Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю по Воздвижении Креста (04.10.2015)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю по Воздвижении Креста04.10.2015 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня мы с вами слышали рядовое воскресное Евангельское чтение, где Господь говорит притчу, обращаясь к тем,…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

Проповедь в Неделю по Воздвижении Креста
04.10.2015

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами слышали рядовое воскресное Евангельское чтение, где Господь говорит притчу, обращаясь к тем, кто близ него. И точно так – к нам с вами обращены слова притчи, которую говорит Господь, Который и зде ныне посреди нас с вами. Господь, обращаясь к людям, бывшим окрест Него, говорит о том, что некий человек был должен господину своему огромную сумму. Пришло время, когда он должен был возвратить долг господину своему, но не имел он, чем воздать и вернуть долг свой. И слышит грозные слова господина его: возьмите у него все, что имеет, продайте дом его, жену и детей – и все, что будет выручено от сих продаж, верните мне, а раба сего вверзите во тьму кромешную. И поразили слова сии сердце должника сего и, пад к ногам господина своего, плачет он, молит о милости. Господин, видя скорбь сердца его, прощает ему все, что он был должен. Но, выйдя от господина, он обретает уже своего должника, который должен был ему гораздо менее значительную сумму, по сравнению с той, которая была прощена ему. Он требует от этого должника, чтобы он вернул ему все, что был должен. Не хочет слышать и слов, чтобы потерпеть на нем, ибо должник его может и готов вернуть ему ту незначительную сумму долга. Но не являет он милосердия, снисхождения к должнику своему и ведет его в темницу, чтобы должник вернул ему долг сполна и как можно быстрее.

Сию притчу, которую рассказал Господь, обращаясь к людям, каждый мог в сердце своем понять и вынести суд об этом немилосердном должнике, который сам получил прощение от господина своего. Господь этой притчей показывает нам, чтобы мы могли правильно оценить и самих себя, и тот мир, который нас окружает. Ибо все, что сказано, и все, что мы видели в образах этой притчи, мы наблюдаем в окружающем мире. Мы очень часто сами готовы выносить приговор по отношению к тому или другому человеку, который поступает неправильно в мире, его поступки не соответствуют тому, что он сам порой получает, как милость, как доброе отношение от других людей, и он пользуется этим, но не проявляет милосердия и снисхождения к другим людям. Суд мы выносим легко по отношению к другому человеку, но по отношению к себе сей суд вынести порой не можем. Не видим самих себя, но видим свою правду, своих должников и понимаем, что мы должны получить сполна то, что они нам должны. Требуем от других людей внимания, утешения, послушания, требуем ещё много-много чего. Требуем-требуем-требуем… Ибо видим в других людях именно должников своих, которые обязаны нам чем-либо и должны вернуть сполна то, что они нам должны, не взирая на то, в каком состоянии они находятся, имеет ли человек сейчас возможность явить по отношению к нам то, что мы желаем: внимания или участия. Или человек просто болен или устал, и не может выполнить наших требований. Но мы требуем, не отступаем от своего, ибо видим только самих себя. Что же ускользает от нашего взора в такой ситуации? А притча нам говорит о том, что человек должен видеть господина своего и помнить о милости, которую тот явил, и никогда не терять вот этого состояния памятования, когда он обрел прощения от долгов своих, когда он почувствовал, что есть милость в этом мире, какова ее сила, сколько радости и утешения приносит она в сердце человеческое. Мы должны всегда помнить и видеть присутствие Бога в нашей жизни. Видеть, чувствовать и понимать, сколь много делает Господь по отношению к нам, прощая наши долги, которые мы совершаем по отношению к Нему своими поступками, делами, не исполняя воли Его. Бываем непослушны, и воля Божия остается в небрежении в наших словах, делах, которые мы совершаем в этом мире.

Но Господь говорит нам и то, что другого человека мы видим как должника, но мы должны видеть, памятуя о той милости, которую явил нам Господь. И тогда иные отношения будут выстраиваться между людьми. Господь желает только одного: чтобы та милость, которую Он являет по отношению к человеку, продолжала жить в сердце человека и изливаться на других людей. Не имея возможности явить эту полноту милости и любви, которую мы имеем в сердце своем по отношению к Богу, мы должны стремиться к тому, чтобы к другому человеку относиться как к образу и подобию Божию, как к Самому Христу, пришедшему к нам. Не как к некой назойливой мухе, от которой желается отмахнуться, ибо она досаждает своими просьбами, желаниями и требует от нас участия в жизни своей. Но Господь говорит о том, что мы должны принимать другого человека как Бога Самого, пришедшего и нуждающегося в нашей помощи и в нашем утешении. Господь много раз говорит: то, что сделали малым сим, то сделали Мне. Господь усваивает Самому Себе ту милость и любовь, которую мы проявляем по отношению к другим людям.

