Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье 26.02.2017

Протоиерей Андрей Речицкий Проповедь в Неделю сыропустнуюВоспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье26.02.2017Мф., 17 зач., VI, 14–21 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня в Неделю сыропустную мы с вами слышали Евангельское чтение,…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

 

 

Проповедь в Неделю сыропустную
Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
26.02.2017
Мф., 17 зач., VI, 14–21

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня в Неделю сыропустную мы с вами слышали Евангельское чтение, в котором Господь нам напоминает о том, что, вступая в пределы духовного поприща Великого поста, мы должны устроить свои внешние дела, прежде всего, по отношению к нашему ближнему. Сегодня Святая Церковь через богослужение напоминает нам и о том событие, которое всецело определило жизнь современного человека здесь на Земле – воспоминаем Адамово изгнание. Все богослужения, которые мы совершали, проникнуты этим содержанием – воспоминанием о том блаженстве, в котором пребывал человек, и чего он лишился в своей жизни, преступив заповеди Божии, став преступником – переступив те пределы, которые положил Бог человеку в Раю.

Не сложное и не трудное единственное послушание было у человека, как заповедь в Раю – не вкушать плода древа познания лукавого и доброго. Но не устоял человек и переступил заповеди Божии, стал преступником пред лицем Божиим. Но Господь не оставляет человека, Он дает ему наказ — наказывает ему, как ему вернуться к пределам утраченной жизни с Богом. Он говорит о том, что человек должен трудиться в поте лица своего, возделывая землю, трудиться, в духовном плане, возделывая в поте лица своего землю сердца и души своей, избавляясь от тех терний, страстей и греха, которые стали произрастать в душе и сердце человеческом.

И труду этому не видно конца, ибо, сколько бы человек ни очищал свое сердце, свою душу, вновь и вновь он видит, как произрастают эти тернии страстей, греховных падений. И порой человек начинает утро своего дня в благостном настроении, в молитвенном состоянии, полагает какие-то добрые начала на предстоящий день, желает угождать Богу, но приходит вечер, и куда делись эти добрые устроения и настроения сердца человеческого? Во что превратились эти желания и стремления сердца человеческого быть с Богом, угождать Ему? Как разменялось это доброе сердечно-молитвенное устроение на эти страсти и страстишки? Начинал с Богом, а закончил уже с совсем другим владыкой…Человек видит, сколь много требуется ему труда, чтобы изменить самого себя, видит свою слабость и понимает, что не много он может исправить в самом себе – грех и страсти связывают его.

Но Господь не оставляет и дарует первому человеку, впадшему во грех и преступление, надежду на то, что есть Спаситель, который сможет исправить в Самом себе падшее человеческое естество и даровать каждому человека надежду вернуться в то блаженное состояние, которое утратил человек по грехопадении.

Все совершилось, как обещал Господь: пришел Спаситель мира, совершил ради нас все, что было не под силу падшему человеку, принял крестные страдания «нас ради человек и нашего ради спасения». Оставив нам таинства церковные для того, чтобы укрепляясь в них, мы совершали свой земной путь, преодолевая эти начатки греха в сердце своем через подчинение себя церковному строю и порядку жизни через таинства церковные и, прежде всего, через покаяние.

Сегодня, когда Святая Церковь вводит нас в эти далекие и, может быть, для нас не всегда ясные границы времени грехопадения человеческого, она желает нам напомнить слова, которые были сказаны Ангелу Ефеской Церкви, которые приводит нам Иоанн Богослов в своем Откровении: «Помяни́ ýбо, откýду спáлъ еси́, и покáйся, и пéрвая дѣлá сотвори́». Это поминовение того, «откýду спáлъ еси́» должно быть в сердце человеческом. Если нет этого начала и понимания того, что человек создан по образу и подобию Божию, человек создан для блаженства с Богом, для величайшей радости этой жизни, когда человек соединяется с Богом, тогда и трудно человеку вернуться. Он не знает и не понимает, куда ему идти, ибо он сжился уже с этим земным миром, с этими земными представлениями и понятиями о жизни, строит уже жизнь по этим понятиям. Как если бы мы видели царскую дочь, которая стала подчинять себя всякого рода грехам, порокам, ниспала в своем достоинстве и лишилась милости отца своего. И до того обесчувствовалась, что не чувствует своего падения, того, что она находится не в том месте и не в том виде, хотя перед глазами царский дворец, хотя отец готов вновь явить ей милость свою, известен и путь, и что нужно сотворить, чтобы вернуться в свое царское достоинство. Но грех сковывает человека, и человек ниспадает все ниже и ниже и забывает о том своем достоинстве, в котором он призван Богом — как образ и подобие Божие. Теряется в сердце человеческом понимание окружающего его мира. Земной мир входит и выстраивает жизнь человека по своим понятиям. Растворяются границы греха, где порой можно позволить себе расслабиться, где самосожаление облекается в какие-то научные формулы, образы, понятия психологов, психотерапевтов и прочих, коих ищет душа мятущаяся человеческая в надежде исправить те свои состояния уныния, печали, скорби, в которых она пребывает.

