Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю по Рождестве Христовом (10.01.2016)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю по Рождестве Христовом 10.01.2016 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня мы, братья и сестры, в Неделю по Рождестве Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь в Неделю по Рождестве Христовом

10.01.2016

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы, братья и сестры, в Неделю по Рождестве Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа слышали Евангельское чтение, в котором повествуется о бегстве Святого семейства в Египет, о том, как Ирод проявляет свою злобу, желая утолить свое властолюбие. Он был, как мы слышали, поруган от волхвов и вот, посылает воинов избить младенцев близ Вифлеема. Огромное количество младенцев, как повествует Предание – 14 тысяч, было избито в этот день от воинов. Но наступает расплата – и Ирод умирает в жестоких мучениях. А Ангел является во сне Иосифу и возвещает ему, что он может вернуться в землю Израильскую, и  указывает ему, где он может поселиться. Иосиф с семейством поселяется во граде Назарет.

Сегодняшнее Евангельское чтение приоткрывает нам и показывает, что определяющим в жизни, в истории всегда бывает составляющая духовная, а не какие-то человеческие устремления. Человеку представляется, что ему чего-то желается, хочется, но главным и определяющим в жизни человека является эта духовная составляющая, которая и определяет события и поступки, совершающиеся в этом мире – в зависимости от того, какому духу предано сердце и где находится сокровище человеческое. Господь нам говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». И мы видим, что праведный Иосиф, как именует его Святая Церковь, жил и старался исполнять заповеди Божии, и это определяло его жизнь. Эта праведная жизнь делает его собеседником ангелов и способным вместить откровения таин Божиих, которые совершаются в эти дни. Ангелы сами открывают ему конкретно, что он должен делать в той или иной ситуации, чтобы не смущалось сердце его. Они снимают с сердца его все смущения, чтобы он мог совершать свое служение и послушание перед Богом без всякого рода возмущений сердечных.

Англы утешают и разрушают все недоумения сердца праведного человека. Такова жизнь того, кто утраивает ее по заповедям Божиим и стремится к тому, чтобы главным в его жизни было дело спасения — главное дело, которое находится за границами этого мира. И все события, поступки, дела, которые человек совершает в этом мире, он должен подчинять этому главному, что он должен совершить в своей жизни, этой цели, которую он должен достичь.

В сердце человеческом должна присутствовать определенная иерархия ценностей. Если этого нет, то сердце начинает путаться, одно принимать за другое, начинает жить двойной жизнь, мучая и самого себя, и окружающих его людей. В какие-то минуты земные устремления человеческого сердца берут верх над духовным началом — и ломается весь строй и порядок в жизни человека. К несчастью и его самого, и окружающих его людей. И мы видим, как действует дух иной в сердце человека, преданного всякого рода земным целям, земным представлениям: Ирод очень желал властвовать, не хотел расстаться с властью и положением, которые он имел как царь Израилев. Как только он услышал, что родился другой Царь, не понимая, не разбираясь в той ситуации, о которой ему возвещали, он для себя решает: любой ценой уничтожить конкурента, которой может взойти на его престол и лишить его власти. И эта человеческая привязанность, когда он желает достичь только своей земной цели любой ценой, делает человека подвластным духам злобы поднебесной, и он становится орудием действия уже иного мира, который стремится внести разделение, смущение и, прежде всего, довести человека до состояния уныния, печали, поставить его на грань жизни и смерти. Лишить человека понимания того, что происходит с ним и с окружающим его миром. Пребывая в таком состоянии, сердце человеческое начинает обвинять всех и вся, кроме себя. Ибо оно желает только одного: достичь того, что ему хочется здесь и сейчас. И не понимает такое сердце самого главного: где же сокровище его, как ему надо строить свою жизнь, чему подчинять свои поступки, дела и слова.

К чему приводит такое состояние одержимости этими земными понятиями, ценностями, представлениями мы видим в образе Ирода, который посылает воинов уничтожить ни в чем неповинных младенцев, не понимая абсурдность того решения, которое он принял. Ибо человек, когда его одолевает страсть, не способен уже ни о чем размышлять. Он видит только ту цель, к которой его ведет враг рода человеческого.

Сегодняшние Евангельские чтения напоминают нам и говорят о том, что мы должны прежде всего и более всего рассуждать, по слову апостола, с каким духом мы имеем дело. Ибо все определяется духовной составляющей нашего состояния: каков духовный вектор нашей жизни. От этого будет зависеть и все остальные дела, поступки, слова, которые мы будем совершать в окружающем нас мире по отношению к другим людям. И других людей будем видеть точно так же — в зависимости от того, какой дух пребывает в нашем сердце. Если это дух злобы, зависти, всякого рода иных человеческих страстей, то все остальные люди будут для нас препятствием для удовлетворения того желания, которое неистовствует в сердце человеческом. Тогда будут обиды, смущения, разномыслия и разделения, которые возникают между людьми.

Но мы должны понимать и о самих себе, и об окружающих нас людях, что все определяется не внешними поступками и событиями, которые являет тот или иной человек по отношения к нам, но духом, который определяет духовное направление этих поступков, к чему они нас и других людей ведут. Если Господь попускает другим людям быть к нам порой невнимательными, высказывать незаслуженные нами упреки, то, мы знаем, что дух злобы сразу восстает какими-то обидами, раздражениями, желанием вновь и вновь вернуть свое достоинство и во что бы то ни стало оправдаться и получить власть над тем, кто не прав и высказывает по отношению к нам какие-то несправедливые замечания. Но мы должны помнить о том, что дух иной должен быть в сердце нашем. И тогда все, что будет происходить, будет иметь другое значение.  Мы будем понимать, что Господь устраивает все лишь для одного – чтобы мы приобрели некие особые добродетели в своей жизни. И другой человек является для нас такой возможностью. Ибо как иначе приобрести терпение, приобрести смирение здесь на Земле, как не идя по тому пути, когда ты принимаешь на себя эти какие-то, как кажется сердцу человеческому, несправедливости по отношению к тебе? И не другой виноват, а ты начинаешь искать причину в самом себе, и понимать, что эта ситуация, какой бы она ни была – справедливой или не справедливой — смысл и содержание ее будут определяться только тем, что она служит к пользе духовной. Посему и должна быть принята без смущений, без раздражений и без ропота, ибо эта ситуация даст сердцу человеческому постичь опытным путем, что же есть, на самом деле, терпение и смирение. Сколько бы мы книг ни читали, сколько бы мы ни рассуждали, каких бы мы определений терпению и смирению ни знали, но никогда ничего толкового сказать не сможем, ибо это то, что познается только в опыте своей жизни. Когда ты сумел преодолеть раздражение, обиду и сам сделать первый шаг навстречу другому человеку, то это твоя победа, твой личный опыт, который будет помогать тебе и дальше строить твою духовную жизнь, твоего внутреннего человека.

Если же все остается только во внешних рассуждениях, во внешних представлениях о духовной жизни, то ничего происходить, по сути своей, не будет: как были обиды – так и будут оставаться, как были раздражения  — так и будут смущать сердце человеческое, как была зависть – так мы увидим везде, во всем, как в другом человека, так и в любом обстоятельстве, с которым мы сталкиваемся, что все происходит не по-нашему, а по некой несправедливости, которую мы имеем в своем сердце. «Я» встанет на первое место, разрушит и самого человека, и окружающих его людей.

Сегодня, когда мы слышали Евангельское чтение о событиях бегства в Египет, мы понимаем о том, что Ангельский мир близ каждого из нас. Ангелы помогают и руководят в нашей духовной жизни. Посему и сердце должно иметь отверстым для этой благодатной небесной помощи от своего Ангела-хранителя. Почаще к нему обращаться, просить его помощи и поддержки, а не выходить с какими-то ненужными словами, переживаниями к другим людям. Другие для нас – это средство в руках Божиих, которое ведет нас по пути добродетели. А Ангел-хранитель – это тот, кто всегда подскажет и поможет нам на этом пути укрепления души нашей в главных добродетелях, на которых строится весь дом нашей души: терпении и смирении.

Хотелось бы еще раз пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы Ангел-хранитель был близ каждого из нас, подобно тому, как вел он праведного Иосифа – и во всех обстоятельствах его жизни не смущалось его сердце. Чтобы точно так же в нашей жизни идти по тому пути, который полагает нам Господь. И путь этот только один – путь в Царствие Небесное через те или иные земные обстоятельства, которые нас сопровождают на этом пути.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Декабрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             

Благотворительный фонд

Фонд