В Александрии жил святитель Иоанн Милостивый. Он очень скорбел своим сердцем от того, что некий знатный и богатый человек не мог простить обиду другому человеку. Он видел, что этот человек искренне стремится к Богу, но как некая заноза сидела в сердце его обида по отношению к другому человеку. Однажды святитель Иоанн пригласил его в свою домашнюю церковь, чтобы помолиться вместе с ним за Божественной Литургией. Никого, кроме них не было, только ещё один певчий на клиросе. Святитель Иоанн служил Божественную Литургию и, по возможности, помогал певчему —  подпевал на клиросе. Когда пришло время молитвы «Отче наш», он вышел на клирос и запел вместе с певчим и этим вельможей эту молитву. Когда же они дошли до слов «…и остави нам долги наши…», святитель остановился и замолчал и остановил певчего. И этот вельможа за Божественной Литургией пропел один: «и остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим». Он услышал самого себя в тишине церковной, услышал свои слова, которые были сказаны им перед Богом. И так они его поразили, что он понял всю глубину своего падения. Пав к ногам святителя Иоанна, просил его назидания, чтобы исцелело сердце его от недуга сего. Получил он исцеление от той язвы, которая разъедала жизнь его, душу и сердце внутри и во внешних отношениях с другими людьми. Обрел он спасение, обрел исцеление.

Услышать самого себя по отношению к Богу для человека очень важно, потому что мы слышим монолог, который желаем говорить по отношению к другим людям, наставлять, назидать, научать, требовать от других, чтобы они слушали то, что мы хотим сказать. Но слышим ли мы сами то, что нам говорит Господь? Есть ли в нашем сердце та тишина, в которой только и может отразиться это таинственное Слово Божие, способное изменить нашу жизнь? Или мы только способны слышать самих себя?

За Божественной Литургией мы точно так же поем молитву «Отче наш». Поем все вместе. И порой в этом общем хоре мы не слышим самих себя. Но представим на секундочку: все умолкло, и я один здесь в храме произнес эти слова перед Богом, перед всеми людьми, которые находятся здесь в храме. Как они должны коснуться моего сердца? Изменят ли они мою жизнь? Или точно так же останутся непонятыми, неуслышанными, и жизнь останется прежней по отношению к Богу, по отношению к нашим ближним?

Выйдя из храма, неужели мы не будем хоть немного стремиться к тому, чтобы изменить свою жизнь? Сохранить в сердце своем то, что мы здесь получили. Нести как некое сокровище в своих сердцах, не уничижать то благословение, благодать, которые мы получаем в храме. И как внимательны должны мы быть по отношению к другим людям, которых Господь посылает нам на нашем жизненном пути! Ведь ничего не совершается без Промысла Божия. Даже когда мы, как нам кажется, случайно встречаемся с каким-то человеком, который где-то нам немножечко досадил, толкнул, наступил на ногу в общественном транспорте или что-то сказал неприятное нам –за этим всем стоит Господь. Господь желает только одного: что бы ни происходило в окружающем нас мире, мы должны проявить милость и любовь по отношению к другому человеку. Ибо его послал Господь для того, чтобы, может быть, уврачевать те немощи и язвы, которые уже имеют в сердце и душе свое развитие и грозят нам всякого рода недугами, болезнями и скорбями.

И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы то, что мы произносим и слышим в храме Божием, входило в слух наш и оставалось в сердце нашем. И жизнь наша выстраивалась по тому, что мы ныне слышим в храме Господнем.

Сегодня мы за богослужением слышали два Евангельских чтения, которые встретились: Недели по Воздвижении Честнаго и Животворящего Креста Господня и Недели, когда мы слышали притчу о немилосердном должнике. Точно так же в Неделю по Воздвижении мы слышали слова Господни, обращенные к сердцу каждого из нас: тот, кто хочет идти за Мной, возьмёт крест свой и идет за Мной. Эти слова да не будут для нас пустыми, незначительными! Хотя казалось бы, мы уже множество раз слышали их за богослужением, но пусть хоть немножечко и в этот раз потянутся душа и сердце наше, и решимость укрепиться к тому, чтобы исполнить то, что мы слышали здесь за Божественной Литургией. Не теряется в разного рода смущениях и страхованиях сердце, но пусть понудит оно нас к тому, чтобы мы поступали по тому, что мы слышали сегодня здесь от Господа, обращенное конкретно к каждому из нас. Тогда действительно совершится величайшая тайна в нашей жизни: среди всех тех обременений, трудностей и скорбей, которые мы несем в нашей жизни, мы вдруг почувствуем ту легкость, радость, о которых нам говорит Господь: «Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть».

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд