из соборного храма, поставили их около моста через реку Куру, и он приказал, чтобы тот, кто хочет остаться живым, должен подойдя, плюнуть на иконы и перейти на другой берег реки. Первый человек, подойдя к иконе, крестится, целует икону, и тут же воины, стоявшие с обнаженными мечами, обезглавили его и бросили труп в реку. Подходит второй – поступает точно так же: крестится, целует икону – и обезглавленное тело бросают в реку. Как описывают очевидцы того события, до позднего вечера стояла эта очередь за смертью. Люди трепетали, молились —  но крестились и прикладывались к иконам. И наполнилась кровью мучеников река и обагрила всю ту землю грузинскую.

Такова верность Христу, которая должна жить и в наших сердцах. Мы не должны обманываться о том мире, который нас окружает. Он никогда не был благорасположен ко Христу. Мир всегда только ждет удобной ситуации, чтобы явить свою силу и явить свою власть над христианами. Устоит только верный. Человек двоедушный, как предупреждает нас апостол, не может устоять во время всякого рода искушений, соблазнов, которые постигают человека. Он находит компромисс, он легко уживается с тем, что предлагает ему мир – и теряет свою веру, предает самого себя. Становится предателем, а предатель у нас на все времена, как мы знаем, это Иуда.

Таков история, которая учит нас верности быть со Христом. И поскольку уже вспомнили об этой православной стране, исполненной богатой тысячелетней историей, мне хотелось бы еще сказать слова, обращенные как к этому народу, так и, точно так же, ко всем нам: «Предупреждаю народ наш, людей верных, будьте внимательны и бдительны, не теряйте вашу веру, вечную жизнь не меняйте на земные искушения, а то будет поздно, ибо близок час». Это слова патриарха грузинского Илии.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Июль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Благотворительный фонд

Фонд