Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю Пятидесятницы (31.05.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю Пятидесятницы31.05.2015 Евангелие от Иоанна7:35 При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь в Неделю Пятидесятницы
31.05.2015

Евангелие от Иоанна
7:35 При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов?
7:36 Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти?
7:37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
7:38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
7:39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
7:40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
7:41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
7:42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
7:43 Итак произошла о Нем распря в народе.
7:44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
7:45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
7:46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
7:47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
7:48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
7:49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.
7:50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
7:51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
7:52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
8:12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, в день Святой Пятидесятницы, мы с вами слышали евангельское чтение о том, какие слова Господь сказал к окружающим Его людям в Храме Иерусалимском. Слова эти были сказаны, как говорится в Евангелии, в последний день праздника Кущей, который был установлен в память о даровании Закона Моисеева – Синайского Закона. Праздник этот был торжественным: множество людей приезжало в эти дни в Иерусалим на богослужение, которое проходило в Иерусалимском Храме по ветхозаветным правилам. В этот день люди украшали дома свои срезанными ветвями. И вот в этот день праздника первосвященник сходил на источник Силоамский, золотой чашей черпал воды из источника, поднимался в Храм и возливал эту воду на жертвенник, символизируя этим излияние Духа Святого на всех людей.

Когда происходили эти события в Иерусалимском Храме, Господь является и говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Господь говорит о том, что реки живой воды потекут из тех, кто верует в Него. Не будет уже жажды и алкания в сердцах людей. Все, кто имеет нужду и жажду – будут утешены. Все те, кто имеет необходимость во свете – будут ходить во свете, – говорит Господь, призывая всех людей к себе. Являя собой ветхозаветный образ излияния Духа Святого, Сам Господь во Храме являет полноту жизни и дает эту жизнь окружающим Его людям, верующим в Него.

Нет той жажды, которую бы Господь не утешил бы в человеческом сердце. Каждый жаждет: один жаждет правды, другой жаждет знаний, кто-то жаждет освобождения от своих грехов, преодоления тех пороков, которые мучают его, кто-то жаждет добродетели. И все эти устремления сердец человеческих утоляет Господь. Он говорит, что Он есть источник, который способен утолить любое искание и алкание, и жажду в сердце человеческом. «Только приходите ко Мне, черпайте, источник глубок», — говорит Господь. И без меры почерпните воду благодати, которую изливает Господь всем любящим и верующим в Него.

Источник этот изливается в Храме в последний день праздника Кущей, и от этого дня доныне этот источник пребывает в храме Господнем. Господь изливает благодать на всех верующих в Него людей. Доныне эта благодать действует и исполняет сердца людей радостью. Печаль переменяет на радость, скорбь на радование прелагается в сердце человеческом, когда человек чувствует действие благодати Божией, когда он понимает свою защищенность и покров, и присутствие Бога близь него. И нет уже тех трудностей, скорбей, страхований, которые могли бы смутить человека – если близ него Сам Господь Всемогущий.

Как говорят в народе: «К пустому колодцу с ведром не ходят», так мы видим, сколь глубок и чист, исполнен воды колодец нашей с вами жизни во Христе. В Церкви, в богослужении, в молитвах мы черпаем эту благодатную воду, которая утоляет жажду сердец наших. Во все эти уже прошедшие времена, тысячелетия не пересыхает источник живой воды, дающей утешение сердцам человеческим. Есть только одно препятствие, которое человек находит в самом себе, которое мешает ему и не позволяет утолить жажду, мучающую порой его. Важно, с каким сосудом приходит человек к этому источнику. Человек может, как ему кажется, почерпать воду, но сосуд его худой. И сколько бы он ни наливал в этот сосуд, всё проливается, и не может он утолить жажду и напиться. Или приходит он не с ведром к этому источнику, а с наперстком, и желает утолить жажду свою без меры. И никак не может он утолить этой жажды, смущается и порой смущает других людей. Но дело не в источнике. Источник чист и глубок. Дело в самом человеке, ибо сам человек, не имея в себе того должного устроения сердца и души своей, не может унести и сохранить благодать Божию. Истекает и проливается она мимо и не приносит порой человеку того утешения, которого жаждет он.

Посему и мы должны всегда помнить, что труд наш состоит в том, чтобы привести в порядок сосуд нашей с вами души и сердца, чтобы не было тех трещин, через которые изливается благодать Божия, которую мы получаем через Таинства, через Причастие, через молитвы, через нашу общую церковную молитву. Мы должны внимательно относиться к своей собственной жизни, к своим словам, которые мы произносим и не задумываемся порой, что очередная трещина появляется на сосуде нашей душе, и становится она уже не годной, чтобы удержать в себе воду живую – благодать, текущую от Господа нашего Иисуса Христа. Посему и труд наш направлен на то, чтобы сохранить свое сердце от прилогов вражиих. Враг искушает и не желает, чтобы человек утолил алкание и жажду сердца своего. Ибо пока он находится в таком состоянии, не утешен и порой соблазнен теми или иными земными целями, которые враг ему полагает как те, которые способны избавить его от жажды, принести ему утоление в душе от тех скорбей, трудностей, смущений, которые на сердце и в душе человеческой. Там же, где сосуд уготован, где человек внимательно бдит не дает врагу разрушить сосуд его души, там человек сполна пользуется той водой живой, исполняется радости, живет беспечально в этом печальном мире с его страхованиями и его переживаниями.

И мне хотелось в этот день Святой Пятидесятницы, когда Дух Святой без меры изливается на каждого из нас, как и в те далекие времена – на святых апостолов, чтобы мы были внимательны к своей собственной душе, берегли сосуд души своей, не позволяли его разрушать врагу и сами бы не были такими неразумными, чтобы не повредить душе своей. Но и должны мы помнить ещё и о том, что точно так же мы должны хранить сосуд души другого человека, не принося ему каких-то обременений, трудностей, укорений, иронии, которые могут нарушить хрупкий сосуд души другого человека, может быть, с большим трудом приведенный в порядок, когда трещинки еле-еле удалось залатать и преодолеть. Посему внимательность и осторожность по отношению к другому человеку должна быть в наших взаимоотношениях и в нашем строе и порядке церковной жизни. Каждый из нас знает, сколь хрупок наш сосуд души и сердца: стоит посмотреть куда-то – как разрушается тот благодатный мир, который мы имели на сердце, трещины появляются на сосуде нашей души. И посему знаем, как трудно привести его в порядок. Точно так же мы должны быть осторожны по отношению к другим людям. Беречь и ценить тот труд, который они употребляют, чтобы привести в порядок сосуд души своей.

И ещё раз хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас: быть внимательными к нашей жизни, к жизни нашего сердца, к помыслам, которыми враг пытается разрушить строй и порядок нашей жизни. Были внимательны и осторожны в словах своих и поступках по отношению к другому человеку, ибо труд его велик. И, может быть, с большим трудом он может удерживать нападки и прилоги врага, но, всё-таки, не сдается. Чтобы мы помогали, а не разрушали.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Июль 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             

Благотворительный фонд

Фонд