Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю Седьмую по Пятидесятнице (19.07.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю Седьмую по Пятидесятнице19.07.2015 Евангелие от Матфея9:27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!9:28 Когда же Он пришел…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь в Неделю Седьмую по Пятидесятнице
19.07.2015

Евангелие от Матфея
9:27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
9:28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
9:29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
9:30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
9:31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
9:32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
9:33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
9:34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
9:35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы слышали в евангельском чтении, как Господь исцеляет двух слепцов, которые приступили к Нему и просили Его об исцелении. Обращаясь к ним, Господь говорит: можете ли веровать, что могу сие сотворить? Они исповедуют свою веру, и Господь совершает чудо на глазах у многих людей: к ним возвращается зрение. И они прославляют Господа и не могут удержаться от той радости, которая посетила их сердца.

Господь через сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам о том благодатном начале нашей жизни, которое всаждено в человека при его сотворении – это вера. По тому, как человек верует, так он и живет в своей жизни. Некогда человек поверил тем словам, наущениям врага рода человеческого в раю – змея – и претерпел величайшее следствие: совершилась катастрофа, ниспал человек из своего естественного состояния в то, которое отныне именуется «нижеествественным», стал рабом своих страстей и тех помыслов, которые всевает ему враг. И следует такой человек этим наущениям и теряет свою Богом данную ему свободу.

Ныне же евангельское слово произносится вслух всем, взывает к тому, чтобы люди поверили слову Самого Бога, чтобы пошли за Ним. В жизни того человека, кто являет в себе это благодатное начало, открывает сердце свое навстречу Богу и следует за Христом, в его жизни действительно происходят удивительные и таинственные, непонятные для человека земного и привременного, события, которые приносят радость на сердце человеческое и свидетельствуют ему о том, что с нами – Бог. Что Господь близ каждого из нас, что Господь всегда готов нам помочь, что Сила Божия совершается тогда, когда человеческая сила уже оскудевает и не имеет человек уже никакой надежды, положиться не на кого ему здесь в земной жизни. Слова «не надейтесь на князи, на сыны человеческие» исполняются в нем. Но стоит человеку открыть свое сердце навстречу Богу – и Сила Божия совершается в немощи человеческой. Невозможное становится для человека возможным.

Вера относится к той области нашей жизни, которая определена свободой, данной человеку от Бога. Бог никогда не нарушает эту свободу. И человек своей свободой может исповедовать Бога, может следовать за ним, может поверить в Него, а может отвернуться и пойти по иным путям в своей жизни: по пути широкому, где его увлекают, где прелести мира сего – которые, как ему кажется, способны доставить радость, утешение. Человек, соблазняясь эти внешними образами, устремляется, но, как свидетельствует опыт всей жизни человечества, ничего не находит на этом широком пути жизни своей. И только тот, кто поверит Христу, кто последует за Ним, как ни казалось бы это трудно для человека земного, кто сделает шаг навстречу Богу по вере своей, для того открывается удивительная полнота жизни, которая исполняет самого человека. Открывается некое новое понимание и видение окружающего его мира, некая новая – духовная – координата появляется в его жизни. И всё, что ему представлялось, виделось до этого момента, становится уже неинтересным. Он понимает, сколь он был в заблуждении, когда предавал большое значение тем или иным событиям, обстоятельствам, которые совершались в его жизни.

Вера относится к свободе человеческой, данной ему Богом. И как человек распоряжается этой свободой – зависит от него самого, от его сердца. Господь и святые нас предупреждают о том, что всякий, совершающий грех, есть раб греха. Человек теряет свободу, когда он предается своим страстям, начинает грешить и не задумывается о последствиях этих поступков. Кажутся они ему незначительными, извинительными, небольшими и не столь существенными в его жизни. Не видит человек тех последствий, которые будут в его жизни по совершению преступлений. Человек пре-ступает – преступает некую границу, данную ему от Бога, и выходит уже в мир иной, где иные законы, где иные властители подчиняют его себе и заставляют работать на себя.

Быть свободным – для человека величайшая ответственность здесь на Земле. Каждый определяется в том потоке событий, с которыми человек в его земной жизни сталкивается, определяется по тому, как он будет действовать, какие поступки будет совершать: по Евангелию, по Слову Божию, или вновь поверит этим древним наущениям врага рода человеческого и начнет соблазняться сам и соблазнять других людей. Вновь совершается катастрофа, но катастрофа уже в жизни конкретного человека. И порой такой человек не только сам совершает падение, но и множество людей увлекает за собой.

Освободиться от этой власти греха возможно только тогда, когда начинаешь понимать, сколь ты несвободен, сколь ты действительно уже подчинен этому владыке мира сего. И человек в его будничной земной жизни не чувствует эту власть нового хозяина над своей душой. Кажется ему, что он может жить, совершать поступки, быть свободным, исполнять свои желания и хотения. Но всё это происходит лишь до той границы, до которой позволено. Как только человек попытается выйти за пределы ему дозволенного, так он чувствует силу и власть того, кто имеет их над ним. Так человек, который плывет по течению реки,не задумывается о той силе и мощи потока, в котором он находится – ему кажется, что все так легко: несколько взмахов – и он преодолевает огромные расстояния, вокруг него быстро меняются картины берегов. Но стоит человеку захотеть переплыть эту реку хотя бы поперек, как чувствует человек силу и мощь этого потока, понимает, как слаб он, чтобы преодолеть этот поток, который увлекает его в жизни сей. Стоит человеку лишь захотеть в своей жизни принять решение, чтобы поступать по евангельским заповедям, по тем словам Самого Бога, которые возвещены нам в Священном писании, как чувствует человек ту силу мутного потока житейского, будничного и земного, который увлекает его на сторону, не дает ему возможности быть и соответствовать Священному Писанию. И тут мы начинаем понимать, как только попытаемся исполнять заповеди Божии, сколь далеки мы от свободы и сколь велики те иллюзии, которыми питается наше сердце, сколь преданы мы и находимся во власти того хозяина, который и не собирается отпускать человека. Сколь уже грех, страсти, пороки укоренились в сердце – всё это проверяется и открывается через исполнение заповедей Божиих. Только через это начало своей жизни человек понимает, сколь он слаб, сколь он болен в том своем состоянии, в котором он находится. И куда девается это превозношение? Куда уходит гордость, тщеславие человеческое, лишь стоит ему только попробовать начать трудиться и исполнять заповеди Божии. Открывается нечто иное для человека – иной путь в его жизни.

Святые говорили о том, что тщательное исполнение заповедей Божиих научает человека смирению – тому фундаменту, на котором только и может строиться духовная жизнь. Если этого не происходит, то все, что бы ни строил человек, не устоит. Здание, которое пытается он построить в своей жизни, не имеет фундамента, и через некоторое время оно начинает разрушаться, трещать, и бывает порой, что под этими построениями, которые совершал человек, и сам он может погибнуть, и ближние его могут потерпеть величайшую беду.

Сегодня вновь и вновь Господь нам напоминает о том, что за веру свою мы должны бороться, чтобы обрести свободу своего сердца – эту свободу следовать за Христом, не постоянно увлекаться мнимыми прелестями, которые мир сей навязывает человеку, но действительно стать свободными в духе. Стать исполненными той полноты жизни, которая доступна человеку. Она не иллюзорна, она не мнима. Действительно, сердце человека, который приобретает эту полноту жизни и свободу от греха во Христе, наполняется величайшей радостью, которую мир не может дать человеку и которую мир не может похитить у человека.

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, что труд, который мы совершаем в нашей земной жизни, не имеет под собой земного начала, и борьба наша не в плоти и крови здесь на Земле, а борьба с духами злобы поднебесной. Она имеет духовное начало. И преодолеть, обрести здесь силу для того, чтобы победить, мы можем только во Христе. Другого пути здесь на Земле у человека нет. Никто не может дать ему силу и власть над духами злобы поднебесной, которые делают человека рабом и подчиняют его своей воле. Во Христе человек становится свободным. Но для того, чтобы обрести эту свободу, от человека требуется труд, требуется усердие и решимость, которых, порой, так не хватает человеку в духовной жизни.

Человек размышляет о многом в сердце своем, помышляет о самом себе, но, как только те или иные обстоятельства с определённой долей неожиданности возникают перед ним, куда же девается наше христианское устроение в сердце, которое с таким трудом мы отвоевывали у мира сего? Тут же теряется это настроение, и человек предается воле страстей и теряет свою свободу перед Богом. То, как мы должны поступать, жить, трудиться перед лицем Божиим, теряется из внутреннего взора человека. Он становится исполнителем воли, но воли уже злой, которая разрушает и его самого, и окружающих его людей.

Мне хотелось бы пожелать, чтобы мы были добрыми делателями на этой благодатной духовной ниве нашего сердца, чтобы не вырастали там плевелы страстей, грехов, которые смущают и не дают ничему доброму прорасти в нашем сердце. Чтобы мы были очень внимательны ко своим поступкам, делам и словам, чтобы не зарастало наше сердце тернием и буйством всякого рода сорняков, которые не дают возможности в этой доброму и хорошему началу, которое всеял Сам Господь в наше сердце. Вера всеяна в нас Богом. Вера укоренена в нашем сердце. И дай Бог, чтобы усердием, трудами вера преумножалась, укреплялась в нас. Тогда, действительно, невозможное станет для нас возможным.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд