Московская патриархия

Проповедь о. Андрея в Неделю памяти Григория Паламы (27.03.2016)

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ) Проповедь в Неделю памяти Григория Паламы27.03.2016Мк., 7 зач., 2:1-12 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Сегодня, братья и сестры, у нас с вами уже Вторая Неделя Великого поста.…

 

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

 

 

Проповедь в Неделю памяти Григория Паламы
27.03.2016
Мк., 7 зач., 2:1-12

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, братья и сестры, у нас с вами уже Вторая Неделя Великого поста. Святая Церковь считает необходимым напомнить нам о том подвиге, который мы должны сугубо совершать в эти дни Великого поста, трудясь над своим собственным сердцем, над очищением своей души. Что же бывает, если человек упускает эту важнейшую составляющую своей жизни – духовную? Мы видим сегодня в Евангельском чтении расслабленного человека, которого приносят к ногам Иисусовым. Таково состояние человека, когда духовное начало в его жизни перестает быть важным, значимым и определяющим всю его жизнь. Некое расслабление, начавшись в душе человеческой, начинает открываться и вовне – в теле человека. Господь прямо говорит нам о том, что тело состраждет душе своей. И причиной многих немощей и болезней является грех, который укореняется в душе и сердце человеческом. И оттуда уже начинают исходить мысли недобрые, поступки и слова, которые разрушают и человека, и окружающих его людей.

Господь нам сегодня это указывает к тому, чтобы человек мог обрести это здравие телесное, которого ищет, чтобы нести свои послушания здесь. И начинается, как говорит нам сегодня Господь, прощение грехов — с очищения своей совести от тех ненужных и недолжных поступков, которые отягощают человека. Трудно идти по Земле человеку, нести свои послушания, заботы, если он обременен многими грехами, которые он носит с собой как некий мешок. Тащит это по своей жизни – сам уже изнемогает и других начинает приводить в состояние расстройства. Все кроется в сердце и душе человека. Невозможно ничего изменить в нашей внешней жизни, если мы ничего не изменим в нашем внутреннем человеке.

Грех является  причиной всех нестроений, всех бед и немощей, которые постигают человека. Греха более всего должен бояться человек. От греха, как от преступления, которое разрушает самого человека, должно бегать, преодолевать и через покаяние искать исцеления своей души.

Грех входит в жизнь человека незаметно. Порой человек не обращает внимания на те помыслы, с которыми он сталкивается в своей жизни: посмотри туда, посмотри сюда, послушай, что говорят, отвлекись от своего внутреннего делания, выйди вовне своими глазами, ушами – и тут же враг вложит в них то, что потом начинает жить как некое семя в душе и сердце человеческом. В этом начале развития греха человеку ещё все легко отринуть: мало ли что говорится – не многое нас касается! Святитель Антоний рассказывал о том, как некий человек, читая удивительную, прекрасную и увлекательную книгу, сидел у окна. За окном была прекрасная погода, весна, расцветали деревья, пели птицы. Вдруг человек слышит мимоходящих рядом людей, которые ругаются между собой и говорят недолжные слова. И если человек оставляет эту прекрасную и увлекательную книгу и начинает вослед задумываться о том, что он услышал сейчас – то горе такому человеку! Наверное, то, во что погружен был человек, гораздо более было значимо, чем та грязь, которую бы  он, может быть, даже и не услышал, если действительно был увлечен чтением, а не теми словами, которые случайно донеслись до него и исчезли вдали. Не должно отвлекаться и прилепляться к помыслам, которые не зависят от нас.

Множество раз святые нам говорят, что враг не знает, что находится в душе человека, если человек сам не проболтается и не начнет рассказывать о себе. Рассказывая себе близким или окружающим, мы должны помнить о том, что всегда рядом присутствует некто, кто все фиксирует, записывает и оставляет это себе для понимания того, как нужно действовать против этого человека. Здесь мы сами бываем виной многих бед и проблем, с которыми потом сталкиваемся, ибо своей болтливостью позволяем врагу знать наши слабые места. И здесь он уже спуску не даст. Начинают приходить именно под таким видением, пониманием сердца человеческого помыслы. Начинается борьба человека с этими помыслами в зависимости от немощи его сердца. Устоит человек – для него это будет благо. Если он занят молитвой, занят трудом, своим послушанием – то ничтоже успеет враг по отношению к сердцу человеческому. Если же человек только отвлечется от своего внутреннего делания, не очистит помыслы свои молитвой, то, что бы ни пришло, стоит только прочитать молитву, взять молитвенную паузу для самого себя – и очистятся помыслы, все уйдет. И не пострадает человек, мгновенно забудет о том, что же это было, и не коснется прилог греховный сердца человеческого.

Если же молитва забыта, находится в нерадении и небрежении, то тут уже враг находит для ума человека новые «приятности», которыми начинает смущать человека. Помысел начинает привлекать внимание человека, и он  начинает как бы рассматривать его умом своим с разных сторон. Если ум не занят молитвой и не проверил помысел молитвой, то он начинает о нем думать и размышлять – с разных сторон, как некогда Ева в Раю, многажды проходившая мимо древа познания добра и лукавого, знала заповедь Божию, знала, что там есть плоды, но не обращала внимания на них, потому что была положена на них заповедь Божия и она занималась делом своим. Но враг смутил её, и она начинает рассматривать красоту этих плодов.

Начинает человек искать для себя в этих помыслах определенную выгоду, начинает прикладывать это каким-то образом к своей жизни. И тут уже совсем недалеко для человека чувствование удовольствия, начинает он искать удовольствия в этих помыслах, которые уже от ума погружаются в сердце человеческое. Тут начинаются фантазии: человек начинает фантазировать, представлять, размышлять, погружаться в этот фантазийный мир и опять искать для себя удовольствия, не замечая, как он все глубже и глубже погружается в грех, как грех начинает обладать и умом, и сердцем его. Но здесь еще есть для человека возможность остановиться, остановить эти фантазии, оставить эти пустые размышления, которые вынуждают и погружают человека в какие-то иные миры, которые ничего не значат, возникают один за другим и лопаются, как мыльные пузыри, ничего после себя не оставляя, кроме неприятностей. И здесь есть для человека возможность остановиться без многих опасностей и трудов – выйти из этого мира, не позволять себе жить в фантазиях. Есть духовные запреты для нас: человек, которые желает жить духовной жизнью, не может жить в фантазиях. Он должен быть внимательным, чтобы не погрузиться в этот мир, чтобы не начать услаждать себя в своем собственном сердце этими образами и фантазиями, которые начинают извергаться, как из вулкана, в сердце человеческом, выстраивая для человека, как ему кажется, и радости, и утешения. Но прекратить этот внутренний диалог, который возникает в сердце человеческом, для человека – величайшее благо, ибо он полагает в сердце своем предел греху.

Мы должны помнить и знать для себя: внутренний диалог запрещен для того, кто хочет преуспевать в духовной жизни! Фантазии запрещены тому, кто хочет преуспевать в духовной жизни! Если мы себе это позволяем, то грех выходит как бы вовне, и человек начинает искать уже эти образы в окружающем его мире. Возникает желание: человек начинает желать обладать тем, что он себе напридумывал, нафантазировал. И даже не представляет и не понимает, как далека та реальность, которую он себе желает, от того, что он себе нафантазировал.

Если же и здесь человек не смог остановиться, то и здесь все еще остается возможность выйти из этого греховного начала, но уже с большим трудом приходится отрывать от себя эти желания, которые укоренились в сердце человеческом. За желанием, которое позволяет себе человек, уже рождается решимость на грех. Человек позволяет себе грех делом. И здесь от человека требуется совершенно иной путь – через покаяние, через скорби, через немощи и болезни сполна рассчитаться за тот грех, который он некогда сам пустил в свое сердце, оказавшись невнимательным к этим прилогам, помыслам, которые враг вкладывал в его сердце.

Желая преуспеяния в духовной жизни, желая приобретения тех благ и богатств, которые дает Господь любящим его, достичь их человек может только на пути преодоления греха. И мне хотелось бы пожелать каждому из нас, чтобы мы побеждали грех в самом его начале, ещё в прилоге, который только подступает к нашему уму, чтобы не преодолевать многих трудов, чтобы освободить себя из этого греховного плена. И научиться побеждать эти прилоги можно только через молитвенное делание. Только через это очищение от помысла молитвой – что бы ни пришло, каким бы прекрасным и соблазнительным не казался этот помысел для человека. Остановись! Прочти молитву, хотя бы «Отче наш» — там все сказано. Особенно в последних словах этой молитвы. И Господь покажет, что же за помысел пришел к тебе. Ты увидишь его обратную сторону, которую не видит человек, соблазненный и плененный тем или иным помыслом. И тогда есть возможность остановиться, отступить – и войти в другой строй-порядок жизни.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

Расписание богослужений

<< Сентябрь 2020 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
             

Благотворительный фонд

Фонд