Но у нас есть путь. Других путей нам не надо! Господь сказал: «Аз есмь путь и истина и живот». И кроме этого нет более ничего в этом мире. Никогда человек не найдет для себя полезного и нужного кроме того, что дает Господь. Господь позаботится о человеке, выведет его из любых обстоятельств и затруднений, в которых он оказывается в жизни своей, если он сам не забывает своего царского достоинства, если он не забывает, что Сам Господь желает возвести его в сыновнее достоинство, говорит многажды каждому из нас, что мы – дети Божии, что мы – сыны Божии. И это напоминание никогда не должно теряться и забываться в нашем сердце, иначе мы начинаем строить свою жизнь совершенно по-другому: начинаем подчинить себя иному строю-порядку жизни и забываем о том, где дом наш, где отечество наше. И теряется из вида такого человека самое важное, самое главное, о котором говорит нам сегодня Господь: помните о том, что, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»; не ходите по пути этих человеческих измышлений и рассуждений, идите прямыми путями, следуйте по тому пути, который Я полагаю вам, — говорит Господь, обращаясь к нам, — «ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам». Не пытайтесь построить вашу жизнь вне благодатной помощи Божией, «не надейтесь на князи, на сыны человеческие», вернитесь в отчий дом, — призывает нас Господь.

И путь, который нам полагает Господь, о котором Он сегодня снова напоминает, лежит через выстраивание наших отношений с нашими ближними. Прежде, чем спускаться в глубины духовной жизни, прежде чем искать каких-то переживаний и восторгов духовных, недолжных и ненужных, человек должен выстроить свои взаимоотношения со своими ближними. Никого не осуждать, никого не обижать. Сугубо сегодня говорит Господь о том, что мы должны испросить у наших ближних прощения, ибо через это прощение мы надеемся получить снисхождение и милость Божию и к нашим немощам, грехам и порокам, от которых мы еще не освободили сердце свое.

Понудить себя, потрудиться, чтобы сделать первый шаг навстречу другому человеку — здесь очень много пользы для сердца, для души человеческой, ведь надо сломать свою гордыню, надо переступить через свое самосожаление, самолюбие, тщеславие и прочие страсти, которые мешают нам сделать шаг навстречу другому человеку. Эти же страсти мешают нам жить с Богом. И день сегодняшний для нас – день особый, когда мы находимся уже в границах Великого поста. Се, ныне время благоприятно, — говорит нам с вами Святая Церковь. Восстани, спяй! Пробудись, душа, от сна греховного к жизни новой! К жизни вместе с Богом, к жизни святой, к жизни, в которой сердце человеческое не желает ничего другого, как найти сокровище, утраченное через грехи, через пороки, через жизнь прежнюю. Найти это сокровище — Царствие Небесное.

И найдется оно не где-то вовне, не через человеческие советования, не через долгие пустые разговоры, которые именуются празднословием (как один старец говорил, что если разговор продолжается больше 10 минут, то это уже празднословие), не через какие-то переживания сердца человеческого. Но Царствие Небесное обретается внутри нас самих. И Господь ведет нас по этому пути, чтобы радость не утрачивалась и не терялась в нашей жизни, чтобы полнота жизни сердца нашего стала для нас величайшим сокровищем и радостью.

Но мы должны помнить, вступая в пределы Великого поста, что на этом духовном поприще Великого поста, как некая ограда, охранение нашего духовного сокровища лежит наше отношение с ближними нашими, чтобы ни словом, ни делом, ни каким-то поступками или взглядами не смутили мы другого человека, не привнесли в его жизнь каких-то переживаний, смущений, которые могут коснуться его сердца. И вот под только такой защитой и оградой можно совершать дело всей нашей жизни – стремление, искание Царствия Божия в сердце своем, величайшего сокровища, которое сокрыто в нас.

Сегодня Святая Церковь еще раз нам напоминает о том величайшем достоинстве, в которое облечен каждый из нас. Но мы-то знаем о себе самих, в каком состоянии находится это сокровище в нашем сердце и в нашей душе! И мне хотелось бы напомнить, прежде всего — самому себе, и каждому из нас, чтобы мы не забывали, откуда мы ниспали, помнили, что только через покаяние и доброделание можно вернуться в этот удивительный и таинственный мир — жизни во Христе!

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд