Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю пред Богоявлением 15.01.2017

Протоиерей Андрей Речицкий Проповедь в Неделю пред Богоявлением15.01.2017Мк., 1 зач., I, 1–8. (Недели)Лк., 24 зач., VI, 17–23. (Прп.) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодняшний воскресный день именуется Неделей пред Богоявлением,…

 

Протоиерей Андрей Речицкий

 

 

Проповедь в Неделю пред Богоявлением
15.01.2017
Мк., 1 зач., I, 1–8. (Недели)
Лк., 24 зач., VI, 17–23. (Прп.)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодняшний воскресный день именуется Неделей пред Богоявлением, то есть Неделей, которая предшествует грядущему торжеству – празднику Богоявления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В эту Неделю положено особое Евангельское чтение, которое мы с вами слышали – зачало Евангелия от Марка Господа нашего Иисуса Христа, которое повествует нам с вами о проповеди Иоанна Крестителя. Он жил в пустыне, был воспитан ангелами, напитан ими, имел этот дух пустынный во всем образе своем, ибо одевался во «власы́ велблýжди, и пóясъ усмéнъ о чреслѣ́хъ егó» и питался он всего-навсего медом и акридами. И все люди с удивлением взирали на образ подвижника сего. Все понимали, что человек, который ведет подобный образ жизни, не может сам на себя возложить такие труды и подвиги, потому что они превозмогают человеческое естество. Эта несокрушимая духовная сила, присутствующая в его душе, которую чувствовали люди, делала его, как повествует нам Евангелие, подобным духу Илии-пророка. Эта ревность о Боге, несокрушимость духовная делали его для множества людей, живших в окрестностях Иерусалима, тем духовным вождем, слово которого очень много значило в их жизни.

На тот момент истории, когда является Иоанн Креститель с проповедью о грядущем Спасителе мира, строй-порядок жизни людей был уже нарушен, и многие события, свидетелями которых были жившие в те времена люди, говорили о том, что что-то должно совершиться, «близ при дверях» грядущий Спаситель, ибо уже скипетр Иуды был взят от народа: иноплеменник царствовал в Иудее. Народ жил под бременем Римского императора, первосвященники были уже людьми, которые не исповедовали веру в Единого Бога, но занимались своими философскими построениями. Саддукеи, книжники, фарисеи – люди, которые были преданы каким-то своим человеческим желаниям. Порой даже, как мы слышим в Евангелии, не веровали в силу Воскресения, то есть по сути  своей, как бы мы сейчас сказали, были атеистами – не верили в Бога. Но свои земные дела решали через свое присутствие в Храме. Конечно, это не могло не смущать сердца многих людей.

Люди находились под бременем мытарей, которые брали подати сверх того, что положено. Воины попирали закон для того, чтобы получить большую долю. Все были одержимы желанием преумножать свое богатство. Это нравственное состояние общества приводило верующих людей в трепетное ожидание того, что дальше так продолжаться не может. Подобно тому, как люди, живущие в разные времена, видя нравственный упадок и страшное состояние находящихся у власти людей, скорбят и понимают, что не может так долго продолжаться — Господь явит Свою силу. Господь вновь покажет тот выход, который будет полезен как для их души, так и для их общества.

Сердца людей были исполнены ожиданием того, что эта нездоровая ситуация, которая сложилась в обществе, должна разрешиться – как некий нарыв, все это должно вскрыться, чтобы очистились вновь и душа, и сердце человеческое. Такие состояния вскрытия внутренней болезни всегда бывают для человека болезненны, и человек терпит скорбь — как сам человек, так и все общество.

Что же слышат люди от Иоанна Крестителя? Они не слышат слов ободрения, не слышат размышлений, советов вообще, обличений того общества, в котором они живут, не слышат обличения людей, находящихся у власти. Но слово Иоанна Крестителя обращено к сердцу каждого человека, который приходит к нему. «Покайтесь!» — говорит он тем людям, которые приступают к нему. Он обличает состояния их сердец, а не состояние мира вообще, не ведет дискуссий о политике, об экономическом состоянии общества, хотя оно очень болезненно переживалось людьми. Но он обращается только к сердцу человека, который приходит к нему. «Покайтесь!» — ибо только на этом пути есть для человека выход. Что для человека значит весь окружающий мир, все эти проблемы, которыми болеет этот мир? Да ничего это не значит для души и сердца человеческого! Потому что душа человеческая превозмогает весь этот мир. Душа каждого из вас гораздо более, чем все сокровища этого мира – об этом нам с вами говорит Господь. Что ты заботишься и переживаешь, болезнуешь о каких-то недостижимых и непонятных тебе тайнах Божиих: как Господь ведет этот мир? как Он строит этот мир? каков Промысел Его? — ты не знаешь и не ведаешь. Что же ты печалуешься и смущаешься сердцем своим? Взгляни на самого себя.

Иоанна Креститель в проповеди своей говорил людям прежде всего о том, чтобы они взглянули на состояние своей души и своего собственного сердца. Без изменения самого себя невозможно изменить ничего вокруг нас. Мы знаем из Священного Писания о том, как некогда ангелы, пришедшие к Аврааму, должны были пойти в Содом и Гоморру, чтобы вынести приговор тем людям, которые там жили. Авраам испытывает их и спрашивает, сможет ли устоять город, если в нем есть 50, 40, 30, или хотя бы 10 праведников? Ангел свидетельствует о том, что, если будет даже этот небольшой остаток среди всех людей, то Господь пощадит эти города.

Проповедь Иоанна Крестителя обращена как к сердцам тех конкретных людей, так и к нашим сердцам, и говорит о том, что сила покаяния столь велика, что, если даже небольшое количество людей будет верно Богу, то иным будет суд и определение Божие по отношению не только к нам, но и ко всему миру, в котором мы живем. По отношению к нашим детям, по отношению к семьям, по отношению к нашим близким, по отношению к той стране, в которой мы живем. Вся проблема состоит в том, найдет ли Господь тот небольшой благодатный остаток среди огромного количества людей, которые живут по всему лицу нашей бескрайней страны. И рассуждения начинаются не с каких-то высоких понятий, не с претензий по отношению к другим, но только по отношению к себе. Начни с себя! И, как говорил преподобный Серафим Саровский, память которого мы сегодня совершаем, — «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Вот это тот путь, который нам с вами полагает сегодня и проповедь Иоанна Крестителя о покаянии, обращенная к сердцам приходящих к нему людей, и призыв преподобного Серафима Саровского, обращенного к сердцам нашим. Путь свой жизненный мы должны выбирать вне зависимости от того, что происходит вокруг нас. Мир не должен на нас влиять. Мы должны на него влиять. Мы должны быть свободны от этого мира и нести тот свет, то благодатное начало, в котором этот мир так нуждается. Другого пути не существует. Иначе происходит катастрофа, как самого человека, так и огромного количества окружающих и зависящих от него людей. Стоит допустить только возможность греха, отступить, позволить его себе — но, как говорят святые, не бывает малых позволений. Если человек сказал А, то все остальные буквы алфавита до Я будут сказаны. Если увяз коготок, то и вся птичка поймалась, — таковы сети вражии. Посему и призывает пророк Иоанн Креститель к тому, чтобы человек, освободившись от этих дьявольских сетей, обрел внутреннюю свободу для того, чтобы во всей полноте своего существа служить Богу. Чтобы исполниться той особой благодатной жизни, которую может человеку подать только Господь.

Мы должны помнить о том, что мы ответственны за то сокровище, которое несем в самих себе. И не жить, как некие аборигены, отдающие жемчужины, которыми они обладали, за те привозимые им колониальные подарки, не понимая цены того сокровища, которым они обладают. Душа наша и сердце превозмогают всё в этом мире. О них мы должны более всего заботиться, чтобы ничто скверное не входило в нас. Мы должны заботиться о том, чтобы вражьи помыслы не расхищали нашу жизнь, не делали нас подвластными каким-то вражьим прилогам, заставляя нас совершать поступки по отношению к другим людям не так, как нам желается, а как желает того враг. Мы должны вести внимательную духовную жизнь и заботиться о себе самих.

Быть очень осторожными к тому, чтобы вынести свой суд и свой приговор по отношению к другим людям. Никто никогда не знает последнего определения Божия по отношению к человеку, никто никогда не знает всех глубин человеческих — как может откликнуться сердце человеческое Богу и измениться во мгновение в жизни своей.

В Патерике есть рассказ о том, как некий старец, пустынник и подвижник, видел свет, исходящий из женского монастыря, который находился неподалеку от келии его. И видел восходящую в этом свете душу, сопровождаемую ангелами на Небо. Он был столь удивлен этим таинственным явлением, что послал своего ученика в монастырь узнать, кто же умер в монастыре и с такой честию восходит на Небо. Когда ученик вернулся, то возвестил старцу, что в монастыре никто не умер, но у дверей монастыря умерла всем известная блудница, которая жила в ближайшем городе. Старец был весьма удивлен и молился, чтобы Господь открыл ему, что же он увидел в том видении, которое было открыто ему Богом. И Господь открывает ему то, что женщина так возненавидела свое состояние, что обрела твердую решимость в своем сердце уйти в монастырь. Она дошла до дверей монастыря, но войти в монастырь не смогла – по определению Божию она почила у дверей монастыря. Господь принимает ее намерение и решимость изменить свою жизнь. Господь свидетельствует о том, что не только великие подвиги, которые совершает человек в своей жизни, но эта решимость человека изменить самого себя и не возвращаться на путь греха имеет величайшее значение в духовной жизни человека. Господь показывает нам, что твердое намерение человека воспринимает Он уже как совершенное дело.

Пример сей показывает и нам с вами, как далеко отстоят наши суждения о других людях, когда мы порой с легкостью выносим приговор. Кто знает, может быть, тот или другой человек будет удостоен чести от Бога подобно этой блуднице? В последний момент жизни своей принесет такое искреннее покаяние, которое сделает его непобедимым, и с честью он взойдет на Небо в райские обители. Мы же, размышляющие, выносящие свои приговоры, останемся виновны перед Богом, как те, которые нарушили заповедь Божию, как те, которые стали принимать на себя силу и власть выносить приговор о других людях.

Посему и величайшая осторожность требуется в нашей духовной жизни: не смотреть на то, как живет другой человек – это его крест, это ответ перед Богом. Он ответит перед Богом за то, как он живет. А вот как я живу, за свои поступки, за свои дела я буду отвечать перед Богом. И здесь более всего должна быть внимательность к своим собственным поступкам, к своей собственной душе. Если будет такая внутренняя решимость вести нерассеянную духовную жизнь, согретая покаянием, то многое возможно тогда будет человеку.

Посему и мне хотелось пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы покаяние – особое действие нашей совести – никогда не угасало в наших сердцах. Чтобы решимость по этому действию покаяния никогда не покидала наших сердец. Чтобы мы не делались легкими и доступными для вражиих сил. Чтобы устояли в этой борьбе за душу свою, которую каждый из нас ведет не по отношению к плоти и крови, как говорит нам апостол, но к духам злобы поднебесной.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд