Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю сыропустную (13.03.2016)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю сыропустную13.03.2016Мф., 17 зач., 6:14-21 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы, братия и сестры, слышали Евангельское чтение, которое вводит нас в грядущие дни Великого…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

Проповедь в Неделю сыропустную
13.03.2016
Мф., 17 зач., 6:14-21

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы, братия и сестры, слышали Евангельское чтение, которое вводит нас в грядущие дни Великого Поста, напоминает нам о том, как должно проходить это особое время в нашей жизни, о том, как все великое совершается в тишине и тайне, в сердце и душе человеческой. Как нужно быть внимательными к себе, чтобы избежать суеты, которая разрушает весь строй-порядок духовной жизни человека. Сегодня мы слышали, как Господь говорит о том, что прежде чем идти на подвиг труда и поста, человек должен отпустить согрешения и простить все, что есть на сердце у него по отношению к другим людям. Если же вы не прощаете другим людям, то и Отец ваш Небесный не простит вам. И входить в эти дни особого труда и подвига в таком состоянии души и сердца человеческого очень тяжело и трудно, ибо преуспеянию в духовной жизни все время будет препятствовать это сердце, имеющее раздражение, обиды и неприязнь по отношению к другому человеку.

Самое, казалось бы, простое слово, которое дается нам в земной жизни – это слово «прости». Как многое оно способно изменить как в жизни самого человека, так и в жизни окружающих его людей! Но сколь трудно бывает для человека перешагнуть самого себя, свои человеческие представления, свою правду для того, чтобы сделать этот шаг навстречу другому человеку. Сделать шаг – и испросить у него прощения за те слова, поступки, которые мы совершаем по отношению к другому человеку, оставляющие на сердце у него смущения, обиды и раздражения.

Другого пути преодоления самих себя, кроме как через примирение с другими людьми, у нас нет. Это нам полагает Господь. И ни о каком духовном преуспеянии не может идти речь, если человек не примирился с ближними своими, если он не изменил это состояние сердца своего.

Сегодняшний воскресный день именуется Прощеным воскресением, когда вновь и вновь Святая Церковь нам напоминает о том, что нужно и должно сделать в эти оставшиеся часы перед началом Великого поста: примириться, отпустить от сердца своего все обиды, чтобы войти в дни Великого поста для труда духовного, для созидания своей души, для преодоления своих немощей, которые обретаются в нашем сердце.

Не великое это, казалось бы, слово! И как легко его может человек порой сказать это слово – «прости»! Но обладает оно величайшей созидательной силой, которой вряд ли что-то может быть в этом мире равным.

Но, с другой стороны, утрата этого слова в сердце ведет человека к величайшей катастрофе – катастрофе его личности. А  мы знаем пример этому из воспоминания, которое сегодня также совершает Святая Церковь за богослужением — в стихирах и песнопениях, повествующих нам о событии изгнания Адама из того удивительного состояния, благодатного и блаженного, в котором он пребывал в Раю. Змей искушает жену, данную Адаму от Бога – Еву – плодом красным от древа, чтобы вкусив, как он говорит, «стали как боги». Но ничего они не познали, вкусив от этого плода, кроме того, что они наги пред лицем Божиим. Лишились благословения и благодати Божией, стали стыдиться своего состояния, прятаться от Всемогущего и Всеведущего Бога. Господь многажды обращается и пытается помочь падшему Адаму в Раю, взывает и спрашивает: что же такое произошло, Адам? Почему ты спрятался от Меня? Но не находится в сердце первого человека слова «прости», обращенного к Богу. Если бы оно было произнесено, то все вернулось на круги своя. Человек вновь, как блудный сын, был бы облечен в первые одежды, которые совлек с него враг рода человеческого. Был бы облечен в свое достоинство и продолжал бы свое служение в Раю, как и было положено ему от Бога. Но сердце человека закрылось для Бога. Не находит он не только этого слова «прости», но с дерзостью обращается к Богу и говорит о том, что «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» — то есть дерзостно обвиняет Самого Бога в том, что произошло. Засим последовала та катастрофа, которая коснулась всего мира и человека. Грех вошел в жизнь человека.

Грех подобен землетрясению, которое выворачивает глубинные пласты Земли, изменяет весь ландшафт, рельеф, который раньше был удивительным и прекрасным. Долины превращаются в пропасти. Это землетрясение коснулось и человека: душа, ум, сердце были вздыблены страшным состоянием греха, вошедшего в жизнь. Пропасти образовались в человеке, по которым и ныне ходит человек внутри самого себя, не обретая покоя, оказываясь, порой, в тяжелейшем состоянии на грани жизни и смерти в этих пропастях в нем самом. Ум, сердце, душа живут по своим законам, не могут сладить друг с другом. Грех – как болезнь – вошел в человека. Всякая болезнь, которая касается человека, ведет рано или поздно к смерти. Смертное и тленное человеческое естество возвращается туда, откуда оно было взято – в землю. Грех – это ад, который открывается в уме, душе и сердце человеческом. Это те страдания, которые испытывает человек, идущий из этих адских глубин, всю жизнь отравляющие своим дыханием как самого человека, так и окружающих его людей.

Простой шаг человека навстречу Богу оказался столь сложным, столь трудным. И это слово «прости», обращенное к Богу, утратилось, утерялось среди человеческих представлений, умозаключений, размышлений.

Сегодня Господь через Евангельское чтение напоминает нам о том, что исправить и изменить окружающую жизнь и самих себя возможно, только обретая в сердце своем это слово «прости», обращенное к Богу, обращенное к ближнему своему. Многое изменяется в жизни человека, когда он делает этот шаг, вопреки своим каким-то человеческим желаниям и представлениям, навстречу другому человеку. Во мгновение изменяется жизнь многих людей. Во мгновение пропасть, которая разделяла людей, преодолевается, и все возвращается в какую-то особую полноту жизнь, казалось бы утраченную навсегда.

Мне хотелось бы в этот день пожелать, прежде всего — самому себе, и каждому из нас, чтобы в эти дни Великого поста мы были внимательны к своему собственному сердцу, чтобы мы не лишились созидательной духовной силы, которая должна быть в нашем сердце – это прощение ближнего своего. Стоит только вновь поддаться искушениям своей собственной правды, своих собственных представлений, отступить от Бога – и вновь уже личностная катастрофа постигает человека. Очередное землетрясение выворачивает пласты жизни человека, изменяя все вокруг. И те многие труды, которые человек употреблял в своей жизни, выстраивая храмину своей души, оканчиваются ничем – все лежит в руинах. И надо заново трудиться, восстанавливать все то, что ранее с таким усердием было собрано и выстроено в душе человеческой. Без внимательной духовной жизни и осторожности невозможно ничего создать, выстроить и не утратить того, что уже сделано через труд, подвиг преодоления самого себя.

Особым помощником нам на этом пути в дни Великого поста будет Святая Церковь, которая будет нас вести по этому пути, позволяющему нам вернуться в то достоинство, в которое облечен человек. Грех «расчеловечивает» человека, лишает божественного достоинства. Грех стремится вытеснить из души, ума и сердца человеческого все, что свидетельствует о Боге. Грех борется с Богом. И когда грех возобладает над человеком, человек лишается того божественного достоинства, в которое был некогда облечен в Раю. Святая Церковь будет нам в дни Великого поста через богослужения постоянно напоминать и открывать те тайны, через которые проходит человек, восходя от Земли к Небу. Будет нас поддерживать то действие Промысла Божиего, благодаря которому человек действительно может достичь таинственного и удивительного состояния – может стать причастником Славы Божией, может видеть неизреченный свет. Все это – для нас. Все это Святая Церковь предлагает нам как напоминание о том, как это было возможно другим подобным нам — достичь таких высот, как преподобная Мария Египетская, которая удивляла многих людей, слышавших рассказы о ее житии. Точно так же и мы должны помнить о самих себе. Мы должны, подобно угодникам Божиим, достичь той цели, ради которой мы стараемся в храме – достичь Царствия Небесного. Совершить спасения своей собственной души, искоренить этот грех из своего сердца, освободить себя от этой дьявольской зависимости и работы, в которую повергает нас грех. Но этот путь начинается с простого слова «прости», которое каждый из нас должен произнести по отношению к Богу и ближнему своему.

Мне желается только одного, чтобы сугубо в этот сегодняшний день это слово нашлось в вашем сердце и было искренним и обращенным по отношению к другому человеку. И тогда милость Божия, благословение Божие будет сопутствовать вам в дни Великого поста в том созидании и исправлении, устроении храмины вашей души.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Ноябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Благотворительный фонд

Фонд